Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании.
О монашестве
Много проблем остается в монастырях. С горечью приходится констатировать, что не все насельники, особенно центральных монастырей, пришли в монастырь по призванию.
Некоторые из постригаемых принимают монашество, имея совершенно искренние намерения, но, не имея крепкого духовного стержня, потом духовно опускаются; другие же, особенно в мужских обителях, увы, сразу в своем воображении видят себя кандидатами в архиереи. Время в этом ожидании идет томительно медленно. Человек уже прожил в монастыре лет десять, примерно столько же простоял у Престола, и архиерейское облачение уже пошито, и речь на наречение, возможно, уже составлена, но каждое очередное заседание Священного Синода не приносит ему желанного решения. И эта жизненная драма чаще всего находит свое разрешение сначала в непослушании, самочинии, самоволии, потом в пьянстве, иногда даже в уходе из монастыря, в религиозной и нравственной деградации. Иногда разрешение этой драмы бывает другим: такой монах назначается на руководящую должность: либо секретарем архиерея, либо руководителем монастырского учреждения. Тогда неудовлетворенное стремление к архиерейству компенсируется полученной властью. Человек, приносивший обеты смирения, терпения, любви, забывает все напрочь. Мантия, которая чаще всего уже давно висит в шкафу, в норме покрывающая все тело монаха, в том числе руки и ноги, оставляющая только голову обращенной к небу, клобук, покрывающий голову, — голова как бы покрыта пеплом в знак личного недостоинства, — все это превращается в давно наскучившую повседневность. Монах превращается в тирана, местного божка, без благословения которого никто не имеет права сделать ни одного шага, под угрозой всех вместе взятых анафем, запрещений, увольнений. Перед ним все должны трепетать. Не пройдя сам путь монашеского делания, он считает своим правом и долгом всех “смирять”, не понимая, что такие качества воспитываются только личным примером. Всячески изображается архиерейская солидность и имитируются внешние манеры, а выходит простое барство, высокомерность в общении и, конечно же, полное презрение к нижестоящим. Если он ведет прием посетителей, то, как правило, принимает только тех, кого желает принять, выделяя для приема по несколько часов в неделю. И хотя мы имеем нужду в архиереях, таких кандидатов рассматривать Мы не намерены. Для сравнения скажу, что в Патриархии три архиерея каждодневно ведут прием, хотя у них для встреч с посетителями имеются три приемных дня в неделю, когда всякий пришедший может без предварительной записи попасть к ним на прием.
О приходской жизни
Общаясь с простыми верующими людьми, порой поражаешься их неведению церковной жизни Москвы и общецерковной жизни. Многим неведомы Наши викарные епископы, неведомо современное церковное устройство, тем более не доводятся до их сведения все те проблемы, которых мы касаемся на каждом Епархиальном собрании. В результате эти проблемы продолжают иметь место в храмах: та же грубость, то же невнимание к приходящим в храм, то же обирательство, то же непризнание всех церковных авторитетов. Именно это понудило Нас в прошедшем году к полной замене руководства в ряде московских приходов.
Доска объявлений каждого прихода должна информировать прихожан о внутренней жизни Церкви и прихода. Настоятель с амвона, а также на Приходских собраниях должен извещать прихожан о происходящих значимых событиях в стольном граде, в Церкви.
Оставляет желать лучшего вопрос взаимодействия между приходами. В ряде приходов и обителей, зачастую находящихся в десятках метров друг от друга, царит обстановка напряженности, настороженности, а порой и нескрываемой враждебности. В результате проблемы и ошибки одного прихода повторяются в других, хотя при добрососедских налаженных отношениях их могло бы не быть.
Настоятели возрождающихся и вновь строящихся храмов, вовлеченные в решение проблем восстановительной работы, зачастую забывают, что приоритетом все же является их душепопечительская забота о пастве, а затем решение всех других вопросов, сообразно со словами Господа и Спасителя нашего: “ищите прежде всего Царствия Небесного и правды Его”.
Хочется вновь напомнить и рядовым священникам о необходимости более активно участвовать в жизни прихода, помогать настоятелю в заботах о храме, проявлять больше такта и душевного тепла по отношению к работникам храма и к прихожанам, а не быть только требоисполнителями и не бежать по своим личным делам сразу по окончании службы.
В ряде храмов по-прежнему отсутствует дежурный священник. Выборочная проверка показала минимальное количество храмов, где священник был доступен для верующих. В остальных храмах он либо вообще отсутствовал, либо находился в комнате отдыха духовенства. В результате на все вопросы верующих пояснения давали уборщицы храма, сторожа, в лучшем случае продавцы свечных ящиков. На вопрос, где дежурный священник, отвечали “заболел”, “на требе”, “очень устал, отдыхает”. В годовых же отчетах своему правящему епископу без тени сомнения рапортуют, что в храме всегда имеется дежурный священник.
В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми, даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на Наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Отцам благочинным округов по получении годовых отчетов следует проверить, сколько в каждом из приходов их благочиния крещено за год взрослых и имеется ли в храме баптистерий.
