№ 17(270) сентябрь 2003 / Молодежь

Следующая статья...»

Проповедь в «Зоне риска»

 

7 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие II Московского межрегионального фестиваля православной молодежи и студентов «Обретенное поколение», организованного Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и Комитетом межрегиональных связей и национальной политики Правительства Москвы. На фестивале прозвучали призывы к Церкви и государству совместно решать проблемы молодежной политики, а архиереи впервые стали участниками небольшого рок-концерта.

 

Центральным событием вечера стало вручение премий «Обретенное поколение». Премия была учреждена Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и Правительством Москвы «за труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи». Когда вокруг слишком много говорят о потерях, уместно напомнить и об обретениях. Задача премии в этом и состоит: свидетельствовать об успешном опыте служения тех, чьи труд и любовь способны «потерянное поколение» превращать в поколение обретенное.

Знак премии (у которой, кстати, нет денежной составляющей) — статуэтка «Доброго пастыря». Пастырь на своих плечах несет ягненка. Это древний образ христианского пастырства, не нуждающийся в особом толковании. Стоит только заметить, что так выносят заболевших или оказавшихся в опасности ягнят. Значит, и сам пастырь для спасения потерянной овцы вошел в зону риска.

Вот это и придает особый интерес молодежным и миссионерским общецерковным съездам: на них миссионеры предлагают на суд церковной соборности и церковной иерархии свои опыты проповеди в «зоне риска», вдали от храмов, и ждут — какова же будет реакция.

Выступление Патриарха разрешило недоумение, которое у многих людей вызывали новые формы миссионерской работы. Предстоятель Церкви сказал: «Сегодня во второй раз мы вручаем подвижникам православного молодежного служения премии “Обретенное поколение”. Примечательно, что в различных епархиях ведется активный поиск новых форм православной миссии в молодежной среде. Все чаще слышен смелый и убедительный голос православного пастыря на крупных молодежных мероприятиях. Мы убедились в том, что слово Церкви, вдохновенная христианская проповедь, если она разумно построена, изложена живым и понятным языком, уместна и в концертном зале, и на открытии спортивных состязаний».

Для присутствовавших на фестивале было очевидным, что упоминание о  «концертном зале» относится к концерту «Рок к небу», который состоялся в Петербурге в январе 2003 года (о нем ЦВ писал в № 1—2 в феврале 2003 года). Организатор встречи рока и Церкви — отдел  по делам молодежи Санкт-Петербургской и Ладожской епархии — и диакон Андрей Кураев, выступивший на том рок-концерте с проповедью, стали лауреатами премии «Обретенное поколение».

Кстати, голос рок-музыкантов зазвучал уже через несколько минут после речи Патриарха. В конце церемонии в акустическом варианте выступили рок-группа «Грассмейстер» и Вячеслав Бутусов. Впервые в прихрамовом помещении и в присутствии десятка архиереев звучали песни рок-музыкантов.

По завершении своей речи Святейший Патриарх Алексий вручил награды лауреатам премии «Обретенное поколение». Премия отмечает прежде всего коллективные усилия, и потому награждаются ею, как правило, центры по работе с молодежью. В этом году премии получили восемь епархиальных отделов по делам молодежи — Тобольской и Тюменской, Сыктывкарской и Воркутинской, Тамбовской и Мичуринской, Екатеринбургской и Верхотурской, Крутицкой и Коломенской, Санкт-Петербургской и Ладожской, Саранской и Мордовской, Смоленской и Калининградской епархий, а также костромской православный центр «Ковчег». Исключением стал диакон Андрей Кураев, чьи миссионерские труды были отмечены отдельно.

На церемонии присутствовал и мэр Москвы Юрий Лужков. Он произнес мудрые слова: «Несколько поколений наших граждан учились по учебникам, в которых искажались или просто были опущены великие страницы нашей истории. Многое из того, что нам преподавалось, требует переосмысления. И мы видим, что для решения проблемы восстановления у российского общества исторической памяти требуется тесное сотрудничество, союз светской власти с Православной Церковью и традиционными конфессиями России».

И все же у православных москвичей есть серьезный вопрос к своему мэру. Всего лишь несколькими днями ранее глава комитета по образованию г. Москвы Любовь Кезина заявила, что никаких «Основ православной культуры» в московских школах не будет.

Поэтому не столь уж неожиданным оказался экспромт диакона Андрея Кураева, который, получив микрофон для произнесения обычных слов благодарности, вышел за рамки протокола и сказал следующее:

«Ваше Святейшество, благословите меня обратиться к строителю сего прекрасного храма Юрию Михайловичу Лужкову!

Юрий Михайлович, в своей речи вы прекрасно сказали о том духовном богатстве, которое несет православная культура. Одной из жемчужин этого богатства является этот величественнейший храм православного мира. Но очень жаль, что многие москвичи, особенно юные, входят в этот храм почти как иностранцы, не понимая языка родной культуры.

Православная культура — есть. И в Церкви есть люди — они сидят в этом зале, — которые доказали, что они могут быть интересными для молодых людей, для детишек и могут им свидетельствовать о богатстве православной культуры.

Но, увы, одной из самых печальных новостей минувшей недели было то, что московский Департамент образования объявил о том, что и в новом учебном году не будет уроков основ православной культуры в московских школах. Это странно. Что сказали бы великие наши князья Даниил Московский и Александр Невский, если бы они узнали о том, что в школах Москвы не разрешают изучать православную культуру? Они бы воскликнули: “Какие варвары захватили нашу столицу? Какое новое иго распростерлось над нашей страной?!”

Юрий Михайлович, когда вы подвергались незаслуженной критике со стороны различных борзописцев за прекрасную идею восстановления этого храма, я, хоть и маленькой крупиночкой, но попробовал помочь вам и написал вот эту книжку в оправдание идеи восстановления Храма Христа Спасителя. Сегодня я прошу у вас помощи. Вот новая моя книжка “Основы православной культуры”, написанная в защиту того, чтобы православная культура была доступна в школах.

Юрий Михайлович, у меня просьба к вам! А нельзя ли было бы организовать “круглый стол” с вашим участием, с участием руководителя Департамента образования г-жи Кезиной, с участием тех представителей Церкви, которых Святейший Патриарх благословит, чтобы мы спокойно сели и обсудили, в чем отличие “Закона Божия” от культурологического разговора о православии. Недавно в “Российской газете” министр образования Филиппов заявил, что, согласно закону, религии не место в школе. Как же так! “Закон о свободе совести” ясно говорит о том, на каких условиях религиозное образование все же возможно в государственной школе. Но “Основы православной культуры” — это не религиозное образование, а культурологическое. Это изучение алфавита родной культуры.

Юрий Михайлович, помогите нам организовать диалог, который не в состоянии организовать наша “демократическая” пресса. Вот с этой просьбой я обращаюсь к вам в этот радостный миг и сердечно благодарю за высокую оценку».

При описании реакции зала не обойтись без штампа советской журналистики о «громких продолжительных аплодисментах, переходящих в овацию». Но каким эхом отзовутся эти аплодисменты в сердце московского градоначальника?

Следующая статья...»

№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 22(299) ноябрь 2004


№ 9 (310) май 2005


№ 10 (311) май 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 21 (322) ноябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 11 (335) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 17 (342) сентябрь


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 19(392) октябрь 2008







№ 18(367) сентябрь 2007



№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006



№ 13-14 (336) июль 2006








№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 17(270) сентябрь 2003


№ 16(269) август2003


№ 15(268) август2003




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008