РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ В ТАМБОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА
Досточтимые Олег Иванович и Владислав Михайлович, Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемые преподаватели и студенты Тамбовского государственного университета!
Вот уже второй день, как мы пребываем на тамбовской земле, освященной служением великих русских подвижников — свт. Феофана Вышенского, свт. Питирима Тамбовского, священномученика Кирилла Казанского. Мне по долгу своего Патриаршего служения часто приходится посещать епархии и убеждаться в том, что жива Святая Русь, что молитвами наших древних и новопрославленных святых духовно преображается наше Отечество, крепнут приходские и монастырские общины, изменяется к лучшему сознание людей.
Наверное, многие из нас любят смотреть старинные, дореволюционные фотоальбомы, где запечатлены образы людей разных профессий и призваний: дворяне, служилый люд, духовенство, крестьяне. И конечно, мы обращаем внимание на то, какие у них светлые и благородные лица, одухотворенные многовековой духовной и культурной традицией — и, казалось, почти исчезнувшие из нашей обыденной жизни. Но сегодня в храмах и университетах, в монастырях и воинских частях я вновь встречаю эти светящиеся духовной радостью лица. И среди них очень много лиц молодых. Значит, есть надежда, что будут преодолены все те трудности, которые в какой уже раз выпадают на долю российского народа. Ибо только религиозная традиция способна обеспечить жизнеспособность и стойкость народа в самых сложных исторических испытаниях.
Сегодня в Европе обсуждается вопрос — можно ли считать христианские ценности тем достоянием, которое следует полагать в основание объединенного Европейского сообщества, или же Европа вступила уже в некий постхристианский период своего бытия.
Отрадно, что для России такой вопрос не актуален, и новая российская государственность созидается на прочных основаниях традиционных ценностей, в том числе и ценностей религиозных. Хотя до сих пор есть и противники такого созидания. Так, в России, где около 80% граждан соотносят себя с православной традицией, принято в последнее время рассуждать о светском характере государства и образования, отождествляя понятие «светский» с понятием «атеистический». Это не верно и губительно для нашей страны. Мы должны перестатьустраивать социальные эксперименты, которые приводят к революциям или трагедиям, подобным той, что произошла 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Мне известно, что Тамбовский государственный университет был образован в 1994 году на базе Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры. Такое объединение весьма символично. В российской традиции образование и культура были немыслимы друг без друга.
Сегодня Русская Православная Церковь считает приоритетами своего социального служения религиозное образование и просвещение. Мы не должны потерять молодежь. Сегодня зло особенно изощренно в своих проявлениях, а молодежь особенно беззащитна перед искусительными соблазнами современного мира. Наркомания, преступность, бездомность — во все эти чудовищные явления уже вовлечены российские дети. В этом, конечно, вина и ответственность прежде всего взрослых. И здесь Церковь может помочь государству и обществу. Необходимо дать твердые нравственные основания для противостояния этому злу, создать такие условия, при которых у молодого человека возникло бы осознанное духовное неприятие соблазнов мира сего.
Поэтому одним из важнейших условий успеха социального партнерства Церкви, общества и государства является развитие теологического образования в России. В этом году, совершая свои Первосвятительские поездки в Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск, Рязань, я знакомился с деятельностью библейских, теологических кафедр и факультетов, открытых в университетах этих городов. Радует, что частная инициатива преподавателей и верующей молодежи находит отклик не только у священноначалия Русской Церкви, но и у руководства светских вузов, которое начинает осознавать, что теологическое образование — это задача национальной духовной безопасности России.
Я помню, что было намерение открыть теологический факультет и в Тамбовском университете. Об этом даже было заключено соглашение между университетом и епархией. Сегодня, после утверждения Министерством образования стандарта по специальности «Теология», исчезли последние препятствия на пути осуществления этого прекрасного намерения.
К тому же в настоящее время Русская Православная Церковь осуществляет 25-томное научное издание «Православной энциклопедии», призванной, в том числе, содействовать православной молодежи в серьезном изучении различных теологических дисциплин.
Сегодня к нашей встрече приурочена презентация в Тамбове «Православной энциклопедии», само издание которой является ярким примером успешного социального партнерства Церкви и государства. Энциклопедия издается под патронатом Президента России Владимира Владимировича Путина и попечением государства Российского в рамках Федеральной программы «Культура России 2001—2005 гг.».
«Православная энциклопедия» важна не только для Российского государства и Русской Церкви, но и для всего православного мира, поскольку является единственным проектом Вселенского Православия, в котором объединяются усилия всех Поместных Православных Церквей. Над энциклопедическими материалами работает несколько сотен ученых, около ста человек редакционного коллектива, открыто десять постоянных представительств Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в различных городах России, а также в Грузии, Белоруссии, Греции, Болгарии, Сербии, Финляндии, США и тд.
И мне особенно приятно напомнить именно в этой университетской аудитории, что государство по достоинству отметило совместный самоотверженный труд церковных и светских ученых, поскольку в этом году «Православная энциклопедия» получила статус учебного пособия для студентов светских учебных заведений, специализирующихся в области истории, искусствоведения и теологии. Это свидетельство не только высоких научных достоинств издания, но и реальных изменений, происходящих в государственно-церковных отношениях. Более того, Министерство культуры и Министерство образования Российской Федерации приняли решение о приобретении значительной части тиража этой энциклопедии и о бесплатном распространении его по региональным библиотекам и библиотекам российских вузов.
Поэтому мне, как главному редактору «Православной энциклопедии», отрадно сознавать, что наше церковно-научное издание будет не только украшением большинства российских библиотек, но и доступным энциклопедическим пособием для российского студенчества.
Напомню, что первая попытка издать православную энциклопедию предпринималась еще в начале прошлого века, но последовавшие затем революционные события не позволили вывести это издание за пределы буквы «К». Вторая попытка предпринималась уже в 60-е годы XX века, но также не увенчалась успехом.
Сегодня при «Православной энциклопедии» создан Агиографический совет, который призван осуществить изучение и научное издание житий русских святых. Организован церковно-научный архив, где хранятся и изучаются ценнейшие документы по церковной истории XIX—XX веков, в том числе из фондов Московской Патриархии. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» осуществляет сотрудничество с крупнейшими научными, музейными и образовательными заведениями России.
Двадцатипятитомное издание «Православной энциклопедии» планируется завершить в 2012 году. Каждый год в свет выходит два тома энциклопедии. Я рад, что и тамбовская земля стала свидетельницей начала длительного, но, я надеюсь, счастливого пути этого совместного церковно-научного проекта Русской Церкви и государства Российского.
|