Войдите в радость Господа своего
Среди книг, вышедших к 75-летию Святейшего Патриарха Алексия, одну следует отметить особо. «Войдите в радость Господа своего» — это размышления Патриарха о предназначении человека, молитве, богослужении, задачах и проблемах пастырского служения и современного монашества. Однако этим кругом тем, вполне предсказуемым для церковных авторов, книга не исчерпывается. Святейший Патриарх говорит о значении нравственности в жизни общества, о семейных ценностях и религиозном образовании, о социальном служении как неотъемлемой части жизни каждой христианской общины и о современном состоянии церковно-государственных отношений. Святейший Патриарх Алексий не раз обращался к этим темам в многочисленных выступлениях, беседах и интервью. Бережно и тщательно отобранный материал составил основу этой книги. Выдержки из нее мы публикуем ниже.
О современном мире
Можно посмотреть на события ХХ века, на отступление от Бога как на своеобразное апофатическое, «отрицательное», свидетельство о Христе, ибо в них показуется ужас существования без любви и благодати Божиих. По слову святителя Григория Богослова: «Бог почтил человека свободой, чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем вложившему его семена». «Познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорит Господь (Ин. 8, 32). Именно такая свобода вывела человека из древней замкнутости, открыла ему других людей, прекрасный Божий мир и подлинную сущность его самого.
Убежден: первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир, коренятся в человеческом сердце. Без анализа духовно-нравственного состояния современного мира нам никогда не выйти из тупика, над которым размышляют сегодня многие умы. Подлинная тайна свободы, тайна науки и культуры — во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе мира. Постижение этой тайны возможно для человека, но оно немыслимо без Церкви Божией, вне ее.
Боговоплощение и Искупление вернули людям понимание того, что свобода сопряжена с величайшей ответственностью, с вовлечением личности во всю иерархию бытия. От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство, человечество и мироздание. Но прежде всего, как Божие творение, он принадлежит Богу, неся на себе Его образ и подобие. Поэтому истинная свобода есть неусыпная ответственность перед Творцом и Искупителем.
О нравственном состоянии общества
Господствующим умонастроением нашего века продолжает оставаться секулярный, основанный исключительно на земных ценностях, гуманизм, и вполне естественно поставить его лицом к лицу с современной нравственной проблемой: какими возможностями он располагает для ее разрешения? Мы знаем, что здравый смысл и разум способны удерживать нас от самоуничтожения. Этому помогает и воспитание молодых поколений в духе ответственности. Сюда же примыкают чувство долга, честь и стыд, жалость и стремление к справедливости. Законы, обеспечивающие справедливый порядок жизни, также занимают свое место в кругу тех моральных сил, которые образуют содержание гуманистической этики, основанной на вере в нравственную силу человека.
Но эта вера подвергается ныне сильному испытанию экологическими бедствиями, вызванными эгоистическим обращением человека с природой, равно как и сохраняющейся угрозой самоуничтожения — в ядерной ли войне, или в экологической катастрофе — угрозой, исходящей не от науки и техники, а от вооруженного ими человека. Напомним, что мотивом первого братоубийства, о котором повествует Библия, были не голод и не самозащита, а зависть, то есть злая страсть, последствие первородного греха. Власть этого греха в человеке столь укоренена, что «против всякого добра в нас есть противоположное худо», как говорит святитель Феофан Затворник в подтверждение двойственности человеческой природы, раскрытой Апостолом Павлом в Послании к Римским христианам: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7, 18). «Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 21—24).
Этот горестный и в то же время полный надежды возглас Апостола находит завершение в действенной любви к Богу и к ближнему, имеющей незыблемое основание в Том, Кто Своим Распятием и Воскресением открыл путь к обожению и дал силы побеждать грех, восстанавливая наше естество в его первоначальном достоинстве.
В этом восстановлении и заключается нравственное развитие человека, очищение его сердца, совершенствование его личности. Оно не бывает легким и прямолинейным, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Без усилия и подвига нельзя преодолеть грех и его соблазны. И если каждое проявление любви наносит поражение силам зла и греха, то и каждый наш греховный поступок сообщает им еще большую активность в мире, который, являясь ареной борьбы добра и зла, находится в полной зависимости от нравственного состояния людей.
Эта зависимость такова, что «каждое наше действие, слово, даже мысль — вклад в общую сокровищницу добра и зла», — говорит один православный мыслитель. «Кто повышает свою жизнь в духе, тот подымает сумму добра и красоты в мире; кто падает, тот понижает собою и Вселенную. Победа одного — победа всех; поражение одного — поражение всего человечества. Все в мире связано между собою. Нельзя подняться, чтобы не поднять других, нельзя опуститься, чтобы их не понизить. Восходящий возводит собою всякий род творений, ибо всем им причастен». Так говорит свт. Григорий Палама. Ту же мысль находим и у Апостола Павла: «Тварь совокупно стенает и мучится доныне...» (Рим. 8, 22). Она покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (ср.: Рим. 8, 20—21).
