№ 9-10 (262-263) май 2003 г. / Образование

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Протоиерей Василий Попов, ректор Воронежской духовной семинарии: Культурный кругозор современного пастыря

 

Духовное образование не ограничивается знанием церковного устава и ряда богословских дисциплин. Пастырское служение раскрывается в трех основных аспектах. Первый из них пребывает как бы вне исторического процесса — это литургическое служение, совершение таинств Церкви Христовой, через которое в этот ограниченный, изменяющийся мир входит божественная реальность, преображающая, приобщающая к вечности человека, а через него и весь тварный мир. Другие два аспекта связаны с продолжающимся апостольским служением, то есть с проповедью и духовным окормлением. Слово священника всегда обращено к людям, живущим в то время, в которое живет он сам. Поэтому будущему поколению проповедников и миссионеров необходимо понимать социально-культурные реалии нашего века, понимать психологию современного общества так же, как индивидуальные особенности человека, с которым он общается. Нужно понимать язык и образ мыслей современника...

Приходится часто наблюдать антикультурный настрой. Как-то на собеседовании с поступающими в семинарию митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий с горечью отметил: “Стоит молодому человеку обратиться к Церкви, как он заявляет: “Я мирскую литературу не читаю”. А ведь священник должен иметь широчайший кругозор”. Это несомненно так. Молодому человеку, будущему пастырю, необходимо иметь представление о сложнейших жизненных коллизиях, о душевном состоянии тех, кто с ним сталкивается... Серьезное чтение в юности, на наш взгляд, — необходимая ступень духовного и умственного развития. Думается, что и наши воскресные приходские школы должны принять это во внимание.

Настораживает и привносимая в церковное сознание политизация и мода на историческое мифотворчество, которое легко воспринимается молодыми людьми. Нам необходимо обратить на это внимание. Опыт XX века требует глубокого осмысления исторических фактов с точки зрения церковной экклезиологии. Современные программы преподавания и содержание курса истории Русской Церкви должны формировать у учащихся духовные основы здравого мнения и непредвзятого отношения. Пастырь не должен забывать, что в истории действует воля и промысл Божий, и что беззаконие, произвол в духовной жизни рано или поздно приводят к беззаконию в жизни социальной и политической.

Пример истинно православного осмысления исторических событий и общественной жизни нужно искать в Повести временных лет, в Патриарших посланиях 1760 года, в послании святого Патриарха Тихона 1918 года, в трудах церковных миссионеров второй половины XIX столетия. В этом наследии православной церковной миссии будущий пастырь найдет ответ на многие вопросы общественной и духовной жизни современного мира, не рискуя уклониться в филетизм или российский хилиазм и ввести в соблазн других.

Для того, чтобы иметь трезвость ума и правильное понимание того, что происходит в мире, необходимо всегда обращаться к святоотеческому опыту богомыслия. Святые отцы учат, что христианин — это житель двух градов — града земного и града небесного. И восточные отцы, в отличие от блаженного Августина, не видели пропасти между этими градами. Однако в жизни доброго христианина главенствует духовно-нравственный закон града небесного. И с точки зрения высшего закона нужно оценивать те изменения, которые происходят в граде земном. Этот земной град христианин должен преображать, преображая себя, а не впадать в доморощенный монтанизм, отрицая развитие цивилизации и достижения науки, страшась всяких новшеств.

И еще один вопрос, который нельзя оставить без внимания, — это вопрос сектантства. Задумаемся, что привлекает людей в секты? Не только простота догмы, легко воспринимающаяся умом, не привыкшим к серьезному размышлению. Соблазн идет не только от ума, религиозно невежественного, но и от чувств. Не находя душевного тепла, родственного единства, осмысленной духовной жизни в семье, в обществе, современный человек стремится обрести “на стороне” это подобие духовной семьи, где он не чувствует одиночества, а напротив, попадает под бдительный присмотр обретенных “братьев” и “сестер”.

Не учитывать этот социально-психологический фактор нельзя. Он требует иных, адекватных новым реальностям, форм приходской жизни. Создание церковных братств, вовлечение прихожан в активное миссионерское, социальное служение Церкви — это необходимость, продиктованная временем. Впрочем, это не новшество, так было всегда в Церкви Христовой. Приход, община — это духовная семья. И эту традицию нужно возрождать. Примеров возрождения приходской жизни (не ограниченной только сферой богослужения) уже достаточно. Будущим пастырям нужны специальные знания и в области психологии, педагогики, знание проблем технократического мира, одним словом — расширение кругозора, выход за рамки существующих семинарских программ и методик.

И в настоящее время в семинариях вводятся новые дисциплины, в частности, курсы православной педагогики и психологии. Оценка их содержания и методов требует своего рассмотрения с точки зрения христианской православной антропологии. Первые опыты в этой сфере уже есть. Появились и новые учебники и статьи по православной педагогике и психологии. И хотя в этих работах не все бесспорно, первые шаги сделаны. Предстоит еще серьезный анализ и обсуждение первых программ и публикаций.

По материалам журнала “Встреча” № 1, 2001 г.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика