№ 9 (334) май 2006 / Епархии и приходы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Епископы о причащении мирян на Пасху

Высокопреосвященный Георгий,
архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

В середине 80-х годов, будучи студентом Московских духовных школ, а потом послушником и насельником Троице-Сергиевой лавры, я помню, что народ почти не причащался на Пасху. Одна из причин связана с тем трудным положением, в котором находилась Церковь в годы советской власти. Но та власть пала, и ситуация резко изменилась: в Троице-Сергиевой лавре уже многие годы и на Пасху, и на Светлой седмице очень много причастников. Это правильная, грамотная традиция. То, что сегодня еще остались храмы, где не причащают на Пасху, это пережитки прошлого. Будем молиться, чтобы милостивый Господь исправил ситуацию. А вообще причащаться, тем более в Светлое Христово Воскресенье, в Светлый Понедельник, можно и нужно.
Другой вопрос на Светлой Седмице связан с постом, с исповедью. Духовники Троице-Сергиевой лавры благословляют всегда так: пост ослабляется, но ближе к  вечеру перед Причастием необходимо от скоромной пищи воздерживаться, и можно причащаться. Если чувствуете, что ваша совесть смущается, нужно пойти к священнику и исповедоваться. Не надо выстраивать «автоматическое» отношение. Бывает, человек и исповедовался, а так нагрешил, что причащаться нельзя, Причастие будет в суд и осуждение. Здесь многое зависит от человека и его духовной зрелости. Именно поэтому духовники нередко говорят, что без исповеди мы не причащаемся. Но это свидетельствует лишь о том, что человек по своему страстному состоянию не может надолго удержать в себе святость. И мы рекомендуем, чтобы исповедь была довольно частой.
В своем пасхальном слове святитель Иоанн Златоуст говорил: придите постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и не трудившиеся, и возрадуйтесь, и разделите с нами радость о Воскресшем Христе. Братья и сестры — Христос Воскресе! Воистину Христос Воскресе! Не смущайтесь и живите во славу Божию.

Высокопреосвященный Тихон,
архиепископ Новосибирский и Бердский:

В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция — мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху — как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковленных людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать — причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.
Если же священник в своем приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чем не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника.

Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский , на вопрос «Церковного вестника» о случаях отказа в Причастии на Пасху ответил: «К сожалению, у нас есть такая беда. На Пасху, когда некоторые батюшки устают уже, они не хотели бы “затягивать” службу. Поэтому они ограничивают народ с Причастием — кто-то младенцами, кто-то еще как-то по своему усмотрению. На самом деле, конечно же, причащаться можно и нужно всем. И, слава Богу, во многих храмах на Пасху и другие большие праздники этот правильный порядок потихоньку восстанавливается».
Однако Владыка подчеркивает, что ни Святки, ни Светлая седмица не умаляют значения достойного приуготовления к Причастию. И, как и в других случаях, говеть следует хотя бы три дня: «Нужно принести дань любви и уважения Святыне через воздержание, пост, молитву, через приготовление себя ко Причастию покаянием и очищением своей души от грехов. Нужно понимать, что вы подходите к величайшему таинству Тела и Крови Христовых, которое должно быть превыше той пищи, которая разрешается во дни Светлой седмицы. Но вот последование ко Святому Причащению в Светлую седмицу читается по-другому: читается пасхальный канон, пасхальные часы и молитвы ко Причащению. Вот такой должна быть подготовка ко Причащению во дни Светлой седмицы».

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005



№ 20 (321) октябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005






№ 4 (329) февраль 2006




№ 8 (333) апрель 2006


№ 9 (334) май 2006
Епископы о причащении мирян на Пасху


№ 10 (359) май 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 9 (334) май 2006




№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 7 (284) апрель 2004

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика