Миссия Церкви в современном мире
Доклад заместителя председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Валентина Тимакова посвящен общим проблемам понимания места Церкви в современном мире, а также тем задачам, которые сегодня стоят в области подготовки и издания православной литературы. Некоторые тезисы этого доклада мы публикуем ниже.
Современность для христиан — это тот временной пункт, в который поместил нас Господь на нашем пути в вечность, — не больше того, но и не меньше. Что касается мира, то нам заповедано не любить его проявления (см. 1 Ин. 2, 15), но помнить, что Господь возлюбил его (Ин. 3, 16) и что Сын Божий принял ради его спасения крестную смерть.
Когда мы говорим о служении Церкви, встает вопрос: кому она служит? Разумеется, в первую очередь и превыше всего — Богу; основной смысл и центральный момент деятельности Церкви — это богослужение. Но оно в немалой степени — если не главным образом — совершается для того, чтобы Церковь как тело Христово продолжила завещанное нам Господом дело спасения.
Православная Церковь осуществляет свое служение миру по слову Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19—20). Мы служим Богу ради просвещения мира и отдаем себе отчет в том, насколько наша страна сейчас нуждается именно в «едином на потребу» — в слове православного просвещения. Большинство православных клириков и мирян с предельной ясностью осознает, что любые канонические действия имеют в конечном итоге именно направленность на служение миру и что Церковь служит миру в первую очередь ради того, чтобы благодатью Святого Духа способствовать его просвещению и научению, ради того, чтобы по воле Христа благодать Духа вновь и вновь открывала людям смысл и цели христианства. А всякая благотворительная, в собственном смысле слова, деятельность Церкви направлена на то, чтобы явить миру Божественную любовь и Истину. Так или иначе, цель просвещения народа — а в этом и заключается высший смысл служения Церкви — достигается во всех видах церковной деятельности, в частности там, где двери храма не закрываются в перерыве между службами, где дежурный священник всегда може
К сожалению, есть достаточно примеров непонимания такой роли Церкви в обществе. Стремление отгородить Церковь от мира, внешними действиями, а не духовными устремлениями отчленить церковный народ от его сородичей и современников настойчиво звучит в некоторых частных изданиях, выдающих свое мнение за голос Церкви. Думается, что церковная литература должна противопоставить этой сектантской по сути тенденции свое слово.
Размышляя о служении Церкви, мы не можем не вспомнить богатейшее наследие православных подвижников России, совершавших свой духовный подвиг в непрестанном ревновании по Бозе и в то же время обращавшихся к нуждам страны и каждого человека, живущего в ней. Наверное, одна из самых ярких черт русской святости — это ее обращенность к миру, печалование о мире. Русские православные старцы не ограничиваются наставлением братии, но раскрывают двери своих келий для всех, кто нуждается в их молитвах и советах. Замечательно, что и схимники наши, казалось бы, вовсе удалившиеся от мира, не забывают его в своих молитвах, и недаром народное благочестие полагает, что основа схимнического делания — это именно молитва о мире.
Когда мы определяем само содержание понятия служения Церкви, мы как бы вводим это понятие в определенное русло — в русло православного учения о Церкви. А этому
учению чужды как популистское стремление угождать злобе дня, отступая от того, от чего отступать нельзя, так и сектантская ограниченность, противопоставляющая Церковь и мир как две обособленные и непересекающиеся сферы. Нельзя забывать, что до полноты времен Церковь живет в мире, и чада церковные — и миряне, и клирики — претерпевают в мире все те тяготы, что и не церковные люди. Другое дело, что Бог нам дает благодатную силу для преодоления мирских забот. Иными словами можно сформулировать идею служения Церкви, как ее материнскую заботу о том, чтобы люди, живущие в мире, были тем не менее ограждаемы от разрушительного влияния зла, чтобы они не теряли надежды на вечное спасение и шли к нему тем путем, который Церковь указывает.
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Эти слова Спасителя служат основанием для того, чтобы чада Христовы преодолевали козни князя мира сего. Эти же слова могут стать той основой, на которой зиждется служение Православной Церкви: не ради популярности, но ради следования истине Христовой, без заведомо ложных обещаний недостижимого благополучия и несокрушимого здоровья, но ради помощи в преодолении скорбей.
Что касается адресата церковного служения, то думается, что Православная Церковь должна осуществлять свое служение в мире в соответствии с учением Христа, сказавшего, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12—13). Важно, чтобы это служение (как миссионерство, так и церковное благовестие и благотворительная помощь нуждающимся в ней) осуществлялось в духе евангельской свободы, а не как прием, способствующий привлечению в Церковь новых людей. Если люди увидят в нас отблеск правды Христовой и вечной жизни, то они сами потянутся в Церковь, потому что любовь к Богу заложена в сердце каждого.
Что касается собственно сотрудничества Издательского Совета с православными духовными школами (понятно, что такое сотрудничество и необходимо, и может оказаться взаимно полезным), то я не чувствую себя вправе выступать с какими-то рекомендациями, касающимися программ духовных школ, — в этой области работают компетентные и высококвалифицированные специалисты, — но хотел бы предложить организационно-методическую форму нашего сотрудничества. Думаю, что это сотрудничество должно строиться по принципу «вы пишете — мы издаем», но было бы весьма желательным скоординировать темы изданий, которые призваны писать преподаватели и учащиеся духовных школ, с программой учебных дисциплин.
В этом может помочь опыт светских высших учебных заведений и научных институтов, в которых организуются временные проблемные группы (иногда называемые также рабочими группами или рабочими семинарами), ставящие своей целью углубленное изучение какой-либо частной темы. Конечный результат работы такой группы — подготовка книги по данной теме, причем руководитель группы выступает на этом этапе в роли ответственного редактора издания. Преимущества такой подготовки книги очевидны: единство взгляда, системный подход, углубленное изучение материала и т.д. Добавлю, что наличие проблемных групп позволит духовным школам и Издательскому Совету координировать свою работу вплоть до подготовки совместных издательских планов.При наличии такой организационной схемы можно будет предпринимать выпуск тематических серий, способных существенно облегчить изучение той или иной богословской дисциплины не только студентами-заочниками, но и учащимися будущих поколений системы духовного образования. Думается, что именно эта схема окажется в состоянии обеспечить высокий уровень исследований и, тем самым, качество издаваемой нами литературы.
|