№ 13-14(386-387) июль 2008 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Укрепление единства – важнейшая церковная задача

5. Взаимодействие с

межгосударственными

организациями

Роль межгосударственных организаций в современном мире крайне значима. Поэтому мы развиваем диалог и сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, различными органами Европейского Союза, Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. В последнее время одной из главных тем нашего диалога с международными организациями становятся права человека. Уважение этих прав отражает ценность человеческой личности и призвано обеспечить свободу, неприкосновенность и развитие каждого индивида. Однако в деятельности международных организаций, занимающихся правами человека, все более сильно проявляется намерение отделить эти права от нравственных ограничений, сделать их орудием раскрепощения греховных страстей, стимулятором эгоизма и гордыни. Наша позиция в этом вопросе определенна и тверда: мы свидетельствуем, что такая «свобода» есть рабство греху, разрушительное для личности и общества.

 

6. Информационная

и издательская

деятельность

Одной из важных форм свидетельствования миру о Истине является деятельность Церкви на информационном поприще. Сегодня архипастыри и пастыри могут и должны благовествовать не только с церковных амвонов, но и с помощью всех современных средств коммуникации. За последние годы существенно раздвинулись рамки отражения церковных событий в информационном поле большинства стран СНГ и Балтии. В теле- и радиоэфире изменилась в положительную сторону тональность комментариев на церковные темы, стали более часто появляться православно ориентированные передачи и сюжеты.

Существенную роль в развитии нашей информационной миссии сыграли епархиальные пресс-службы и епархиальная пресса. В качестве образца можно было бы указать на «Московские епархиальные ведомости». Регулярно выходят официальные общецерковные периодические издания: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник», которые из года в год создают летопись важнейших событий жизни нашей Церкви.

Отдельно следует упомянуть о «Православной энциклопедии» — фундаментальном издании, осуществляемом Русской Православной Церковью и имеющем высокую научную ценность. Очередные тома энциклопедии ныне выходят три раза в год. С 2007 года началась реализация проекта по разработке электронной версии «Православной энциклопедии».

С удовлетворением можно констатировать, что выпуск православных книг неуклонно возрастает. Увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики светские издательства.

С бурным развитием церковных интернет-сайтов мы преодолели главный недостаток прошлых лет в информационной деятельности Церкви — отсутствие оперативности. Об этом мы говорили на двух фестивалях-форумах православных СМИ «Вера и слово» (2004 г. и 2006 г.), а также в марте этого года на встрече со слушателями Курсов повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ 23 епархий.

Пришло, наконец, время говорить о создании православно ориентированного телевидения, которое могло бы стать альтернативой заполнившей экраны телепродукции, основанной на культе развлечения, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости. Нельзя не упомянуть о плодотворном взаимодействии «Православной энциклопедии» с телеканалом «Россия» в создании нескольких циклов фильмов по истории христианства. Мы возлагаем большие надежды на развитие и расширение аудитории таких православных телеканалов, как «Спас» (Москва), «Глас» (Киев), «Союз» (Екатеринбург). На официальном сайте Московской Патриархии с начала будущего года планируется каждое воскресенье транслировать служение Божественной литургии из Храма Христа Спасителя в режиме реального времени.

Вместе с тем информационная деятельность Церкви до сих пор остается на периферии интересов многих епархий. Некоторые из них даже не удосужились организовать у себя полноценный, достаточно содержательный интернет-сайт. Очевидно, это свидетельствует не об отсутствии событий, а о неумении представлять их обществу. Надеюсь, что такое положение в ближайшее время исправится.

 

7. Взаимодействие

с Вооруженными

Силами и

правоохранительными

учреждениями

За последние годы многое было сделано в сфере сотрудничества Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями стран, относящихся к канонической территории Московского Патриархата. Такое сотрудничество, поставленное на постоянную основу, достигнуто в Белоруссии, Молдове, России, Украине, странах Балтии. Многие епархии добились впечатляющих результатов в сотрудничестве с воинскими формированиями. В настоящее время окормлением, просвещением и воспитанием военнослужащих и членов их семей занимаются более двух тысяч православных священнослужителей. Большинство из них эту работу ведет добровольно и безвозмездно, сочетая ее со служением на приходах и в монастырях.

Большое внимание было уделено представительству Церкви на различных мероприятиях, имеющих отношение к Вооруженным Силам и правоохранительным органам. Получила распространение практика приглашения представителей духовенства на принятие воинской присяги, на подведение итогов работы в объединениях, соединениях и воинских частях, на церемонии выпусков офицеров из военно-учебных заведений.

Сегодня Церковь в лице воинов и правоохранителей имеет верных соратников в деле возрождения православных традиций служения Отечеству. Очень важно сохранить и приумножить этот потенциал.

 

8. Вопросы

юридического

обеспечения

деятельности

церковных общин

За прошедшие четыре года произошли важные изменения в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Так, в Молдове в 2007 году вступил в действие Закон о религиозных культах и их составных частях. Нельзя не выразить удовлетворение в связи с принятием внесенной Президентом Молдовы В.Н. Ворониным поправки в этот закон, гласящей, что «государство признает особую важность и первостепенную роль Молдавской Православной Церкви в жизни, истории и культуре народа Республики Молдова». В то же время новый закон делает возможной почти беспрепятственную регистрацию всех новых религиозных организаций. Более того, согласно ему, религиозные общины могут переходить из одной юрисдикции в другую, при этом первая из них не сохраняет права на имущество. Это может привести к серьезным конфликтам, разделяющим общество.

В октябре прошлого года сейм Латвии одобрил во втором чтении законопроект о Латвийской Православной Церкви, который, в частности, предполагает, что данное название имеет право использовать только эта Церковь, ее общины, а также созданные ею заведения и учреждения. В случае принятия закона строительство, реставрация, перестройка храмов, часовен и кладбищ будет возможна только с разрешения Предстоятеля Церкви. Хочется надеяться, что данный закон будет окончательно принят.

Процесс обсуждения законопроектов, в значительной степени изменяющих законодательство о религии, идет также в Казахстане и Таджикистане. К сожалению, на Украине пока не решен на законодательном уровне вопрос о предоставлении Церквам в целом статуса и прав юридического лица, что соответствовало бы настойчивым просьбам верующих и общепринятой в мире практике.

В Российской Федерации в ноябре 2004 года были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения.

В конце прошлого года Правительством Российской Федерации была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. Соответствующий законопроект уже разработан и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу. Он предусматривает обязанность государственных органов передавать в собственность религиозных организаций культовые здания и иные объекты религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. Для религиозных организаций, имеющих данные объекты в безвозмездном пользовании, установлен упрощенный порядок получения их в собственность. Важным положением законопроекта является норма о государственном финансировании ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, находящихся в собственности религиозных организаций.

28 февраля 2008 года был принят Федеральный закон, предусматривающий возможность государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными образовательными учреждениями. Согласно данному закону, государственная аккредитация образовательных программ возможна лишь в случае перехода духовных образовательных учреждений на государственный образовательный стандарт. Между тем государственный образовательный стандарт по специальности «Теология» не преследует целей подготовки священнослужителей, а рассчитан на подготовку научных работников, преподавателей и воспитателей, экспертов. Цели этого стандарта и цели духовных образовательных учреждений не в полной мере совпадают. Поэтому ведется работа с представителями государственной власти по разработке государственного образовательного стандарта, который мог бы использоваться образовательными учреждениями Церкви. Важно, чтобы этот стандарт был гармонизирован с утвержденным Священным Синодом церковным образовательным стандартом высшего духовного образования специалиста в области православного богословия.

 

9. Поддержание связи

с соотечественниками

в дальнем зарубежье

Сегодня за пределами СНГ и Балтии Русская Православная Церковь духовно окормляет многочисленную диаспору из верующих людей, постоянно или временно проживающих в более чем 70 странах мира Церковная жизнь позволяет этим людям сохранять духовную и культурную самобытность. Заботясь о нуждах диаспоры, наша Церковь сотрудничает с правительствами стран, из которых происходят ее верующие. Сегодня самые конструктивные и развитые отношения по работе с диаспорой существуют с Российским государством. Хотелось бы наладить такие же отношения с соответствующими государственными институтами Украины, Беларуси, Молдовы и других стран. Заграничные учреждения Московского Патриархата всегда стараются поддерживать самые добрые взаимоотношения сотрудничества с дипломатическими представительствами этих государств, и, как правило, это приносит положительные результаты. В регионы, где большую часть верующих нашей Церкви составляют выходцы из Украины и Молдовы (например, на юге Европы) мы в последнее время направляем священнослужителей из тех же стран. Это способствует лучшему контакту пастырей с паствой, и эта практика будет развиваться и совершенствоваться.

Особую активность в самоорганизации и вовлеченности в общественную жизнь проявляют русскоязычные жители стран Европейского Союза. Причем Церковь все чаще становится определяющим фактором в жизни нашей европейской диаспоры. Так, недавно при участии церковных представителей был создан Европейский русский альянс.

В некоторых частях мира церковная пастырская работа бывает сопряжена со значительными трудностями. Особо хотел бы отметить Китай. Большую часть православных верующих в этой стране (а их около 15 тысяч) составляют потомки русских, которые начали селиться в Китае еще в XVII веке. Результатом длительной деятельности Русской Духовной миссии в Пекине стало рождение Китайской Православной Церкви, которой 50 лет назад была предоставлена автономия. Но ее положение сегодня остается весьма сложным. Она не имеет своего Предстоятеля, не имеет и постоянно действующего духовенства. В этих условиях Церковь-Мать не может оставить своих чад вне лежащей на нас пастырской заботы. Мы продолжаем диалог с властями Китайской Народной Республики по нормализации положения православных верующих, учитывая при этом положения китайского законодательства. Тем временем клирики Русской Православной Церкви регулярно совершают богослужения для наших соотечественников там, где это возможно, — на территории дипломатических представительств России в КНР.

Надеюсь, что состоявшееся воссоединение с Русской Зарубежной Церковью поможет всем, кому дорога русская церковная традиция, восстановить единство с Матерью-Церковью, утраченное в трагические годы ХХ века, когда в нашей стране господствовала богоборческая власть.

 

10. Приходская жизнь

Приходы, которые являются основой церковного организма, становятся у нас все более активными, развивают многогранную деятельность. Да, в храм люди приходят прежде всего для молитвы, и именно в молитвенном делании, в богослужении заключается главное средоточие приходской жизни, ее основной смысл. Но полноценное бытие церковной общины немыслимо и без многих других дел, совершаемых трудами настоятеля, клира и прихожан.

Посещая епархии, я воочию видел, как восстанавливаются и созидаются храмы, возрождаются иноческие обители. Знаю, что это происходит во многом благодаря заслугам архипастырей, не жалеющих сил для организации строительства и реставрации, для поиска необходимых материальных средств. Однако не следует забывать о духовном созидании епархии как христианской общины, местной Церкви, живущей как одна семья и разделяющей одни устремления. Необходимо находить правильные формы для общения с клиром, для обсуждения всех важных и животрепещущих вопросов, дабы любые сомнения и соблазны получали разрешение в опытном и просвещенном братском сообществе, а не в среде малообразованных людей, проникнутых разного рода страхами и сомнительными идеями.

Минувшие годы показали, что одной из проблем церковной жизни остается недостаточная сплоченность духовенства и мирян. Неумение объединить усилия, разделить труды служит серьезным препятствием на пути свидетельства миру об Истине Христовой. Во многих местах настоятели не проявляют должного интереса к деятельности соседних приходов, встречаясь со своими собратьями один-два раза в год. Одной из лучших форм преодоления разобщенности являются пастырские совещания. Однако важно, чтобы эти собрания не сводились к формальному заслушиванию докладов, а стали пространством живого общения, предполагающего в том числе взаимоуважительную дискуссию, в ходе которой были бы обнаружены пути разрешения имеющихся проблем.

Обращаюсь к вам, досточтимые архипастыри: созывайте пресвитеров на частые и плодотворные совещания, общайтесь лично с прихожанами — как при посещениях храмов, так и на различных епархиальных мероприятиях. Необходимо, чтобы пресвитеры, диаконы и миряне почаще видели архипастыря, могли обсудить с ним волнующие их вопросы. Пусть сближение епископа, духовенства и паствы способствует повышению церковного сознания клира и прихожан.

Церковное единство созидается едва ли не в первую очередь на уровне прихода, о чем должны помнить наши священнослужители. Немыслимо оно и без поддержки приходами друг друга. Ввиду того, что материальное состояние разных монастырей и приходов в силу социальных дисбалансов в обществе подчас радикально различается, следует подумать об организации механизмов помощи более обеспеченных общин менее обеспеченным. Это также должно относиться к доходам епархий и их отчислениям в общецерковный бюджет. Апостольский завет «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) мы должны исполнять и в отношениях между церковными общинами. Порой в одном и том же городе соседствуют приходы, материальное процветание которых очевидно, и общины, которые крайне ограничены в средствах. Следует сделать все возможное, чтобы подобное социальное расслоение было чуждо Церкви.

Слава Богу, что уходит в прошлое практика частого перемещения священников, в том числе настоятелей, с одного прихода на другой. Как настоятель сможет объединить вокруг себя прихожан, если у него нет уверенности, что завтра он будет служить на том же месте? Убежден: перемещение священника на иной приход должно определяться необходимостью, а не простым волеизъявлением управляющего епархией.

 

11. Монастыри

и монашество

За период, прошедший со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, были переданы Церкви многие обители, являющиеся подлинно национальными святынями нашего народа. Это Киево-Печерская лавра, Александро-Невская лавра, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, ныне ставший Лаврой, Спасо-Евфросиниевский монастырь и многие другие. Только за время, прошедшее после последнего Архиерейского Собора, было открыто 31 мужской и 34 женских монастырей.

Сегодня в них, равно как и в сотнях других обителей, возрождена монашеская жизнь. В монастыри стремятся тысячи паломников, желающих вознести там молитву и получить духовное наставление.

Отнюдь не во всех иноческих обителях завершены труды, связанные с восстановлением храмов и других зданий, с обустройством монастырского хозяйства. Эта работа требует от настоятелей, настоятельниц, наместников и всех монашествующих большого напряжения сил и немалого времени. Вместе с тем в монастырях, где монашеская жизнь была возобновлена 10–15 лет назад, подчас наблюдается чрезмерная самоуспокоенность. Существует соблазн отложить «на потом» устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий. Понятно, что заниматься хозяйственными работами проще, чем созидать духовный организм братства или сестричества. Однако, если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет.

Нельзя не понять желание настоятеля или настоятельницы увеличить численность братства или сестричества. Но нельзя подходить к насельникам как к «рабочей силе», забывая об их духовном возрастании. Ведь главное для монашествующих — в молитве и послушании созидать себя как граждан Небесного Отечества. Монашество — это постоянное трезвение, сердечное горение, непрестанный труд преодоления своей «самости», нескончаемый подвиг жертвенного служения и любви. И если этого подвига недостает, то внешнее благолепие теряет свой смысл.

Весь строй монастырской жизни — от Божественной литургии, которая является ее центром, до любого малого дела — призван служить единению братства или сестричества. Любое разделение в обители противоречит духу монашества. И чем бы ни оправдывались действия, приводящие к разделениям, они по сути своей всегда идут вразрез с волей Божией.

Стремящиеся к подлинной монашеской жизни движимы не только желанием оградить себя от соблазнов мира, но прежде всего любовью к Богу. Ложные мотивы, которыми порой руководствуются отдельные монашествующие, препятствуют правильному устроению жизни в обители. Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется.

В некоторых монастырях получает распространение практика молитвенного почитания не прославленных Церковью лиц. Это антиканоническое явление сеет смуту и соблазны в умах людей. С тревогой приходится отмечать, что иногда архипастыри рукополагают иноков молодых, недостаточно опытных, или пожилых по возрасту, но недавно принявших постриг, и те сразу становятся духовниками. Кроме того, вразрез с традициями монашеской жизни идет практика направления насельников и насельниц монастырей на участие в многочисленных светских мероприятиях, на служение вне стен монастыря. Данные проблемы требуют внимательного изучения и постепенного разрешения.

Мы хорошо знаем, что монастырь, где возносится Богу горячая молитва, где стяжается духовная мудрость, где люди достигают спасения, — вносит неоценимый вклад в жизнь епархии, Церкви, Отечества. Пусть же все наши иноческие обители будут достойны своего высокого призвания.

 

12. Богословие,

духовное

и религиозное

образование,

катехизация

Богословие — это выражение духовного опыта Православия. Оно является неотъемлемой частью жизни Церкви, выражением полноты и действенности ниспосланных ей даров Духа.

В межсоборный период состоялись две международные богословские конференции: «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14–17 ноября 2005 года) и «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 года). Мы можем с удовлетворением отметить, что уровень этих конференций, собирающих лучшие богословские силы, соответствует высокому международному стандарту проведения научных форумов.

Важнейшим направлением созидания церковного единства должно быть правильное устроение богословского образования и дальнейшего служения выпускников духовных школ. За последние годы по всей канонической территории нашей Церкви открылись новые духовные школы — училища и семинарии, призванные удовлетворять нужды епархий в подготовке священнослужителей.

В 2006 году в наших старейших Московских Духовных школах состоялся последний академический выпуск студентов, учившихся по дореформенной программе, и первый выпуск учившихся по реформированным программам. Таким образом, можно сказать, что реформа проведена в жизнь. Для подведения ее итогов была создана комиссия, по результатам работы которой Священным Синодом была принята «Концепция духовного образования» и два образовательных стандарта — для семинарии и для академии. Итоги реформы, инициированной еще Архиерейскими Соборами 1989 и 1994 годов, следует оценить как положительные.

Однако не следует успокаиваться, полагая, что все проблемы в сфере духовного образования уже разрешены. До сих пор актуальным и не полностью реализованным является определение Архиерейского Собора 2004 года, который счел необходимым «повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях», и назвал важными задачами общецерковную координацию научно-исследовательской деятельности, организационную и материальную поддержку церковной науки. Необходимо помнить, что науки без финансирования не бывает, тем более что церковная наука не может быть самоокупаемой.

Введение обновленных программ требует от руководителей духовных школ организации методологического обеспечения образовательного процесса на самом высоком уровне. Студент духовной школы не может себе позволить жить «от сессии к сессии», забывая преподанный материал после экзамена. Важной составляющей учебного процесса как в семинарии, так и в академии должны быть письменные работы. К  каждому сочинению нужно подходить как к небольшому исследованию, для чего студенту должна быть преподана методология науки и написания научных работ. Неприемлемой является возникающая порой ситуация, когда священник, закончивший семинарию, неспособен последовательно и грамотно в письменной или устной форме аргументировать свою позицию. Высокий уровень образования достигается, помимо прочего, доступом к последним достижениям науки. Для этого на должном уровне должна осуществляться комплектация библиотек, в том числе подписка на современную научную периодику. Необходимо также обеспечивать доступность интернет-ресурсов.

Повышая уровень требований к работам студентов, в частности, к кандидатским диссертациям, мы должны снабдить систему духовных школ должным аппаратом и нормативной базой. Принятая Священным Синодом «Концепция духовного образования» предполагает создание Высшей церковной аттестационной комиссии и разработку ряда основополагающих документов. Прошу Учебный комитет приложить усилия к осуществлению данных решений, а епархиальных Преосвященных — всячески содействовать этой важной работе.

Полноценная научная деятельность академий будет возможна лишь в том случае, если будет налажена работа кафедр. Однако такая работа практически невозможна, когда почти все преподаватели работают в нескольких местах и приезжают в академию или семинарию только для того, чтобы прочитать лекции. В духовной школе должен быть крепкий костяк преподавателей, для которых она является основным местом работы. Это, конечно же, требует адекватного обеспечения таких преподавателей служебным жильем и зарплатой, позволяющей не только прокормить семью, но и вести достойное существование. Научные труды кафедр необходимо считать одним из главных показателей эффективности работы академии.

Обращая внимание на научную и образовательную сторону деятельности наших духовных школ, мы ни в коем случае не должны забывать о воспитательном аспекте этой деятельности. Не менее важным, чем научные результаты, показателем правильности устроения нашей духовно-образовательной системы являются человеческие и христианские качества выпускников. Считаю необходимым коренным образом пересмотреть институт курсового наставничества. Труд наставника курса должен быть признан самостоятельной, полноценной работой, позволяющей преподавателю ежедневно посвящать себя вверенным ему студентам. Столь же важной должна быть правильная постановка воспитательной деятельности, в которой, при безусловном учете индивидуальности каждого, не должно быть места для пренебрежения дисциплиной.

В Определении «О вопросах внутренней жизни Церкви» Архиерейский Собор 2004 года обратился с призывом к православным родителям «добиваться преподавания для своих детей Основ православной культуры в светских школах». Преподавание предметов христианского характера в государственных школах осуществляется в Латвии и Литве. Во многих регионах Беларуси, Молдовы, России и Украины на добровольной основе в светских школах преподаются «Основы православной культуры» или подобные им предметы. Однако решений, закрепляющих практику такого преподавания на общегосударственном уровне, до сих пор не принято. И Церковь ведет диалог с государством, желая обеспечить верующим детям право изучать их религиозную культуру. Так, с 2006 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации действует Рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования. В рамках деятельности этой группы было разработано «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархией Русской Православной Церкви».

Состоялся ряд конференций и совещаний, на которых вопросы, касающиеся практики и перспектив изучения православной культуры в российской общеобразовательной школе, были самым тщательным образом изучены и прокомментированы. В частности, 20–21 декабря 2007 года в Калуге состоялась конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Основной задачей форума стало согласование позиций Русской Православной Церкви и профильных государственных структур по вопросам преподавания в общеобразовательных школах предмета, знакомящего учащихся с основами духовной культуры их Отечества. На основании разработанной церковными и светскими специалистами Концепции включения в новое поколение российских государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» началась работа по подготовке преподавания этого предмета. Его введение в учебный план в рамках упомянутой образовательной области предполагается с начала 2009–2010 учебного года.

 

13. Миссионерство

27 марта 2007 года Священным Синодом была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Согласно Синодальному определению, она рекомендована епархиальным Преосвященным и духовенству для организации епархиальной и приходской миссионерской работы. Для ознакомления с документом и обсуждения проблемных вопросов современного миссионерства была создана рабочая группа. При ее участии состоялось представление концепции в ряде епархий нашей Церкви, а также на многочисленных форумах, проходивших на протяжении последнего года. Состоявшиеся дискуссии показали, что принятие «Концепции миссионерской деятельности» ответило чаяниям многих пастырей и мирян. Обобщение миссионерского опыта Церкви, определение перспектив развития нашей миссии позволит усилить миссионерскую работу на местах и расширить духовное влияние Церкви.