В последнее время весьма часто, с целью привлечения большего количества прихожан, ту или иную икону объявляют мироточивой, чудотворной, и вокруг этого поднимается нездоровый шум. Когда это были единичные случаи, народ на них активно реагировал, теперь, когда это приобретает массовый характер, реакция меньше. Тем не менее эти иконы возят из одного храма в другой, даже не ставя при этом Нас, правящего епископа города, в известность. Имеют место случаи, когда настоятели приходов и обителей ведут переговоры с представителями других Православных Церквей или епархий, с целью привезения святынь в храмы и обители нашего стольного града, опять же не извещая Нас.
В определенных храмах можно встретить в продаже иконописные изображения лиц, не причисленных к лику святых, то есть делается попытка канонизировать их с “черного хода”. Хочу вновь предупредить о недопустимости подобного рода самодеятельности, способной серьезно осложнить как приходскую, так и общецерковную жизнь.
Продолжаются нарекания на то, что в ряде храмов и обителей при подаче записок на поминовение за Божественной Литургией, молебном, панихидой ограничивают количество имен. Благочинным округов надлежит проверять подобные жалобы и выяснять, кто является инициатором этого введения — Приходской совет или настоятель, и к кому надлежит принимать меры.
В ряде храмов, где прихожан записывают на требы за неделю или даже две недели, порой бывает так, что прихожане ждут целый день, зачастую отпросившись с работы, и не могут дождаться не только прихода священника, но даже телефонного звонка от него с извещением о невозможности прийти. Конечно, и сами требные священники должны больше думать о прихожанах, но, если не думают они, то настоятели храмов обязаны организовать подобное общение с прихожанами, чтобы не возникало обид и нареканий.
Некоторые священники отказывают в освящении жилища, если его хозяин часто не причащается, не считаясь ни с какими обстоятельствами, в том числе с тем, что есть другие члены семейства, порой глубоко верующие люди.
Серьезную озабоченность вызывает состояние и хранение икон, церковной утвари и облачений в храмах. За ними нет должного наблюдения, вследствии этого иконы, утварь и облачения приходят в плачевное состояние.
Не везде есть надлежащие описи имущества храма. В результате при кражах из храмов очень трудно дать работникам следственных органов должное описание украденного или хотя бы фотографию. Подразделения МВД все чаще сообщают о задержании контрабандных икон и просят сообщить, не было ли хищений той или иной иконы. Хищение икон в храмах и обителях стало приобретать массовый характер, но о них в Патриархию не всегда сообщается, в результате иконы, которые могли бы быть возвращены, навсегда утрачиваются для Церкви.
Реставрационные работы часто выполняются не специалистами. В Свято-Тихоновском богословском институте готовят и реставраторов и ризничных; желательно, чтобы наши храмы ввели в свой штат такие должности.
В ряде приходов отсутствуют приходские библиотеки и ничего не делается для их организации и деятельности. Мало уделяется внимания элементарным удобствам для прихожан, в том числе санитарно-гигиеническим.
Метрические книги в разных храмах ведутся не одинаково. Для этого приспосабливаются самые разнообразные тетради, бухгалтерские книги и т.п. Сведения, которые заносятся в них, также далеко не унифицированы. Это является следствием тех лет, когда приходилось многие крестины и венчания скрывать, не регистрировать, поскольку уполномоченных по делам религий удовлетворяли записи совсем не тех сведений, которые необходимы Церкви.
Видимо, Издательскому Совету следует продумать формат и оформление метрических книг, согласовать их с Нами и утвердить перечень заносимых в книги сведений, для чего можно обратиться к дореволюционному опыту. В книге должна быть инструкция по ее заполнению. Плотность бумаги и качество переплета также должны быть рассчитаны на максимально длительное использование, поскольку многие, в том числе и государственные, архивы пользуются церковными метрическими книгами, заполненными 200—300 лет назад. Это необходимо и для церковной истории, и для архивного дела.
Было бы неплохо также разработать оригинал-макет и издать богослужебный журнал единого образца (с расчетом по крайней мере на год), поскольку сейчас в храмах богослужебные журналы ведутся, как у кого получится.
Затем Святейший Патриарх рассмотрел и ряд других вопросов епархиальной и приходской жизни.
* * *
Мы благодарим архипастырей, отцов наместников, настоятелей и настоятельниц ставропигиальных монастырей, настоятелей и священнослужителей стольного града, членов Приходских советов за их многотрудное служение Церкви в столь непростое для нее время. Истинное служение Церкви никогда не было легким, оно всегда было связано с крестоношением.
Призываем на всех вас Божие благословение и желаем, чтобы Господь даровал всем нам в эти спасительные дни Великого поста силу искреннего глубокого покаяния, очищающего и просветляющего душу, даровал благодать, врачующую телесные и душевные недуги, даровал нам благое произволение к молитве и духовному подвигу.
“Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия... то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа” (2 Пет. 1, 2, 3, 5—8).
|