О Вселенском Православии
Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией, и потому не может быть сведено к сектантской узости и самозамкнутости. Оно не может остаться собою, если утратит свою вселенскую полноту, широту и достоинство своей проповеди миру, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Так заповедал Христос апостолам и всей Церкви. Великие православные святые заботились не только о личном спасении. Неприятие греха сочеталась у них с любовью к каждому приходящему к ним и ко всему миру Божию. Они молились и ныне молятся за все человечество, печалуются о спасении грешников, о приведении к истине ищущих и мятущихся людей. Свет Христов просвещает всех, — эти слова древнего богослужебного чина должны постоянно освещать и нашу жизнь, если мы действительно хотим творить дело Божие.
О Церкви — путеводительнице к грядущему Воскресению
Дарованная Господом новая жизнь особенно зримо проявляется в историческом бытии Святой Церкви, в ее спасительном благовестии, в ее миссии освящения Божественной благодатью всего естественного строя бытия. Утверждение в человеческой жизни победы Христовой и распространение спасительных следствий этой победы на весь тварный мир является основной задачей Христовой Церкви. Будучи средоточием самой глубокой и сокровенной основы бытия, проповедуя миру Благую Весть о Боговоплощении и о Воскресении Сына Божия, Святая Церковь является благодатной путеводительницей тварного мира к грядущему Воскресению, к сиянию идеальной полноты преображенного бытия.
Церковь есть вечное «днесь». Но это не значит, что Церковь есть только вневременная реальность. Христос пришел «в полноту времен», чтобы завершить Ветхое и начать Новое. Во Христе и через Христа само время было освящено.
В Церкви история преображается, приобретает свой богочеловеческий смысл. Ибо в истории Церкви исполняется искупительное дело Христа.
О христианском подвижничестве
Христианская аскетика является предельным выражением любви человека к Богу, ответным движением человеческого сердца на Божественный призыв к христианскому деланию. Именно в аскетической традиции сконцентрирована глубинная суть веры народа, его способность к самоограничению во имя любви и служения Господу.
Христианский отшельник отрекается от мира, но внутренняя, духовная связь его с миром через это становится только сильнее, а его нравственное влияние на мир делается только шире и глубже. Для мира очень полезно уже само существование монашества, как пример высшего осуществления христианского религиозно-нравственного идеала. По объяснению великих подвижников, почти всю свою жизнь проведших в пустыне или в монастырских стенах, умереть для мира — значит жить для него в лучшем смысле слова. Подвижник умирает, делается нечувственным только для зла, «в котором весь мир лежит» (см.: 1 Ин. 5, 19), только для соблазнов и преступлений, которыми переполнен мир. Человеку, поглощенному своими ежедневными заботами и житейской суетой, скромные подвижники христианского благочестия всегда напоминают о другом, высшем мире.
О русской святости
На устах и в сердцах многих из нас имена преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, святителей Московских Петра и Алексия, равноапостольных просветителей земли Русской — святого князя Владимира и святой княгини Ольги. Путеводными звездами сияет на нашем небосклоне целый сонм святых мучеников и преподобных, блаженных и святителей. Воистину Россия — страна, обладающая бесценными духовными сокровищами. Каждое время богато своими святыми. Это в полной мере касается и синодального периода. Причисленные к лику святых в XVIII — начале XX века святые Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иннокентий Иркутский почитаются во всех уголках Православной России. «Пройдут века — имя его вырастет необыкновенно», — писал Преосвященный Леонид, архиепископ Ярославский, о святителе Филарете Московском. Прославление святителя в наше время — подтверждение этих пророческих слов, которые можно отнести и к другим подвижникам XVIII—XIX веков. Канонизированные в последние годы святители Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий Московский, преподобный Амвросий и другие Оптинские старцы обладали огромным духовным авторитетом у своих современников. В конце XX века мы становимся свидетелями того, как почитание этих угодников Божиих растет и приумножается. Мы помним о духовных вершинах, достигнутых российскими подвижниками благочестия. Несомненно, что имена многих из них со временем зазвучат с особой силой.
Об утилитарном отношении к Церкви
Удивительно, но утилитарное отношение к Церкви оказалось едва ли не самой живучей константой общественного сознания, и, пережив все коллизии, оно сегодня возрождается таким же, каким оно было в годы, предшествовавшие слому русской истории. «Вообще, можно сказать,— пишет Ю. Самарин в предисловии к богословским работам А. Хомякова,— что мы относимся к Церкви по обязанности, по чувству долга, как к тем почтенным, престарелым родственникам, к которым мы забегаем раза два или три в год, или как к добрым приятелям, с которыми мы не имеем ничего общего, но у которых, в случае крайности, иногда занимаем деньги. Но вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать ее условно, в той мере, в какой она нужна для наших целей, хотя бы и законных. Вера воспитывает терпение, самопожертвование и обуздывает личные страсти — это так, но нельзя прибегать к ней только тогда, когда страсти разыгрываются, и только для того, чтобы кого-нибудь урезонить или пристращать расправою на том свете. Вера — не палка, и в руках того, кто держит ее как палку, чтобы защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит.»
