Детский зимний лагерь при Даниловом монастыре
Минувшим летом в детском православно-ориентированном лагере «Звезда Вифлеема», который был организован Центром духовного развития молодежи московского Данилова монастыря, отдохнули около шестисот детей. Накануне Рождества завершается подготовка к зимнему детскому лагерю. Мы взяли интервью у руководителя программы «Звезда Вифлеема» Егора Коврижкина.
— Егор, расскажите, как ваш Центр начал заниматься организацией детского отдыха.
— Первые выезды нашей воскресной школы в периоды детских каникул состоялись еще в 1995 году. Потом при Центре появился военно-спортивный клуб «Стратилат». И вот уже на протяжении пяти лет каждые каникулы клуб выезжает в походы разного уровня сложности, к которым дети готовятся в периоды между каникулами.
Наш Центр с самого начала задумывался как методический, ориентирующийся на сбор и распространение информации, методик, учебных пособий и других материалов по миссионерской и просветительской деятельности. При Центре работают катехизические курсы и «Школа молодежного служения». Мы регулярно осуществляем свою деятельность в шести Центрах социального обслуживания, Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при ГУВД г. Москвы, Доме ребенка № 17, детской психиатрической больнице № 6 и других учреждениях. У нас работают детская певческая студия, художественная студия, воскресная школа. Но нам хотелось найти путь для более тесного общения с детьми, а значит, и более эффективного их воспитания и воцерковления.
— Но почему вы выбрали такую форму как лагерь? Ведь и в воскресной школе, и в творческих студиях можно разработать программу по воцерковлению детей, обучению их основам веры и привитию им нравственных устоев.
— Дело в том, что и в воскресную школу, и в студию дети приходят всего на 2—3 часа в неделю, и преподаватель за это время может дать ребенку только какие-то знания и навыки, но не может передать свой образ мысли, свою модель поведения, свои внутренние ценности. В лагере же все происходит по-другому: дети и вожатые живут вместе в течение трех недель. И этот опыт совместного проживания наиболее важен. Если вожатый — сознательный верующий человек, который старается выстроить свою жизнь в соответствии с заповедями Евангелия, то ребенок рано или поздно это почувствует. Именно к такого рода миссионерству призывает нас Спаситель: «Тако да просветиться свет ваш пред человеки...». Проблема сегодняшних воскресных школ во многом состоит в том, что дети, получая знания о нравственности и благочестии, не находят живого примера применения этих знаний среди взрослых, особенно, если родители еще только стоят на пороге Церкви. Лагерь — это место, где взрослые могут не только рассказать о благочестии, но и показать его детям, не только сказать о прощении, но и показать его в своей жизни, не только сказать о любви, но и любить. Для детей это очень важно.
— Вы говорите о миссионерстве в лагере, но разве ваш лагерь принимает и невоцерковленных детей?
— Наш лагерь открыт для всех детей, родители которых с уважением и доверием относятся к Церкви. Мы не отбираем детей по уровню их воцерковленности.
Сейчас на многих приходах создаются небольшие православные лагеря, в которые в основном едут дети из этого прихода. К сожалению, эти лагеря оказываются закрытыми для огромной массы детей, не посещающих постоянно храм, родители которых, однако, с уважением относятся к Церкви и хотели бы отдать ребенка в православный лагерь. И желание этих родителей понять можно. Ведь в обычный детский лагерь молодежь «вожатского» возраста зачастую приезжает, чтобы «взять от жизни все», а вовсе не подавать пример детям и вести их за собой. Даже если бытовые условия лагеря идеальны, никто не может гарантировать твердых нравственных устоев вожатых и их ответственного отношения к работе.
Таким образом, сохранив наших, уже воцерковленных детей, мы рискуем отдать всех остальных на растерзание безразличному обществу потребления или сектантам.
В то же время, как показывает наш опыт, дети из воцерковленных семей часто начинают более ответственно относиться к своей вере, когда среди них появляется ребенок, который еще ничего не знает о Церкви, никогда не участвовал в Таинствах, не ходил в воскресную школу. То есть польза и тем, и другим.
— Вы сказали о проблемах с вожатыми в светских лагерях. Можно ли утверждать, что православные лагеря застрахованы от этих проблем?
— Конечно, нет. К сожалению, здесь ситуация не очень хорошая. Обычно священник, организующий на своем приходе лагерь, благословляет кого-нибудь из родителей на работу воспитателем. Часто оказывается, что такой воспитатель — один на 30 детей и в его обязанности, помимо воспитательской работы, входит и хозяйственная работа (готовить, мыть посуду, стирать). В результате детям самим приходится находить себе занятия. Кроме того, обычно в приходской лагерь воспитателями едут люди уже взрослые, часто пенсионеры. Для маленьких детей это вполне приемлемо, но для подростков очень важно, чтобы у них был старший, более опытный друг, который по возрасту не так уж сильно от них отличается. Я думаю, вожатый должен быть не старше 30 лет. Именно такой человек может стать для ребенка ярким примером для подражания.
Поэтому мы решили набирать исключительно молодежный коллектив. Заранее дали объявления о наборе вожатых в вузах и газете «Фома». После собеседования мы сформировали учебную группу курсов подготовки вожатых, которая занималась в течение трех месяцев. Таким образом, нам удалось поближе узнать ребят и быть уверенными, что вожатыми в нашем лагере будут не случайные люди.
— Какими качествами должен обладать вожатый?
— Качества вожатого в первую очередь определяются теми детьми, с которыми ему предстоит работать. Детей выбирать нам не приходится. К нам едут не только ангелоподобные дети из верующих семей, но бывает и так, что родители отправляют ребенка в православный лагерь «на перевоспитание». Исходя из этой неоднородности детского коллектива, можно выделить несколько сторон вожатской работы.
Во-первых, на вожатого ложится миссия для многих детей быть лицом Церкви. А это означает не только знание основ православной веры, но и то, что вожатый должен быть предельно искренен в общении с детьми, особенно в вопросах нравственности. Все те слова, которые вожатый говорит детям в воспитательных целях, должны хотя бы отчасти воплощаться в его собственной жизни. Иначе мы рискуем воспитать лицемеров.
Во-вторых, вожатый несет полную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Лучший способ обезопасить детей — это организовать их на совместное творческое дело. А это значит, что вожатый должен быть хорошим организатором и лидером в детском коллективе. Причем лидерство должно быть основано на доверии и уважении, а не на силе.
В-третьих, работа в лагере практически круглосуточная. Сможет ли будущий вожатый справиться с такой физической и эмоциональной нагрузкой? Если нет, то в лучшем случае дети рискуют остаться без должного внимания и любви, а в худшем — стать причиной или жертвами эмоционального срыва взрослого.
В-четвертых, в течение смены достаточно большой вожатский коллектив лагеря должен работать как единое целое, показывая детям пример взаимопонимания и взаимопомощи.
Конечно, это далеко не все, но из сказанного уже становится понятно, что просто лекционных занятий на курсах для подготовки вожатых мало. Необходимы тренинги, позволяющие молодым людям попробовать себя в качестве организаторов, поиграть в игры, провести творческие мероприятия. Кроме того, необходимо, чтобы пришедшая на курсы молодежь стала единым коллективом с развитым неформальным общением. Очень тяжело работать, когда вожатые знакомятся друг с другом уже во время проведения лагеря. Поэтому при подготовке летнего лагеря мы организовали для вожатых выезд на несколько дней, где проводили занятия в условиях, приближенных к лагерю. Основная цель такого выезда — присмотреться к ребятам, лучше узнать их, а также максимально сплотить коллектив.
— Получается, у вас есть разработанная методика подготовки педагогов, которую вы могли бы передать другим?
— Пока еще рано об этом говорить, поскольку курсы мы проводили первый раз. Было допущено немало ошибок, однако даже первый опыт дал хороший результат. На сегодняшний день наш коллектив состоит более чем из двадцати воцерковленных молодых людей и девушек. Весной мы планируем снова открыть курсы подготовки вожатых и работать, учитывая сделанные ошибки.
Вожатые — это, пожалуй, самое важное в лагере. У «Звезды Вифлеема» нет своей постоянной базы, однако есть нечто не менее ценное. Это сложившийся коллектив молодежи, которому небезразлично воспитание детей.
— Расскажите, пожалуйста, о зимнем лагере «Звезда Вифлеема».
— Зимний лагерь мы организуем совместно с паломнической службой «Радонеж». Лагерь будет проходить на базе отдыха «Мирный» под Можайском. Мы приглашаем туда около ста детей. Отпразднуем с ними Новый год и Рождество Христово, подарим подарки. В ночь с 7 на 8 января в лагере будет совершаться рождественское богослужение. Сдвиг на один день обусловлен тем, что в саму рождественскую ночь все священники заняты в своих храмах, а вывозить детей в какой-нибудь храм на Рождество небезопасно.
Мы планируем насыщенную спортивную программу: на базе отдыха имеются бассейн, спортзал, тренажерный зал, где у нас будут проходить ежедневные занятия. Кроме того, мы все глубже осваиваем так называемые ролевые игры, которые способствуют развитию коммуникативных и творческих способностей детей. Будут организованы и кружковые занятия: основы альпинизма, единоборства, верховая езда, рисование, резьба по дереву, основы журналистики, а также театральный кружок и певческая студия. Запланирована программа экскурсий-паломничеств. Ребята побывают в знаменитом соборе Святителя Николая в Можайске, в музее «Бородинское поле», в Спасо-Бородинском женском монастыре и Успенском Колоцком монастыре.
К сожалению, стоимость такого отдыха достаточно высока, а спонсорской поддержки мы пока не имеем. Возможно, в будущем нам удастся найти для лагеря постоянное спонсорское финансирование. Пока что родителям придется оплачивать путевки полностью.
Заказать путевки в зимний лагерь можно по тел. 517-89-39, 937-57-91.
|