№ 24(301) декабрь 2004 / Образование

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Священник Алексий Уминский: Частная школа — это не частная лавочка

— Отец Алексий, насколько законно, на ваш взгляд, решение Госдумы о запрете финансирования из бюджета негосударственных школ?

— Без всякого сомнения, поправки к закону нарушают прежде всего конституционное право человека на образование. В России заявлен принцип всеобщего обязательного образования, которое дается в том числе и в рамках негосударственной школы. Законодательство позволяет выбирать ту форму, которую родители считают нужным — государственную школу, домашнее обучение или частную школу. Государство заинтересовано в том, чтобы человек получил образование в любом случае, поэтому оно создает для этого условия, то есть поддерживает любую из вышеперечисленных форм получения образования. И каждый человек учитывается в бюджете государства с этой точки зрения. Сейчас государство отказывается материально субсидировать частные школы, в том числе и те, которые прошли государственную аккредитацию и тем самым показали, что базовый уровень государственного образования они дают, а значит, выполняют и государственную функцию. Возникает интересный вопрос: а куда, на какие цели теперь будут направляться деньги, которые до этого выделялись на обучение детей?

Говорят, что частные школы сами сделали свой выбор. Но, простите, школы бывают разные. Выбирая школу для своего ребенка, современные родители обращают внимание, как правило, на такие факторы, как уровень подготовки учителей-предметников, поступаемость выпускников в вузы, использование современных образовательных технологий и методик.

Светская школа сегодня все больше и больше осознает себя как учреждение, предоставляющее образовательные услуги, и не слишком задумывается о воспитании. Православные школы, старейшие из которых возникли уже больше десяти лет назад, создавались, чтобы защитить детей от атеистического воспитания, и они по определению не могут отказаться от воспитательной задачи. Православная школа создает особые условия религиозного духовного мира. А в остальном она выполняет государственную программу и работает для государства. Частная школа — это не частная лавочка. К тому же, если я знаю, что государственная школа не в состоянии предоставить моему ребенку моральную, нравственную, а иногда и физическую безопасность, а я хочу эти условия сделать другими, то я плачу за особые условия, а не за то, что ребенок наряду с религиозным компонентом получает качественное базовое образование.

— Ваша школа была основана в начале 90-х годов. Расскажите, как вам удалось не только выжить в тот непростой период, но и встать на ноги, завоевать авторитет, заложить определенные традиции?

— Нам приходилось начинать в очень тяжелых условиях, при полной разрухе и полном отсутствии какого-либо финансирования. Школа создавалась на энтузиазме, вере и жертвенности педагогов и родителей, которые, можно сказать, своими руками строили этот дом, вложив в него не только личные средства, но, прежде всего, свою душу и часто здоровье. Наш первый директор Светлана Васильевна Козлова два года проработала в школе и настолько себя истощила, что после этого достаточно быстро угасла. Она ходила по инстанциям, обивала все пороги, добивалась решений муниципальных органов на открытие школы, подбирала учителей, вела колоссальную работу с детьми и родителями, чтобы школа стала единым организмом, родным домом. Светлана Васильевна заложила первые традиции в школе, которые мы теперь храним и развиваем. Потом, когда школа встала на ноги и практически первой в Москве получила государственную аккредитацию на все классы, когда пошла хоть какая-то помощь от государства, мы смогли развиваться, приобретать современное оборудование, применять современные методики.

Не секрет, что в частной школе основным материальным компонентом являются родительские взносы. Где-то это фиксированная шкала, как в богатых частных школах, где взнос порой доходит до тысячи долларов в месяц. Понятно, что для таких школ помощь государства несущественна. Чтобы не отчитываться в налоговой инспекции и не иметь лишнюю головную боль, они чаще всего от такой помощи сознательно отказывались. А для православных школ, которые благодаря помощи из госбюджета имеют возможность принимать детей из бедных, необеспеченных, социально незащищенных семей, это очень существенно. Православные школы — это школы народные. Они рассчитаны на то, чтобы быть открытыми и доступными для детей из православных семей. Они строятся на принципе церковности, приходской общины. И здесь всякая внутренняя элитарность, различие по категории богатства или каким-либо другим недопустимы как принцип, разрушающий единство людей.

В нашей школе учатся 130 детей с 1 по 11 класс, на которых мы от государства получали в общей сложности примерно пять тысяч долларов в месяц. У нас нет жесткой системы оплаты за обучение детей, каждый вносит какую-то сумму, сообразуясь с теми условиями, в которых существует его семья. Конечно, мы примерно рассчитываем возможную стоимость обучения, но исходим прежде всего из того, что никто из наших детей не должен быть исключен из гимназии по финансовым причинам. Потому что если мы будем исключать бедных, то как мы будем смотреть в глаза друг другу и для чего тогда называть себя православной школой?

Только чуть более 30 процентов семей могут оплатить расчетную стоимость — это приблизительно 150 долларов в месяц. Помощь государства  в общем объеме затрат составляет треть. Грубо говоря, треть учащихся до настоящего времени обучалась за счет помощи государства.

— Что нужно предпринять, чтобы помочь православным школам пережить нынешний сложный период и не дать им закрыться в условиях прекращения государственного финансирования?

— Я думаю, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и московская епархиальная Комиссия по образованию должны обратиться к мэру Москвы и в профильные государственные органы. А вообще-то это, конечно, дело для Конституционного суда.

Мне кажется, что Церковь обязательно должна предпринять действия по защите школ. Дело в том, что православные школы, возрождаясь, никогда не получали никакой помощи от самой Церкви. И понятно почему. Нелепо просить помощи у Церкви, которую мы сами строим и которой должны помогать. Но сейчас мы должны объединиться и попросить у Святейшего Патриарха молитвенной и законодательной поддержки. Это очень важный, судьбоносный момент в жизни религиозного образования.

Конечно, бывали и более тяжелые времена. Выстоим и сейчас. Правда, без потерь не обойтись: замедлятся темпы нашего роста, мы не сможем обновлять учебные пособия и материалы. Все это отразится на качестве образования. Может быть, какие-то школы должны будут закрыться. Это было бы очень трагично для российского образования, потому что, к сожалению, так называемые современные педагоги и теоретики образования даже не представляют себе, каким педагогическим богатством, духовным опытом обладают православные школы. Было бы очень жалко все это потерять.

Беседовала Светлана Рябкова

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007




№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 15-16 (364-365) август 2007






№ 1-2 (326-327) январь 2006




№ 1-2 (302-303) январь 2005



№ 1-2 (278-279) январь 2004





№ 9-10 (262-263) май 2003 г.






ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика