Вручены награды «Золотого Орла»
Третья по счету церемония вручения премий Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» прошла 29 января в первом павильоне «Мосфильма». Вел ее режиссер Никита Михалков.
За лавры в главной номинации «Лучший фильм» боролись пять отечественных лент минувшего года: «Свои» Дмитрия Месхиева, «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Папа» Владимира Машкова, «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «72 метра» Владимира Хотиненко. В итоге лауреатом стали «72 метра», ранее нигде не награждавшиеся, продукт студии
Никиты Михалкова «Тритэ» и «Первого канала». Остальные четыре картины уже были удостоены многих наград и премий, так что статуэтки «Орлов» были распределены между ними весьма равномерно и политкорректно.
Премию «За лучшую режиссерскую работу» получил Валерий Тодоровский («Мой сводный брат Франкенштейн»). «За лучший сценарий» отмечен Валентин Черных («Свои»), «За лучшую мужскую роль» — Сергей Гармаш («Свои»), «За лучшую женскую роль» награждена Алена Бабенко («Водитель для Веры»). «Лучшая работа художника-постановщика» — у Владимира Аронина («Папа»).
Значимости церемонии придал знаменитый американский кинорежиссер Фрэнсис Форд Коппола, который появился на «Мосфильме» после встречи с президентом Путиным. Живого классика — создателя фильмов «Крестный отец», «Разговор» и «Апокалипсис наших дней» — премировали за «выдающийся вклад в историю киноискусства».
Другую заграничную знаменитость — итальянского композитора Эннио Морриконе, работавшего, в частности, с Пазолини, Бертолуччи и Дзефирелли и создавшего музыку к картине Серджо Леоне «Однажды в Америке», — наградили за«лучшую музыку к фильму» («72 метра»).
Картина «Страсти Христовы» американского режиссера Мэла Гибсона награждена премией «Золотой орел» в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате». Напомним, что в минувшем году ей был присужден главный приз Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь».
При всей внешней несхожести и неравнозначности художественных достоинств картин, соперничавших в главной номинации, в них вырисовывается нечто общее: все они так или иначе решают тему верности и предательства — ключевых понятий евангельской морали. Кроме того, все они либо о войне, либо о военных. Откровенно слабых и неудачных картин в этом перечне нет, что позволяет говорить о новом дыхании российского кинематографа.
Фильм-катастрофу «72 метра» об экипаже терпящей крушение подводной лодки можно без всякой оглядки назвать патриотическим — таким он был изначально задуман. У Хотиненко получилось достаточно крепкое коммерческое кино для массового зрителя, с ясно выраженной мыслью и без особого подтекста, которое собрало очень приличную кассу. Это зрелищный фильм о мужественных людях, идеально ведущих себя в критических обстоятельствах. По сюжету спастись может лишь один из них — из-за общей безалаберности в лодке имеется единственный скафандр с исправным дыхательным аппаратом. Нехитрая интрига — кто станет этим выжившим? Военные спокойно и просто жертвуют собой ради случайно оказавшегося в лодке гражданского (Сергей Маковецкий), который в этом скафандре и вырывается из бездны в 72 метра глубиной. Остальные обречены задохнуться на борту. Фильм по-своему пытается найти ответ на вопрос, кто является положительным героем в наше «безгеройное» время. Какие ценности являются высшими?
На контрасте с однозначностью персонажей ленты «72 метра» фильм «Свои» демонстрирует непредсказуемость. Драма времен Великой Отечественной войны начинается с эпизода внезапного отступления советских войск. Натиск немецкой техники снят ярко и постановочно, под эффектный саундтрек. Никакого намека на героику отступающих. Плен, конвой, унижение. Кто-то падает на колени перед врагом. Кто-то готов продать другого из-за супа, которым немцы кормят военнопленных, за что получает от своих бритвой по горлу. Трое прежде незнакомых — Снайпер (Михаил Евланов), Чекист (Сергей Гармаш) и Политрук (Константин Хабенский), — сговорившись, дерзко бегут от конвоя в близлежащее село, откуда родом Снайпер. Его отец (Богдан Ступка) — староста у немцев. Из-за сына он вынужден прятать всех троих. Взаимная настороженность сменяется круговой порукой — дороги назад ни у кого нет, — а потом и солидарностью. «Я в старосты пошел, потому что люди попросили, знали, что никому зла не сделаю», — у Старика своя правда. В картине почти нет безоговорочно «плохих» персонажей (разве что упомянутый павший от бритвы, да полицеймейстер — герой Федора Бондарчука), и уж точно не найдешь кристально хороших. В итоге эти четверо оказываются по одну сторону фронта.
Фильм с открытым финалом ставит вопрос: где бы оказался любой из нас, случись ему попасть в подобную ситуацию? По замыслу режиссера, все в фильме — «свои», всех — и добрых, и злых — что-то объединяет: страна, деревня, кровное родство, война, опасность, любовь к одной и той же женщине. Почему одни русские становятся предателями других русских людей? Этот недоуменный вопрос звучит с устах героя С.Гармаша. Но побеждает в главных персонажах фильма не подлость, а, скорее, естественная совесть, поэтому никому не приходит в голову приписывать авторам ревизию отечественной военной истории и ниспровержение связанных с ней идеалов.
В ленте «Мой сводный брат Франкенштейн» война без объявления врывается в мирное налаженное существование обеспеченной московской семьи, где мама (Елена Яковлева) — успешный риэлтор, а папа Юлик (Леонид Ярмольник) — ученый-физик. На них сваливается внебрачный сын Юлика, инвалид чеченской войны — без глаза и с искореженной психикой. О существовании этого Павлика (Даниил Спиваковский) — химеры прошлого, за которое теперь нужно отвечать, — отец двух законных детей и не подозревал.
Избавиться от нежданного простодушного «Франкенштейна» — на лицо ужасного, доброго внутри, — не удастся. Ни цепь предательст — раскаяний отца, ни здравый смысл мачехи не работают. Павлик любит свою новую семью и готов жизнь положить, защищая близких от придуманной им опасности. Складывается ситуация, при которой даже попытки окружающих проявлять сострадание и помощь терпят поражение, поскольку Павлик получил на войне душевные травмы, несовместимые с мирной жизнью. Как ни поступи — выходит скверно. Война, как оказалось, касается всех и кончается трагедией.
Герой ленты «Водитель для Веры» — остросюжетной мелодрамы о хрущевских временах — также весьма неоднозначен. Этот обаятельный сержант, которого играет актер с харизмой положительного героя (Игорь Петренко), по подсказке и расчету становится сначала стукачом на своих потенциальных родственников, а затем — зятем генерала, ищущего, кому пристроить хромую и беременную красавицу-дочь. Однако при всем конформизме и размытости внутренних мотивировок Виктор спасает генеральскую дочку Веру (Алена Бабенко) от крайних шагов в отчаянную минуту и дважды — ее ребенка (сначала от убийства во чреве, затем — от кары заметающих следы спецслужб).
«Папа» — проникновенная мелодрама об отношении детей к родителям, снятая по повести А.Галича «Матросская тишина». На историческом фоне 30-х годов человек по имени Абрам Шварц (Владимир Машков) из украинского местечка Тульчин, «жулик и пьяница», совершает обычный родительский подвиг любви. Его сын Давид (Егор Бероев), вырвавшийся из провинции и ставший студентом Московской консерватории, в какой-то момент до отчаяния устыдится своего внезапно появившегося в столице неказистого родителя. А когда его земной путь подойдет к концу, в военном санитарном поезде умирающему Давиду явится отец, уже убитый в гетто, чтобы ответить прощением на сыновнее раскаяние.
Обсуждая наиболее заметные российские фильмы ушедшего года, можно отметить тяготение к созданию серьезного кино, ставящего сложные нравственные вопросы в формах вполне зрелищных и коммерчески успешных.
Признание же картины «Страсти Христовы» (см. ЦВ № 10, 2004) лучшим зарубежным фильмом в российском прокате можно считать почтительно-знаковым, поскольку для самого режиссера-христианина это был не просто фильм, но акт его веры. А тот факт, что премию в данном случае получил прокатчик — глава компании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян, объясняется тем, что лента, вызвавшая едва ли не наибольший общественный резонанс, имела успех в том числе и кассовый. Так, уже после вручения «Золотого орла», «Страсти Христовы» стали в России лауреатом 8-й профессиональной премии «Блокбастер» в номинации «Лучшие сборы на одну копию». (Общие сборы — больше 3,5 млн. долларов, сбор на копию — 76 тысяч. Более двух миллионов долларов фильм, вышедший на 50 копиях, собрал за первые 20 дней проката). Данная премия вручается по итогам года в кино- и видеобизнесе, а ее главный критерий — коммерческий успех в российском прокате и тиражи на DVD и VHS.
«Централ Партнершип» весьма рисковал, когда приобретал эту ленту в прокат: многие крупные партнеры в других странах по разным причинам не решились этого сделать, и в результате фильм прокатывали небольшие, малоизвестные компании.
Успех фильма Мэла Гибсона в России — это немаловажное событие, так как только в кинотеатрах евангельскую историю о последних часах земной жизни Иисуса Христа посмотрели более миллиона зрителей, преимущественно молодежь. Как стало известно ЦВ, уже есть примеры того, что некоторые владельцы сетей кинотеатров передали часть прибыли от проката «Страстей Христовых» на строительство православного храма в Подмосковье.
|