№ 17 (318) сентябрь 2005 / Епархии и приходы

Следующая статья...»

По земле древней Костромы

29 августа 2005 года Костромская епархия отметила юбилейную дату — 15-летие возобновления в Костроме общегородского крестного хода с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в день празднования явления этой всероссийской святыни.

Судьба Феодоровского образа Пресвятой Богородицы уникальна. Эта чудотворная икона, пребывающая ныне в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы — не копия и не список, а одна из древнейших святынь России — сохранилась в огне костромских пожаров, испепелявших древний город на Волге, а в скорбную годину испытаний ХХ века избежала «музейного пленения» и не покидала церковных стен. С ней связаны имена святого благоверного великого князя Александра Невского и первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича, ей благоговейно поклонялись многие российские самодержцы и выдающиеся лица отечественной истории; чудеса по молитвам у лика чудотворного образа совершаются и по сей день.

Феодоровская икона Царицы Небесной известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца (ныне — Нижегородской области). Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ Божией Матери находился в обители до 1239 года — когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, которое подтверждается исследованиями современных историков, вскоре после разорения Городца Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этим образом в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой (не случайно на оборотной стороне иконы, являющейся двухсторонней, изображена святая мученица Параскева Пятница). Вместе с великим князем, защитником земли Русской, чудотворный образ был в воинских походах и на полях сражений, сопутствовал ему при поездках в Орду.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату Александра Невского, совершилось в конце 50-х — начале 60-х годов XIII века. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, жители Костромы видели на улицах города воина с образом Божией Матери на руках; в этом воине многие узнали святого великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обрел эту икону Пресвятой Богородицы на ветвях дерева вблизи речки Запрудни в костромском пригороде. Святыня была торжественно принесена крестным ходом городского духовенства в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, после чего и стала именоваться Феодоровской.

На месте явления иконы князь Василий основал мужской монастырь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (празднование которому совершается 16 августа), а в самой Костроме построил собор в честь Успения Пресвятой Богородицы; здесь, в Успенском соборе, чудотворная икона находилась до 1929 года (с конца XVIII столетия ее стали переносить на зиму в теплый Богоявленский собор, построенный рядом с Успенским). В память явления Феодоровского образа Божией Матери было учреждено празднование, совершаемое 16/29 августа. Тогда же установилась благочестивая традиция совершения в день явления иконы крестного хода со святыней из Успенского собора на Запрудню к Спасской обители.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в стенах костромского Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание свое Земским собором на престол государства Российского  и принес обеты верности Отечеству, Церкви и русскому народу. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 14/27 марта.

В 1764 году Спасо-Запрудненский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (каменный храм здесь построили в начале пятидесятых годов XVIII века), однако традиция совершения крестного хода, освященная вековой древностью, осталась неизменной. Ежегодно в день празднования явления чудотворного образа ранним утром духовенство Костромы износило Феодоровскую икону из Успенского собора, и крестный ход направлялся на городскую окраину к Спасскому храму. Церковная процессия несла с собой и другие чтимые костромские святыни: Тихвинскую икону Божией Матери из Ипатьевского монастыря и икону Нерукотворенного Образа Спасителя. На Запрудне, у Спасского храма, чудотворный Феодоровский образ встречал костромской архипастырь, после чего начиналась Божественная литургия, по окончании которой крестный ход возвращался в Успенский собор (ставший с 1835 года кафедральным).

Особое благолепие Феодоровской иконе Божией Матери придавала золотая риза. Первую ризу, изготовленную в 1805 году, в 1891 году сменила новая — выдающееся произведение ювелирного искусства, весом около пуда, — средства на создание которой собирали «всем миром». На ризе сохранялись украшения, пожертвованные еще в XVII веке царем Михаилом Феодоровичем и его матерью великой инокиней Марфой Иоанновной.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери глубоко почиталась царственной фамилией: начиная с первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича, многие российские самодержцы посещали Кострому и поклонялись ее святыне. Последний такой визит состоялся в мае 1913 года, в дни празднования 300-летия дома Романовых. Несколько раз в Кострому приезжали святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и всероссийский пастырь — святой праведный Иоанн Кронштадтский. 

Вскоре после революции 1917 года совершение крестного хода в день явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери было запрещено. Закрытые в 1929 году кафедральный Успенский и Богоявленский соборы были в 1934 году взорваны, однако чудотворный образ Царицы Небесной остался в церковных стенах. С 1944 года Феодоровская икона Божией Матери находилась в костромском Иоанно-Златоустовском кафедральном храме — одной из трех церквей города, не закрывавшихся в ХХ веке. Здесь 7 августа 1948 года, в ходе первосвятительской поездки по волжским городам, святыне поклонился патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В 1955 году по его благословению для иконы была изготовлена новая серебряно-позолоченная риза, которая и сейчас украшает образ Царицы Небесной. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме пред ликом чудотворной иконы совершали свое служение выдающиеся архипастыри: епископ Арсений (Крылов), ревностно боровшийся с идеологией государственного атеизма; временно управлявший в 1959—1961 годах Костромской епархией архиепископ Пимен — будущий патриарх Московский и всея Руси; епископ Никодим (Руснак) — ныне митрополит Харьковский и Богодуховский. В апреле 1964 года, в связи с переносом кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же переместили и главную святыню Костромы. Здесь, в Воскресенском соборе, на протяжении почти четверти века архиерейские богослужения возглавлял архиепископ Кассиан (Ярославский), старец-святитель, 11 лет жизни которого прошли в заключении и ссылках.

В 1990 году настало время возрождения древней благочестивой традиции — общегородского крестного хода в день явления Феодоровской иконы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 29 августа, после Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе, святыня была торжественно изнесена из него и на руках священнослужителей, в сопровождении многих тысяч верующих, проследовала по всей Костроме к храму Спаса на Запрудне.

Областная газета «Северная правда» 1 сентября 1990 года в статье со знаменательным названием «Дожили и дождались» писала о крестном ходе: «Невозможно было понять: столько десятилетий вот этого — боялись? Боялись молитв, колокольного звона, запаха ладана, церковного хора, боялись тех, кто крест носит, народа своего?.. Человек может забыть многие, даже очень яркие события, но хорошо помнит начало выздоровления. День, когда Кострома увидела крестный ход, памятен будет для многих». 

В 1991 году чудотворная Феодоровская икона была перенесена в Богоявленско-Анастасиин собор одноименного женского монастыря, ставший новым кафедральным храмом Костромской епархии. Именно об этом соборе, построенном в XVI веке и расширенном большой пристройкой в 60-х годах XIX века, святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал в 1902 году: «Много я ездил по Святой Руси, много видал храмов, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В последующие годы сложился новый порядок проведения крестного хода 29 августа, соблюдаемый и теперь: после праздничной Божественной литургии процессия выходит на центральную площадь Костромы, носящую имя народного героя Ивана Сусанина, здесь совершается молебен, а затем крестный ход продолжается до храма Спаса-на-Запрудне.

В 2002 году многотысячный крестный ход с чудотворной иконой впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, посетивший Кострому в связи с празднованием 850-летия города (до этого Святейший Патриарх посещал Костромскую епархию в 1993 и 1994 годах). После молебна на Сусанинской площади, где собрались около тридцати тысяч человек, Первосвятитель обратился к жителям Костромы: «Судьбы Отечества неотделимы от истории Церкви и ее святынь. Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения боголюбивых костромичей, преклонявших свои колена и сердца пред образом Той, посредством Которой “Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). Милостью Божией эта всероссийская святыня в скорбную годину “огненного искушения” (1 Пет. 4, 12) ХХ столетия сохранилась от поругания, и ныне мы вновь, как и в прежние времена, совершаем перед ней молитвенное пение, износим образ Пресвятой Богородицы на крестный ход, являющийся главным событием церковной жизни града Костромы».

По благословению Святейшего Патриарха Алексия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери неоднократно посещала российские города и святые места: первопрестольную Москву (трижды), Екатеринбург и последнее земное пристанище семьи святых царственных страстотерпцев — урочище Ганина Яма, Архангельск и Соловецкие острова, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь, Казань, Ярославль. В сентябре-октябре 2004 года чудотворная икона стала главной святыней крестного хода, прошедшего по городам Украины, посетившего Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. С 2003 года по благословению Святейшего Патриарха начат сбор средств для воссоздания золотой ризы, украшавшей чудотворный образ прежде и бесследно исчезнувшей после изъятия иконы в 1922 году.

К костромской святыне, почитаемой в народе как особо покровительствующей семейному благополучию, приезжают тысячи паломников.

С 2003 года по решению костромской городской думы 29 августа стало официальной датой празднования Дня города Костромы.

23 марта 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, находясь в Костроме, посетил Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор.

По слову выдающегося иерарха ХХ века митрополита Николая (Ярушевича), «к подножию святых икон Божией Матери мы должны приносить самые лучшие и светлые чувства своей верующей души: благодарную любовь, смирение, веру, надежду и главное — добрые дела нашей христианской жизни». Зримое выражение этого благочестивого делания в современной церковной жизни Костромы — общегородской крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой, древняя традиция, возрожденная на рубеже новой эпохи истории Русской Православной Церкви.   

Следующая статья...»

№ 18 (295) сентябрь 2004



№ 21(298) ноябрь 2004


№ 22(299) ноябрь 2004


№ 1-2 (302-303) январь 2005


№ 4 (305) февраль 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 12 (313) июнь 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005
По земле древней Костромы


№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005



№ 4 (329) февраль 2006


№ 10 (359) май 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 9 (334) май 2006





№ 8 (333) апрель 2006


№ 4 (329) февраль 2006



№ 22 (323) ноябрь 2005





№ 19 (320) октябрь 2005


№ 21(298) ноябрь 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 7 (284) апрель 2004




№ 16 (245) август 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика