№ 17(270) сентябрь 2003 / Молодежь

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Новоселье в детском приюте «Отрада и утешение»

 

Новый корпус детского приюта «Отрада» освятил 30 августа архиепископ Калужский и Боровский Климент. Этот первый православный приют в современной России был открыт по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в мае 1994 г. при Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце и назван в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение». Сегодня в нем воспитываются 60 девочек в возрасте от 3 до 16 лет.

Строительство нового корпуса началось три года назад — в мае 2000 года. В нем находятся спальни, 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, концертный зал. Архиепископ Калужский и Боровский Климент передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия насельницам монастыря и воспитанницам приюта. «Пусть Господь благословит усилия по воспитанию детей-сирот в Вашей епархии, труды и молитвы матушки игумении и сестер монастыря, деятельное участие в жизни детей губернатора Калужской области А.Д. Артамонова, благочестие и добрую волю жертвователей, благодаря которым осуществлено строительство нового здания приюта, — говорится в приветственном письме Патриарха. — Пусть те, кто будут жить в этом удобном и хорошо оснащенном здании, всегда пребывают под благодатным покровом Божией Матери. Пусть Сама Пречистая Дева, скорая Заступница и Небесная Мать всех сирот, всегда будет в этом доме Хозяйкой и Управительницей, а подвизающиеся в нем воспитатели и учителя — Ее добрыми соработницами». Святейший Патриарх Алексий наградил православный приют «Отрада и Утешение» орденом святого благоверного царевича Димитрия.

Поздравить детей с новосельем приехали епископ Людиновский Георгий, наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Российского детского фонда А.А. Лиханов, представители федеральных органов власти, администрации области, меценаты и друзья обители.

«У нашего монастыря очень счастливая судьба, заступничеством Святителя Николая и пречистой Божией Матери, — сказала игумения Николая (Ильина). — У нас нет спонсоров, у нас есть ктиторы — мы используем такое древнее название. Это не просто люди, которые дают нам деньги, они дают нам свою любовь и заботу. Я благодарю всех, кто своим теплом, своим вниманием и любовью, каждый по своим силам и средствам, помогал строительству этого здания. Без вас здесь ничего бы не было. Примите нашу огромную любовь и благодарность».

История Николаевского Черноостровского монастыря началась с маленькой церквушки Свт. Николая. По одной из легенд, ее построили в XIV веке удельные князья Оболенские, выбрав для этого высокий холм, окруженный рвами и поросший густым черным лесом. В прежние времена этот холм назывался Черным островом. Отсюда и название монастыря — Николаевский Черноостровский. Считается, что сама обитель была основана в начале XVI века. В 1918 году монастырь был закрыт, а все его имущество разграблено.

Вновь его открыли в 1993 году. Настоятельницей была назначена игумения Николая (Ильина), прибывшая в монастырь с единственной послушницей в октябре 1992 года. Все здания, кроме Корсунской церкви, представляли собой руины. Сестры поселились  в  небольшом полуразрушенном двухэтажном корпусе напротив Корсунской церкви, все в одной келье. Однажды там обрушился потолок, но заступничеством Святителя Николая никто не пострадал.

Древний собор Святителя Николая весь был в старых лесах, но работать на них было невозможно, потому что они были очень ветхие, а убрать их своими силами монахини не могли. Колокольню пришлось строить заново.

Насельница монастыря матушка Анна рассказывает: «Колокольня была уже готова, а колоколов — только два, один из них вообще пожарный, который и ноты никакой не воспроизводил. Сестры очень переживали, где же взять колокола. И вот приезжает в монастырь одна семья и дарит нам сразу три колокола. Они благодарят нашу матушку игумению и рассказывают, что приезжали сюда раньше и просили помолиться, чтобы у них были дети. И вот прошел год, и у них родилась тройня. В благодарность они и решили подарить нам три колокола».

Сестры стали свидетелями и другого чуда. В восстанавливаемом из руин древнем Никольском соборе на стенах стали проявляться фрески. Когда работа только началась, в остатках изображений нельзя было узнать иконы. Но с каждым днем фрески становились все ярче. «Когда на этой стене стало появляться изображение, мы все гадали, что это за икона. Но потом стало четко видно, что это Лестница Иакова».

В 1995 году при Свято-Николаевском монастыре открылся детский приют. «Вообще-то дети в монастыре — это считается искушением, — говорят сестры. — Потому что сами представьте, монах должен молиться идти, а он идет и читает сказку “Репка” или преподает в школе математику. На первых порах нам самим приходилось учить наших девочек, так как у нас не было возможности пригласить учителей».

В приют попадают девочки из семей алкоголиков и наркоманов со всех концов России. Настоятельница монастыря мать Николая положила много сил для того, чтобы приют с трогательным названием «Отрада» стал настоящей семьей для осиротевших при живых родителях детей. Они считают его своим домом, получают хорошее образование, в том числе и музыкальное, учатся рукоделию.

«Мы стараемся помочь в первую очередь тем детям, которые попали в очень сложную, можно сказать экстремальную ситуацию, — рассказывает директор приюта монахиня Елена. — Это оказание первой помощи. Мы же не можем пройти мимо ребенка, у которого нет папы и мамы и которому нечего кушать. У кого-то родители наркоманы, у кого-то папа убил маму и умер в тюрьме; одну девочку мы нашли на помойке, другую — в котельной. Мы уводим детей с вокзалов и помоек. Часто приходят они к нам грязные, оборванные, со следами побоев. Лишенные нормального детства, девочки страдают еще и тяжелыми психологическими травмами, у них замедленное развитие. Первое время даже заниматься с ними было очень тяжело. Из Москвы к ним приезжал психолог. Но постепенно матушкиными молитвами, матушкиной и сестринской любовью, чудесами Святителя Николая они стали поправляться. Вы видите, что это совершенно нормальные и даже замечательные дети. У них много талантов. Они все могут очень хорошо петь, вышивать, может быть, в будущем кто-то из них будет писать иконы. Монастырь весь украшен цветами — это тоже детский труд, их любимое послушание. Найдя в нашей обители любящую семью, наши воспитанницы преображаются».

В монастыре у каждого ребенка есть свое занятие, называемое послушанием. Кто-то ухаживает за растениями и цветами, кто-то за домашними животными (рыбками, морскими свинками, хомяками, попугаями), кто-то отвечает за уборку, за книги, а кто-то помогает на кухне. Настоятельница монастыря матушка Николая перед тем как дать послушание спрашивает, чем бы кто хотел заниматься. Но есть и такие работы, в которых участвуют все (кроме самых маленьких), — например, возделывание огорода. Что касается развлечений, то их в детском приюте предостаточно. Отмечаются церковные праздники, дни Ангела всех детей, устраиваются чаепития и встречи с интересными гостями.

Когда ребенку говорят: ты можешь ходить в трапезную и на службу, но не на послушание, это воспринимается как наказание. Казалось бы, сиди в келье, читай книги, а хочешь — спи, в игрушки играй... Но ни одна воспитанница целый день так не выдерживает.

«На самом деле наши девочки не очень-то послушные. Их окружает столько любви, все уделяют им внимание, все их балуют. Но иногда приходится их наказывать. Самое страшное, самое сильное для них наказание, после которого ребенок обязательно и сразу исправляется, это когда с девочки снимают белый платочек и платье и одевают в мирскую одежду, то есть в красное платьице и красный платочек».

Большая часть преподавателей в приютской школе — сестры обители. У многих из них педагогическое образование. Но в последнее время их сменяют обычные школьные учителя. Занятия построены по программе домашнего обучения. По окончании девятого класса девочки сдают экзамены и получают аттестат государственного образца.

В монастыре установлено строгое общежитие: общая трапеза, послушание, обязательное посещение богослужений. Каждый день все сестры молятся за Божественной литургией. Читается неусыпающая Псалтирь. Традиционными стали ежедневные беседы, которые проводит игумения Николая. Матушка читает древних и современных святых отцов, рассказывая, как их учение можно применить в своей повседневной жизни. Сестры задают вопросы, могут поделиться своим опытом и переживаниями — и так в открытой, дружеской обстановке обсуждаются и личные вопросы, и проблемы монастыря.

Каждый день в монастыре проходит большой крестный ход. В нем участвуют и взрослые, и дети. Называется он Канавка. Эта традиция перешла из Дивеевского монастыря. Крестный ход обходит весь монастырь и совершает 20 остановок, чтобы пропеть тропари и величания тем святым, в честь которых освящены жилые корпуса, храмы и часовни монастыря. После крестного хода дети отправляются спать, а сестры идут на чин прощения, чтобы примириться со всеми до захода солнца, как того требует монашеский устав.

Каждое воскресенье проводится «семейный» монастырский праздник. В три часа все собираются на акафист Святителю Николаю. Сначала читается канон, а потом все поют акафист на распев. Из алтаря выносится частица мощей Святителя. Дети особенно любят петь акафист Святителю Николаю.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность. Сестры с детьми из приюта посещают больницы, местные предприятия, детский дом, тюрьму, и везде звучат церковные песнопения и раздаются небольшие подарки.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (321) октябрь 2005


№ 21 (322) ноябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005



№ 11 (335) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006



№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006



№ 17 (342) сентябрь


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 18(367) сентябрь 2007



№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 19(392) октябрь 2008







№ 18(367) сентябрь 2007


№ 13-14 (336) июль 2006







№ 15(268) август2003



№ 16 (245) август 2002




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008