Послание архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в адрес Международной конференции, посвященной 25-й годовщине со дня преставления митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)
Приветствую участников конференции, посвященной 25-летию со дня блаженной кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
Господь удостоил меня встречи, казалось бы, случайной, но промыслительной, сыгравшей определяющую роль в моей, только что послеармейской, жизни. Нахождение рядом с ним в качестве келейника, а затем и личного секретаря позволило мне видеть владыку Никодима и как князя Церкви, и как простого скромного инока в своей келии.
Среди множества его заслуг очень трудно выделить какие-то направления, но мне хотелось бы отметить его отношение к будущим служителям Церкви. Пребывание рядом с владыкой митрополитом было непростым: это были отношения отца и сына, учителя и ученика («Или из тебя я сделаю человека, или выгоню вон», — как иногда владыка говорил трудновоспитуемым).
С особым благоговением до сих пор вспоминаю последний месяц его земной жизни, когда по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена владыка Никодим, пораженный многолетним тяжелым сердечным недугом, направился в Рим на похороны Папы Павла VI и интронизацию вновь избранного Папы Иоанна Павла I.
Это была его последняя поездка — поездка, явившаяся жертвой за будущее Церкви Христовой, которую владыка любил больше всего в жизни и которой был предан до смерти.
Первая панихида у тела новопреставленного незабываема, ибо вокруг усопшего собрались представители всех христианских Церквей, прибывшие в Рим на интронизацию вновь избранного Папы. Со многими покойный владыка был знаком и имел к себе разное с их стороны отношение, но сейчас все были едины в мысли о необычности времени и места кончины, едины в заупокойной молитве о новопреставленном митрополите Никодиме, который в Вечном городе, где почивают мощи святых апостолов и многих угодников Божиих, объединил всех присутствующих, призывая служить взаимопониманию и взаимосотрудничеству между всеми детьми Божиими, призывая к служению любви к ближним, а через это и служению Христу Спасителю.
И по смерти своей владыка Никодим вызывает к себе разное отношение, и в этом нет ничего чрезвычайного: все великие люди, в частности, и в христианской Церкви, имели сторонников и противников. Это естественно. Владыка всегда в таких случаях говорил: «Судить меня будет Господь и история». И это так, ибо чем дальше мы удаляемся от даты смерти митрополита Никодима, тем больше осознаем величие его служения Богу через служение народу Божию. Особенно сегодня важен и востребован опыт и пример владыки Никодима, когда человечество на грани катастрофы ищет смысл жизни, пути взаимопонимания и совместного выхода из тупика бездуховности.
С братской любовью,
Лев,
архиепископ Новгородский и Старорусский
|