Литургия и социальное служение Церкви
Международная богословская конференция «Церковь и современное общество» состоялась 27—29 мая в г. Русе (Болгария). Доклады, прозвучавшие на конференции, и состоявшиеся дискуссии свидетельствуют о том, что литургическое возрождение на Балканах продолжается. Цели и задачи церковно-общественного служения тесно связаны с пониманием литургии как таинства, созидающего Церковь.
В последние два-три года заметно возросло число церковно-общественных инициатив в различных регионах Болгарии. Наиболее ярко это проявляется на епархиальном уровне — проведение конференций, фестивалей и семинаров с привлечением широкого круга светской интеллигенции стало важным направлением миссионерской работы. Русенскую митрополию в Болгарской Церкви многие называют одним из центров духовного возрождения, однако международная конференция по проблемам церковной миссии в современном обществе в городе Русе проходит впервые.
Открывая конференцию, митрополит Русенский Неофит подчеркнул, что существуют различные направления, по которым осуществляется миссия Церкви в современном мире. Исследовать и обсуждать их в контексте секуляризации, которая ведет к духовному кризису человека, — важная задача для всей Церкви.
Епископ Браничевский Игнатий (Сербская Православная Церковь), выступивший на конференции с основным докладом, подчеркнул, что вопрос об отношениях Церкви и общества тесно связан с нашим пониманием идентичности Православной Церкви. Если Православие освободится от католического и протестантского влияния, то будет очевидно, что в основе идентичности Церкви лежит литургическая общность. Свв. Ириней Лионский, Максим Исповедник, Николай Кавасила и многие другие отцы отождествляли Церковь и литургию. Священное Писание ставит знак равенства между принадлежностью к Церкви и участием в литургии. Из этого епископ Игнатий делает вывод о том, что идентичность Церкви не связана непосредственно с человеческой деятельностью или историей. Дар Святого Духа связан не с прошлым, а с будущим, с эсхатоном. И именно действием Святого Духа совершается литургия, которая решает проблему смерти. Игнатий Богоносец называет литургию лекарством бессмертия.
В связи с этим епископ Игнатий ставит закономерный вопрос: каково отношение литургии к социальной и общественной деятельности, морали и миссии? В ранней Церкви эта деятельность вела к литургии, но сегодня эта деятельность литургию игнорирует. И это означает, что для современных православных есть большая опасность потерять свою идентичность. Современное общество может решить множество проблем, но никогда не решит одной — проблему смерти. Между тем, за всей человеческой деятельностью стоит именно эта задача.
Цитируя протоиерея Сергия Булгакова, епископ Игнатий говорит о том, что Церковь — это «прииди и виждь» (Ин. 1, 46), однако многие приходят и не видят, так как не понимают литургии, не стремятся разобраться. И это главный вопрос миссии Церкви в современном мире. Миссия ориентирована на объяснение онтологических проблем и, в конечном итоге, проблемы смерти. «Никто нашей проповедью не заинтересуется, если мы не будем связывать проповедь с проблемой преодоления смерти», — убежден епископ Игнатий.
Архимандрит Николаос (Иоаннидис) из Афинского университета (Элладская Православная Церковь), посвятил свой доклад проблемам религиозного образования и, в значительной степени, критике современного состояния православного образования в средней школе.
«Обожение человека — главная задача катехизации, — считает о. Николаос. — Именно поэтому она должна быть обращена к сердцу человека, а не к разуму. Светский, антропоцентрический характер преподавания не может сделать катехизацию успешной».
Он негативно оценивает современную практику, при которой ответственность за преподавание религиозных дисциплин (подготовка методик, учебников и пособий) лежит на греческом государстве, а не на Церкви. Как следствие возникает ряд проблем, среди которых наиболее острыми являются: оторванность религиозного образования в школе от жизни и деятельности Церкви; абсолютизация гносеологического характера катехизации (изучаются объективные истины, но излагаются они исходя из человеческой логики); основы православного вероучения преподаются как автономное человеческое знание, без возможности углубиться в смежные науки; светский и антропоцентричный характер катехизации приводит к упрощению Божественной реальности, превращает ее в слащавые мелодраматические истории.
«Таким образом, мы не даем ничего нашему народу, который нуждается в просвещении, — считает архимандрит Николаос. — Священное Писание в наших руках превращается в более тяжелый законнический акт, чем Ветхий Завет у иудеев».
В связи с этим он подробно остановился на проблемах православной экклезиологии, и в особенности — на понимании Церкви как общества, где связь между ее членами является общением по образу Пресвятой Троицы.
Священник из Румынии Даниил Бенга остановился на проблемах понимания миссии как литургии после литургии. Он рассмотрел эсхатологические аспекты Божественной литургии и пасхальный характер литургии.
О. Даниил констатировал, что одна из главных проблем развития социального служения православия заключается в том, что литургия оторвана от жизни и поэтому приход не может в полной мере осуществлять свое служение.
В конференции также приняли участие представители Русской и Албанской Православных Церквей, преподаватели ведущих богословских школ и семинарий Болгарии, священники и миряне.
|