№ 21(298) ноябрь 2004 / Епархии и приходы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Над Волгой и Доном сияют золотые купола

31 октября митрополит Волгоградский и Камышинский Герман освятил храм-корабль «Святой равноапостольный князь Владимир», который стал третьей плавучей церковью в епархии. В отличие от своих «старших братьев» — «Святителя Иннокентия» и «Святителя Николая», которые двигаются с помощью буксиров, «Князь Владимир», построенный на базе десантного корабля, является самоходным судном, способным совершать миссионерские рейсы практически по любым водоемам.

Когда в 1991 году архиепископ Герман был переведен из Берлина в Волгоград, его епархия, выделенная из состава Саратовской, насчитывала около 40 приходов (до революции их было более 700). За 14 лет число приходов в епархии достигло 250. Однако и это совсем не много для области с населением почти 3 млн. человек и площадью 114 тысяч кв. км.

Серьезной проблемой для миссионерской деятельности в области было бездорожье. В то же время «главные дороги» области, ее водные артерии — Волга, Дон и Волго-Донской канал — оставались незадействованными для миссии.

Идея возродить плавучие церкви (существовавшие в России до революции) возникла у православного волгоградского предпринимателя Владимира Корецкого в 1996 году. Летом того же года он на крошечной пластиковой яхте совершил переход через Атлантику и в благодарность Господу за спасение от казавшейся неминуемой гибели дал обет создать храм-корабль. Годом позже был найден и спонсор проекта — им стал базирующийся в Германии международный католический фонд «Помощь Церкви в беде», который по благословению Святейшего Патриарха Алексия начал оказывать помощь Русской Православной Церкви, возрождавшейся после коммунистических гонений. Узнав о инициативе Владимира Корецкого, основатель фонда отец Веренфрид Ван Страатен (1913—2003) сказал, что одной плавучей церкви для России будет мало — ей нужен целый флот миссионерских православных кораблей.

Первый плавучий храм, устроенный на основе переделанного дебаркадера, был освящен 22 мая 1998 года. По благословению архиепископа Германа он был назван в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), выдающегося миссионера XIX века, 200-летний юбилей которого отмечался в тот год. Вскоре «Святитель Иннокентий» отправился в свой первый миссионерский рейс по Дону. Двигаясь с помощью буксира, плавучая церковь останавливалась в населенных пунктах, где не было своих храмов. За 120 дней плавания судно посетило 28 прибрежных деревень, священники окрестили 446 человек, причастили более 1500.

Как вспоминают участники первых рейсов миссионерских кораблей, появление плывущих над водной гладью золотых куполов воспринимались людьми с удивлением и радостью. Во время стоянок местные жители не только приходили за духовным окормлением, но и сами стремились помочь миссионерам кто чем может. Так, руководитель одного из предприятий, случайно во время рыбалки встретив храм-корабль, распорядился выделить ему топливо для дальнейших плаваний.

Всего за первую навигацию на молитвах на борту плавучей церкви побывали почти 3000 человек.

К лету 2000-го года в епархии появилась вторая плавучая церковь — «Святитель Николай», которая буксируется по Волго-Донскому каналу, а в зимнее время выполняет роль приходской церкви военного городка Мариновка.

Несмотря на успехи миссионерской деятельности «Святителя Иннокентия» и «Святителя Николая», этих судов было явно недостаточно для окормления паствы. Во-первых, они не могли передвигаться без помощи буксира, а во-вторых, в силу конструктивных особенностей, не могли ходить ни по главной артерии области — Волге, ни по Волгоградскому водохранилищу.

В результате долгих поисков инициаторы возрождения миссионерского флота нашли корабль, которому суждено было стать первым самоходным плавучим храмом, — бывший десантный корабль «Олекма».

Конструкция кораблей такого типа позволяет им вплотную подходить к берегу в самых мелких местах, а опускающийся в носовой части мост-аппарель, изначально предназначенный для съезда на берег танков и прочей бронетехники, очень удобен для прохода в храм молящихся. Длина корабля — 75 метров, водоизмещение — 300 тонн. Судно может ходить и по Волге, и по водохранилищу, а его капитан утверждает, что не побоялся бы выйти на нем и в Каспий.

Назвать корабль решили в честь крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Работы по преобразованию десантного судна в плавучий храм начались в конце этого лета. По подсчетам Владимира Корецкого, всего в них приняли участие около 100 человек. Представитель фонда «Помощь Церкви в беде» Петр Гуменюк лично присутствовал на каждом этапе реализации проекта.

В результате военный корабль изменился до неузнаваемости: надстройки увенчали три позолоченных купола, а в помещении, где раньше размещалась десантная бронетехника, был оборудован храм с алтарем, иконостасом, иконными киотами и даже со световым барабаном, в котором помещены изображения четырех евангелистов. Храм вмещает около 200 молящихся. Храм был освящен в честь св. равноапостольного Владимира, а сам корабль получил второе имя — «Отец Веренфрид» — в честь основателя фонда «Помощь Церкви в беде», на средства которого он и был переоборудован в плавучую церковь.

31 октября митрополит Герман в сослужении секретаря епархиального управления протоиерея Вячеслава Жебелева совершил в плавучем храме водосвятный молебен, после чего окропил святой водой все помещения корабля. В церемонии освящения корабля-храма приняли участие мэр Волгограда Евгений Ищенко, представители городской и районной администрации, делегация фонда «Помощь Церкви в беде» во главе с генеральным секретарем Антонией Виллемсен.

Точные маршруты миссионерских поездок «Князя Владимира» еще не определены, это будет сделано в преддверии навигации 2005 года. Однако митрополит Герман не исключает, что эти маршруты могут пролегать и по водным путям соседних епархий: Астраханской, Элистинской и Саратовской.

Как сообщили «Церковному вестнику» в Волгоградском епархиальном управлении, 3 ноября в плавучей церкви состоялось первое таинство крещения.

Материалы предоставленны пресс-службой Волгоградской епархии.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 1-2 (302-303) январь 2005


№ 4 (305) февраль 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 12 (313) июнь 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005



№ 20 (321) октябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005





№ 4 (329) февраль 2006



№ 10 (359) май 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 9 (334) май 2006





№ 8 (333) апрель 2006


№ 4 (329) февраль 2006


№ 22 (323) ноябрь 2005



№ 7 (284) апрель 2004





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008