Непосредственно с вопросами миссионерства соотносится тема противодействия сектантским движениям. Поскольку сектантство всегда есть искажение истины о Боге, мире и человеке, то подлинно эффективной формой борьбы с данным явлением может быть только проповедь «образца здравого учения... с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13).

Отдельного внимания заслуживают вопросы миссии среди людей православных по крещению, но не имеющих достаточных знаний о вере и потому составляющих среду для распространения лжеучений. Проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с низкой церковной культурой, с отсутствием системы начального (огласительного) духовного образования на приходах, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, место которых занимают оккультные суррогаты «массовой культуры» и псевдоправославные вымыслы.

Не только пастыри, но и миряне призваны помнить, что свидетельство миру о Христе — это забота каждого. Святой апостол Павел называл благовестие своей необходимой обязанностью и писал: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16). Без свидетельства о вере не может жить настоящий православный христианин. Будем же нести людям евангельское благовестие! Будем и поддерживать миссионерские труды — кто добрым словом, кто заботой, кто материальными средствами. Ведь именно от того, услышат ли люди слово Божие, зависит будущее Церкви.

 

14. Социальная

деятельность

Благотворительная и социальная работа в нашей Церкви постоянно расширяется. Во многих регионах стран нашей канонической территории возникают новые православные социальные учреждения, в благотворительную деятельность вовлекается все больше мирян. Церковь не ставит себе задачу подменить государство в попечении о тех, кому необходима помощь. Но мы, православные христиане, должны своей любовью, своим неформальным, личным подходом к каждому больному, сироте, пожилому человеку восполнить ту заботу, которую люди получают от государства. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой.

Священный Синод через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению должен быть хорошо информирован о социальных начинаниях во всех епархиях, включая приходы РПЦЗ, для осуществления координации социальной работы на межепархиальном уровне. Задачу сбора и распространения информации о действующих социальных начинаниях Церкви надо поставить и перед пресс-службами епархий, церковными СМИ, Издательским советом.

Необходимо сознавать, что дела милосердия — это средство научения любви. Социальное служение должно восприниматься не как внешняя обязанность Церкви, а как глубоко органичное, естественное проявление христианского образа жизни. Совместные дела милосердия укрепляют приходскую общину. В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее действенна.

 

15. Работа

с молодежью

За минувший период в жизнь Русской Православной Церкви прочно вошли ежегодные мероприятия, объединяющие молодых людей: Молодежные Рождественские чтения, Межрегиональный фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение», Всероссийский православный молодежный лагерь «Феодоровский городок», Всероссийский фестиваль авторской песни «Исповедь сердца», Георгиевский парад Братства православных следопытов и другие. Все они чрезвычайно важны для обмена опытом, поиска эффективных программ и методик, позволяющих успешно осуществлять молодежное служение. Следует также указать на положительные примеры проведения международных фестивалей, ориентированных на молодежную аудиторию. Это и ставший уже традиционным фестиваль «Небо славян», проводящийся в Беларуси, и прошедший в мае 2007 года в Киеве Первый Международный фестиваль авторской песни «Благодатное небо».

Хотел бы обратить также внимание на XII Всемирный русский народный собор (2008) — Собор детей и молодежи, собравший в Москве около семи тысяч представителей юного поколения.

Одним из приоритетов нашей деятельности должно стать создание православных молодежных центров, которые, наряду с работой по непосредственному духовному окормлению детей и молодежи, могут служить штабами для разработки и осуществления новых миссионерских, духовно-просветительских и воспитательных программ. Такие центры могут быть организованы не только в областных центрах, но и в каждом городе.

Существенно помочь православному молодежному служению может развитие православных детских и молодежных организаций. При этом следует делать акцент на изучении Православия. Упомянутые организации позволяют нам не потерять тех, кто уже находится в церковной ограде, дать взрослеющим детям новый импульс в их духовном становлении и развитии, предоставить им возможность приложить свои силы и способности в служении во славу Божию и на благо ближних.

Обучение истинам веры является лишь частью воспитания православного человека. Узнавший о началах Православия ребенок взрослеет, приходит пора студенчества — и зачастую нравственная жизнь бывшего «благочестивого отрока» уже нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка или подростка. В идеале, время, которое юный человек отдает досугу, должно проходить в церковной общине и тратиться с пользой для духовно-нравственного становления личности.

 

16. Церковный

бюджет

Доходная часть общецерковного бюджета формируется за счет добровольных отчислений на общецерковные нужды епархиальных управлений, храмов Москвы, Ставропигиальных монастырей, ХПП «Софрино», гостиничного комплекса «Даниловский», а также частных пожертвований юридических и физических лиц.

Доля епархий составляет лишь 10% всех поступлений.

В 2007 г. только 55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей.

За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55%.

Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46%, а взносы епархий покрывают лишь 29% этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС.

За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в три раза меньше, чем храмы Москвы.

Дебиторская задолженность епархиальных управлений перед ХПП «Софрино» по состоянию на 15 июня сего года составила более 150 миллионов рублей. Сроки возникновения задолженности по отдельным епархиям превышают разрешенные законодательством Российской Федерации 3 месяца и достигают 9 месяцев, что обязывает предприятие выплачивать налоги и сокращать отчисления в Московскую Патриархию. Размер дебиторской задолженности превышает сумму взносов ХПП «Софрино» в общецерковный бюджет.

Кроме того, завод испытывает недостаток свободных оборотных средств, в силу чего не в состоянии эффективно управлять финансами и несет прямые убытки, так как, с учетом инфляции, ежегодно теряется около 15 миллионов рублей из-за дебиторской задолженности.

 

17. Современные

вызовы церковному

единству

Единство Церкви, заповеданное нам апостолами, является великой ценностью и должно осознаваться в качестве таковой не только епископатом, но и каждым клириком и мирянином. Церковное единство есть сокровище, которое наши предки сохранили, несмотря на пережитые ими грозные испытания. Унаследованный нами дар, приумноженный на протяжении веков, не может быть растрачен в одночасье ради сиюминутных политических соображений. К сожалению, сегодня мы наблюдаем непрекращающиеся попытки разрушить духовное пространство Святой Руси, созданное святым равноапостольным князем Владимиром, внести раздор и недоверие между миллионами православных русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей других народов, составляющих многонациональную паству нашей Церкви.

Защита единства церковного — долг всякого православного христианина, но наипаче он возложен на епископов, которым вверены от Бога драгоценные человеческие души (Апост. 41). При этом следует сознавать, что епископ не только должен указывать путь спасения, но и быть образцом христианской жизни, подлинным духовным лидером, ведущим народ ко Христу.

Стояние за церковное единство — призвание всех нас, где бы мы ни жили. Но празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности. Здесь ныне достойно, мудро и рассудительно совершает свое служение Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в окружении сонма архиереев и пастырей окормляющий самоуправляемую Украинскую Православная Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии. Прошедшие 16 лет подтвердили правильность этого решения, принятого соборным разумом. Украинская Православная Церковь с  честью несет свою спасительную миссию; число ее приходов неуклонно растет, ее просветительское служение, как и авторитет в обществе, ширятся. Однако все это происходит в условиях непрекращающихся яростных нападок со стороны последователей раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил крайней националистической направленности. В этих трудных обстоятельствах требуется особое мужество, чтобы безбоязненно отстаивать канонические устои церковного единства. И все мы призваны поддерживать наших братьев в их подвиге. Они проявляют бесстрашие, находясь на переднем крае борьбы за Православие, за церковное единство. Предлагаю отцам Собора подумать, какие еще усилия в этом направлении мы вместе должны предпринять. Полезным может стать сотрудничество епархий, развитие паломничества и взаимного общения. Полагаю, что в Москве с этой целью стоило бы учредить подворье древнейшей монашеской обители на Руси — Киево-Печерской лавры, а в Киеве — Патриаршее подворье. Тем самым мы вновь подчеркнули бы особое значение «матере градов, богоспасаемого Киева» (тропарь св. Владимиру), как древнейшего центра нашей церковной жизни и укрепили бы взаимосвязи между двумя столицами Русского Православия.

Той же цели соответствовало бы более торжественное празднование памяти святого крестителя Руси. Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго» (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний» праздник. А  ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник. В апреле сего года Священный Синод Украинской Православной Церкви предложил сделать этот день государственным праздником Украины. Собор мог бы поддержать эту инициативу и обратиться к руководству Российской Федерации, Украины и Белоруссии с предложением включить день князя Владимира в число не только церковных, но и государственных праздников (памятных дат), подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Отдельно хотел бы остановиться на актуальном вопросе участия представителей государственной власти Украины в разрешении церковных проблем на территории республики. Понятно, что, когда имеет место противостояние в обществе на религиозной почве, государство не может оставаться равнодушным, поскольку это угрожает его стабильности. Обеспокоенность положением в украинском Православии выражали во время встреч со мной Президент, председатель Правительства, другие официальные лица Украины. Разделяя их озабоченность, я со своей стороны твердо заявлял о недопустимости вмешательства политиков в церковные дела. Ведь раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь. Государственные органы могли бы внести свой вклад в разрешение кризисных ситуаций, выполняя свое прямое предназначение — обеспечивая законность, в частности, способствуя исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов. Церковь живет по своим собственным установлениям, по священным канонам, неуклонное следование которым только и может урегулировать все церковные нестроения. Любые попытки механического объединения канонической Украинской Православной Церкви с раскольническими группами без покаяния в грехе раскола обречены на провал. Народ Божий не поддержит такую искусственно созданную церковь, а на Украине начнется новый виток конфликтов между братьями по вере. Уже сейчас давление в пользу автокефалии, оказываемое на Украинскую Православную Церковь, вызывает обеспокоенность у многих архиереев, клириков и мирян, что видно, в частности, из множества поступающих в мой адрес с Украины обращений, под которыми стоят тысячи и тысячи подписей. Верующие люди просят Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах.

Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В  текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины. Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии архиереев Украины, новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем. В  связи с этим нам следует обсудить пути и средства укрепления единства и взаимосвязей Украинской Православной Церкви со всей Полнотой Московского Патриархата, дабы мы могли сообщапомочь преодолению тех трудностей, которые переживает народ Божий на Украине.

В деле преодоления расколов важна поддержка всего православного мира. Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, с которыми Украинская Православная Церковь связана через Московский Патриарший Престол, неоднократно оказывали ей такую поддержку. Мы глубоко признательны им за проявление православной солидарности.

Непростая ситуация сохраняется и в Молдове, где православные единоверцы были разделены в результате продиктованного чисто политическими мотивами и бесспорно антиканонического учреждения так называемой «Бессарабской митрополии» Румынской Православной Церкви. В октябре 2007 года, когда Священный Синод Румынского Патриархата создал три епархии в составе этой митрополии, был нанесен новый удар по церковному единству. Кроме того, теперь руководство «Бессарабской митрополии» высказывает еще и претензии на прилегающую часть территории Украины. Считаю необходимым, чтобы Собор дал оценку положения, сложившегося в Молдове, наметил меры к его исправлению, принимая во внимание, что существование параллельной церковной структуры разделяет людей и создает угрозу для общественного согласия в стране, вызывая справедливую озабоченность как простых верующих, так и государственного руководства.

Продолжает испытывать сложности самоуправляемая Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, хотя она и пользуется поддержкой подавляющего большинства православных жителей страны, не желающих разрывать связь с Церковью-Матерью. В Эстонии Православие также оказалось разделенным на две церковные юрисдикции в результате вмешательства политических сил, поддержанного, к сожалению, Константинопольским Патриархатом. За межсоборный период удалось достигнуть определенного прогресса в области закрепления юридического статуса используемых Церковью храмов, но полной справедливости в решении этого вопроса и возвращения имущества в собственность церковных общин все еще приходится ожидать.

Хранение единства предполагает соблюдение Церкви от разделений и расколов. Минувшие годы вновь показали, сколь легко соблазн раздора и смуты проникает в церковную среду и сколь быстро ему могут поддаться члены Церкви — от рядовых мирян до отдельных епископов, заявляющих, что только они хранят истину и подлинное благочестие и противопоставляющих себя церковной Полноте. Показательно, что эти претензии, как правило, сочетаются у таких лжеревнителей не только с огульным осуждением священноначалия и несогласных с ними клириков и мирян, но часто также с элементарной безграмотностью и с откровенной ложью.

Несомненно, одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Православием, являются тенденции маргинализации, проявляющиеся в разных формах, но базирующиеся на общем основании — эсхатологических страхах и стремлении к сектантскому изоляционизму, поборники которого хотели бы навязать его всей Русской Церкви. Фактически мы столкнулись с проблемой почти открытого противостояния некоторых представителей клира и мирян священноначалию.

Печально сознавать, что эти настроения были поддержаны отдельными представителями епископата. Да, каждый архиерей может и призван предлагать волнующие его вопросы соборному обсуждению архипастырей. Однако в случаях, о которых идет речь, имела место неготовность к такому обсуждению при игнорировании Предстоятеля Церкви и всего сонма архиереев. Вместо этого использовались несвойственные церковному каноническому строю методы — распространение «открытых писем» и тому подобных текстов, обращенных епископами за пределы своих епархий. Первосвятительский долг понуждает меня твердо напомнить всем и каждому: обсуждение непростых вопросов церковной жизни, которое велось, ведется и будет вестись, не должно вносить соблазнов в сердца верных, отталкивать от Церкви ее доброжелателей и вызывать злорадство у ее недругов.

Каждый архипастырь должен четко знать свои полномочия и действовать исключительно в границах своей юрисдикции. Нарушением принципа канонической ответственности архиерея является не только открытие храмов или рукоположение клириков вне пределов своей епархии, но и благословение им печатных изданий или деятельности общественных организаций на чужой территории, а также вопреки волеизъявлению высшей церковной власти.

Никто из православных христиан не вправе нарушать заповедь Евангелия о необходимости разрешения различных противоречий в церковном кругу и братском общении (см. Мф. 18, 15–17), без вынесения на суд «по обычаям мира сего» (Еф. 2, 2). Не случайно церковные каноны запрещают духовенству обращаться к суду лиц, не принадлежащих к Церкви (IV Всел. 9).

Однако мы встречаемся со случаями, когда вопреки древним церковным нормам происходит апелляция к общественному мнению, распространяются жалобы, сформулированные в соответствии с сугубо светскими принципами. Причем стремление к обнародованию своих воззрений, зачастую противоречащих решениям Архиерейских Соборов и Священного Синода, сочетается с малой активностью в решении внутриепархиальных проблем. Отмеченное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что подобные поступки имеют нецерковную мотивацию и являются скорее проявлением тщеславия, а не действительной заботы о церковном благополучии. Полагаю, что настоящий Собор призван дать таким действиям ясную и твердую оценку.

 

18. Межправославные

отношения

Ключевая для настоящего Собора тема единства Церкви весьма актуальна и в общеправославном измерении. Очевидно, что нынешний уровень межправославного взаимодействия оставляет желать лучшего. Особенно опасные угрозы единству Церквей возникают тогда, когда некоторые из церковных деятелей под влиянием политических, националистических и иных факторов идут на прямое нарушение незыблемых норм межцерковных отношений, определенных священными канонами. Раны, нанесенные телу церковному посредством таких деяний, бывают весьма болезненными и долго не заживают. Приходится прилагать многотрудные усилия к их исцелению. Русская Православная Церковь делает для этого все возможное, заботясь о поддержании братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами и проявляя готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы.

Примером такого подхода являются отношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, которые складывались в межсоборный период не без осложнений. В 2006 году Священный Синод Константинопольской Церкви, не запросив подобающей отпускной грамоты и вообще без всяких консультаций со cвященноначалием Московского Патриархата, принял в свою юрисдикцию бывшего епископа Сергиевского Василия, незадолго до того уволенного от управления Сурожской епархией, а также ряд клириков этой епархии. Священный Синод Русской Церкви расценил данный шаг как канонически неправомочный, небратский и создающий угрозу для православного единства. В направленном всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей заявлении Священного Синода было указано на крайнюю опасность применяемого Константинопольским Патриархатом нового толкования канонов, согласно которому любой архиерей или клирик, находящийся за пределами географических границ своей Поместной Церкви, может быть принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата без ведома рукоположивших его архиереев, без отпускной грамоты и помимо воли своего cвященноначалия. Однако ради мира церковного Русская Православная Церковь согласилась по итогам проведенных впоследствии переговоров урегулировать эту проблему. Отпускные грамоты епископа Василия и последовавших вслед за ним клириков были направлены нами в Константинопольскую Патриархию.

В последнее время в отношениях двух Патриархатов вновь приобрел остроту эстонский церковный вопрос. Те соглашения, на которые в качестве крайней уступки ради предотвращения раскола православного мира пошла ранее Русская Церковь, доныне окончательно не исполнены константинопольской стороной, что осложняет дальнейшие труды по преодолению разделения между православными верующими в Эстонии. На протяжении всех последних лет представители Константинопольского Патриархата пытаются добиться на всеправославном уровне признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви, хотя к ней принадлежит не более одной восьмой части православных верующих этой страны. Ни одна Автокефальная Православная Церковь не сообщила нам официально о таком признании. Но настойчивые попытки добиться его «явочным порядком» омрачили проведение важных всеправославных мероприятий. С целью найти выход из сложившейся тяжелой ситуации, которая вредит православному свидетельству, были проведены переговоры между делегациями двух Патриархатов в Цюрихе в марте 2008 года. Но, по-видимому, путь к достижению согласия будет долгим и трудным.

В официальных заявлениях иерархов Константинопольского Патриархата по отношению к украинскому церковному вопросу неоднократно говорилось, что Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Владимиром, является единственной канонической Церковью Украины, и мы положительно оцениваем этот факт. Однако при посещении Украины представителями Константинопольской Церкви имели место действия, которые интерпретировались как оказание поддержки раскольническим группам, о чем на мартовских переговорах в Цюрихе была предупреждена константинопольская сторона. Такие действия вызывают у нас скорбь, потому что они наносят ущерб преодолению раскола.

Озабоченность вызывают также попытки Константинопольского Патриархата распространить свою церковную юрисдикцию на территорию Китайской Автономной Церкви. Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу была сформулирована в заявлении Священного Синода.

К сожалению, в последнее время вновь осложнились отношения с Румынской Православной Церковью в связи с уже упомянутым учреждением трех епархий в составе так называемой «Бессарабской митрополии». Священный Синод в заявлении от 7 ноября 2007 года выразил решительный протест против данного антиканонического деяния. Позиция Священного Синода была доведена до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. В  полученных ответах выражена серьезная озабоченность в связи с ситуацией, которая возникла вследствие упомянутых действий cвященноначалия Румынской Православной Церкви. В ноябре 2007 года в Болгарии состоялись переговоры между представителями Русской и Румынской Православных Церквей, направленные на разрешение возникшей проблемы. Пока переговорные усилия не приводят к желаемому результату, но мы будем продолжать диалог, цель которого — разрешение вопроса о церковной ситуации в Республике Молдове в соответствии со священными канонами.

Отдельный вопрос представляет собой область взаимоотношений со старообрядцами, которая также имеет прямое отношение к главной теме нашего Собора — теме о единстве Церкви. Преодоление последствий русского церковного раскола XVII века остается предметом нашего постоянного внимания. В последнее время атмосфера наших взаимоотношений с основными старообрядческими согласиями существенно улучшилась. Проводятся регулярные встречи и консультации с предстоятелями и представителями старообрядческих согласий, делегации старообрядцев участвовали во многих церковно-общественных форумах. Все это способствует развитию добрых взаимоотношений, в  том числе на местном уровне. Конечно, еще встречаются проявления нетерпимости. После столь длительного разделения не всегда легко находить общий язык. Но стремиться к этому нужно — на благо нашего народа, ради утверждения общих для нас ценностей православной традиции. Мы не можем оставить вне нашего внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые сознательно стремятся к заповеданному Господом Иисусом Христом церковному единству при сохранении привычных для них обрядов и чинопоследований. Таким верующим надо идти навстречу — для этого в Русской Православной Церкви имеются старообрядные приходы. И нет ничего вредного в стремлении глубже познать дух древнерусского литургического благочестия, не погрешая при этом против любви и единения в вере. <...>

 

21. Цели и задачи

В заключение своего доклада считаю необходимым определить основные цели и задачи, стоящие перед нами в ближайшие годы. В  первую очередь нам нужно озаботиться упрочением единства Русской Церкви, вопреки всем проблемам, с которыми мы сталкиваемся при осуществлении церковного служения. Нам следует направлять самые серьезные усилия на совершенствование межправославных связей и на преодоление тех разногласий, которые порой возникают между братскими Поместными Церквами.

Важным направлением нашей деятельности должно стать укрепление взаимодействия между различными общецерковными и епархиальными структурами, приходами и монастырями, а также развитие соработничества епископов с клиром и паствой. Нужно уделить сугубое внимание развитию системы и совершенствованию религиозного и богословского образования, увеличению роли духовных школ.

Следует развивать взаимодействие Церкви с государством и гражданским обществом, в том числе и в сфере совершенствования законодательства, чтобы достичь более высокого уровня сотрудничества в социальной сфере. Необходимо инициировать процесс получения государственной поддержки церковных проектов, направленных на разрешение насущных социальных проблем, существующих в наших обществах. Не теряющим остроты остается вопрос о государственном признании дипломов духовных школ и присваиваемых ими ученых степеней.

Надеюсь также, что в ближайшие годы нам удастся достичь значительных успехов по приобщению молодого поколения наших сограждан, обучающихся в общеобразовательных школах, к основам православной культуры. Наконец, предельно актуальными остаются задачи развития общинной жизни, просветительской деятельности, служения мирян, работы с молодежью.

Желаю всем вам, возлюбленные о Господе братья, помощи Божией в трудах и плодотворной работы на Соборе, уповая, что в нашей жизни исполнятся слова святого апостола Павла: «Бог… терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 5–6).

Печатается в сокращении

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008




№ 13-14(386-387) июль 2008



Укрепление единства – важнейшая церковная задача


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008





№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008



№ 12 (361) июнь 2007


№ 10 (359) май 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007






№ 17 (342) сентябрь


№ 12 (289) июнь 2004



№ 3 (280) январь 2004


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 20(273) октябрь 2003



№ 8 (261) Апрель 2003 г.







 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008