Эти слова и сегодня правдивы — с той лишь поправкой, что Самарин говорил их в лицо государству, считавшему себя православным, а сегодня их можно обратить и к различным, в том числе оппозиционным, партиям, и к интеллигенции, желающей возрождать Россию с помощью возрождения духовности.
Однако важнейшей чертой религиозной культуры, духовной воспитанности является понимание того, что духовность сама по себе есть высшая цель человеческого бытия, и потому социальное обустройство общества может само лишь служить возрастанию духовности, но не может использовать ее как средство для собственных целей.
Об общественном значении нравственности
Идеология, претендующая сегодня на господство и универсальность в международных отношениях, стремится также сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и не затрагивают напрямую интересов физического благополучия других индивидуумов. Не будем говорить об очевидной связи этих явлений со многими социально опасными явлениями: преступностью, разрушением семьи, эпидемиями. Даже тем, кто привык думать о человеке исключительно в категориях его полного одиночества перед лицом Бога, природы, общества и истории, приходится констатировать, что сотни миллионов людей осознают, часто двигаясь от противного, что жизнь личности вне тесного единства с себе подобными оскудевает, а самоограничение и смирение ради служения ближним, ради бытия того или иного человеческого сообщества есть высшая и наиболее достойная форма личностной самореализации.
О ежедневном чтении Библии
Во время многолетних гонений на веру купить Библию было очень нелегко, зато в каждой библиотеке пылились десятки дешевых брошюрок, «опровергающих» эту великую, но практически недоступную в то время читателю Книгу. Лишь с 1988 года массовые тиражи Священного Писания сделали его доступным отечественному читателю. Сегодня приобретение Библии уже не представляет проблемы. Скорее проблема заключена в том, что для многих эта Книга — лишь украшение книжной полки. А предназначена она для постоянного чтения, которое способно преобразить жизнь и утолить духовный голод всякого человека. Нисколько не устарели слова выдающегося проповедника Древней Руси святителя Кирилла Туровского: «Прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, насытясь Божиим словом, достичь несказанного блаженства Вечной Жизни». Начинать изучение Библии неподготовленному читателю действительно бывает нелегко. Поэтому хотел бы поделиться некоторыми советами о чтении Священного Писания, основанными на духовном опыте русских подвижников благочестия. Прежде всего они советовали читать слово Божие ежедневно — хотя бы понемногу, но внимательно. При этом, как учил преподобный Серафим Саровский, «всего более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири», особенно начинающим читателям.
Это чтение будет приносить душе пользу, если мы будем воспринимать слова Библии как глас Божий, обращенный лично к каждому из нас. Святитель Тихон Задонский писал: «Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человече, от Бога предано». Читая его, мы «слышим Бога нашего, к нам беседующего».
Для успеха в изучении Священного Писания, по словам святителя Филарета, митрополита Московского, «должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о уразумении оного». По сердечной молитве Господь откроет наш ум к уразумению Писания, как это было некогда с первыми учениками Христа (см.: Лк. 24, 45).
Если при первом чтении не все в Писании понятно, смущаться этим не следует. «Понимаешь, не понимаешь — читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То, что осталось непонятным при первом чтении, Господь может открыть позднее: ведь Библия — это книга на всю жизнь. Каждый раз, читая ее вновь и вновь, мы находим в ней все новые глубины неисчерпаемой премудрости Божией.
Библию невозможно читать в суете, между делом. Поэтому преподобный Серафим советовал: «Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения». Святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие другие подвижники рекомендовали запоминать наизусть хотя бы избранные места из Евангелия, чтобы слово Божие сопутствовало нам и тогда, когда мы не можем взять в руки книгу. Святитель Феофан Затворник, кроме того, советовал: «Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд этот небольшой, а сколько от него пользы!».
О воцерковлении
Что касается воцерковления, то мы должны помнить о том, что выбору этого пути всегда способствует семья. Церковная культура формировалась веками, и для вхождения в ее мир необходимы серьезный образовательный уровень и большие внутренние усилия. И тут нельзя снижать планку, так как внутренняя жизнь Церкви должна соответствовать историческим традициям Православия. Но есть и другая сторона этого вопроса: как исходя из нашего внутреннего религиозного опыта обратиться к тем, кто в силу различных причин пока не способен воспринять церковную жизнь во всей полноте и глубине. Диалог с ними — не второстепенная задача церковной практики, а постоянная творческая сторона сегодняшней приходской жизни, и традиционные методы общения с прихожанами требуют их восполнения новыми подходами. Необходимо привнести церковный взгляд и миросозерцание во все сферы жизни.
|