№ 23 (348) декабрь / Искусство

Следующая статья...»

Как выбрать колокола для звонницы

Общие Советы
1. Необходимо сперва четко определиться — вам нужны колокола подешевле и побольше или хорошего качества по минимальной цене.
Если вас интересует первое, то дальше можете не читать!
2. Говоря о качестве колокола, мы должны подразумевать в первую очередь его благозвучие и стойкость к удару. (Внешнее оформление колокола играет определенную эстетическую и символическую роль, но не является главным.)
3. Сейчас как никогда возросла конкуренция среди колокололитейщиков. Все производители и их дилеры хвалят свои колокола, представляя их самыми лучшими в России. Некоторые из них опускаются до обмана, лжи и клеветнических измышлений в отношении своих соперников.
Чтобы определить истинное качество колоколов, рекомендуем вам:
— не ориентироваться сразу на одно какое-то предприятие (сегодня в России более 10 предприятий выпускают колокола на постоянной основе, и качество их продукции самое разное);
— никогда не ориентируйтесь на выставочные колокола (их ведь специально подбирают, чтобы привлечь покупателя);
— чтобы прийти к объективной оценке, посетите храмы, где висят колокола различных производителей, и сами их послушайте. Неплохо бы узнать и мнение о действующих колоколах у настоятеля, старосты или звонаря (часто бывает, что недавно приобретенные новые колокола уже разбиты).

ВЫБОР  ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Необходимо выяснить технологию изготовления форм на предприятии, так как от этого во многом зависит качество отливки колокола.
В современном производстве используются четыре вида формовки:
А) Литье в керамику — самый дорогой способ, но наиболее приближенный к традиционному российскому способу литья и позволяющий получать самое высокое качество во всех отношениях. Среди предприятий, льющих в керамику, можно назвать «ЛИТЭКС» (Москва; кремневая керамика), Товарищество «Пятков и К0» (г. Каменск-Уральский; песчано-глиняная керамика с добавлением гипса) и «ИТАЛМАС» (г. Тутаев Ярославской обл.; глиняная керамика).
Б) Литье в формы из холодно-твердеющих смесей — более дешевое, но худшего качества (более грубое литье, больше литьевых дефектов). В 2006 году большинство колокололитейных предприятий использовали именно такую технологию.
В) Литье в кокиль (т.е. в готовую многоразовую форму) — сравнительно дорогое, качество от среднего до хорошего. Ввиду дороговизны формы, эта технология не позволяет лить большие колокола и с разным оформлением. Такой способ литья применяет только одно предприятие — ВНИИНМ им. Бочвара (Москва; кокиль из металлического графита, максимальный вес — 160 кг).
Г) Литье по выплавляемым моделям в керамической оболочке — сравнительно дорогое, качество от среднего до  хорошего, ввиду специфики технологии трудно лить большие колокола и с разным оформлением. Такое литье использовало только воронежское предприятие ООО «СИНТЕЗ-АВТОМАТИК» (максимальный вес — 180 кг).
2. Опыт работы предприятия по изготовлению колоколов.
Практика показала, что на отработку технологии качественного литья колоколов предприятие обычно затрачивает 1—2 года, а на отладку всего набора (звонницы) и того больше. Поэтому, когда новоиспеченные производители предлагают вам отлить колокола любого веса и в любом количестве, вы должны понимать, что вероятность получения колоколов хорошего качества маловероятна.
3. Имеется ли на предприятии официально утвержденные Технические условия (требования) по изготовлению колоколов?
Как можно выпускать продукцию, не сформулировав четко требования к ее качеству? А как можно проверить такую продукцию и предъявить претензии производителю, если результаты контроля и обследования не с чем сравнить? Конечно, такие требования можно оговорить в договоре при заказе колокола, но это трудно сделать без знающих специалистов.
4. Используется ли при литье колоколов медный и оловянный лом или старые колокола и в каком количестве?
Качество колокола, и прежде всего звука, очень сильно зависит от чистоты исходных металлов (меди и олова), из которых состоит колокольная бронза. Если вы спросите об этом любого производителя, то он вам ответит, что использует только чистые, сертифицированные материалы. Но ситуация на рынке цветных металлов такова, что достать чистую медь (типа М1) или чистое олово (типа ОЧ1) сегодня достаточно трудно. Поэтому, заглянув в цех производителя, вы чаще всего увидите гору разбитых колоколов и вторсырья. Вообще использование старых колоколов и вторсырья традициями не возбраняется, если вы умеете правильно приготовить сплав (раскислить, очистить от вредных примесей и т.д.), но принцип остается один — чем меньше литейщик использует старых колоколов и вторсырья, тем лучше. Именно поэтому надеяться на хорошее качество колоколов при их переливке без добавления чистых меди и олова не стоит.
5. Какой формы и из какого металла делаются языки колоколов?
Форма языка колокола должна приближаться к форме маятника, т.е. иметь сравнительно тонкую ось и массивное ядро, которое для получения точечного удара желательно делать бочкообразным или шарообразным.
Металл языка должен быть из мягкой стали (типа Ст. 3 — Ст. 5) и хорошо прокован. В случае использования более жесткой стали повышается вероятность раскола, а на точеном языке быстрее возникает наклеп и отслоение металла. К сожалению, кованые языки сегодня делает только Товарищество «Пятков и К0».
6. Каковы требования к оформлению колоколов?
Любой лишний вес по сравнению с идеальным профилем ухудшает звук колокола. Поэтому при заказе не злоупотребляйте сложным декором, особенно на малых колоколах, и не делайте его толстым (более 5 мм). Желательно, чтобы количество иконок было минимальным и четным (обычно две или четыре). Литая надпись не должна быть летописью (в случае необходимости ее можно добавить фрезерованной надписью, которая более благоприятна с точки зрения звука и которая традиционно использовалась на Руси).
Чтобы не было проблем с подбором благозвучной звонницы, обычно с заказным декором делают первые 1—2 колокола-благовестника, а остальные подбирают из стандартных колоколов.
6. Как определяется тональность колоколов на предприятии?
При подборе колоколов в благозвучную звонницу храмы, как правило, интересуются тональностью колоколов. Однако у российских колокололитейщиков нет единого подхода к определению высотности колокола, поэтому верить заявленным в рекламе основным тонам можно не всегда.
Надо иметь в виду, что в основе церковного звона Русской Православной Церкви лежит ритм, с присущими ему динамикой и взаимодействием тембров. Исходя из этого, русские колокола проектировались с диссонансной структурой обертонов, и основными характеристиками традиционно являлись: тембр (благозвучие) и длительность звучания (певучесть).
Точность соответствия определенному тону (ноте) играет в русском колоколе второстепенную роль, и подбор звонниц из нескольких колоколов происходит не по нотам, а по определенным интервалам методом подбора. Так как основной (самый сильный) тон в русских колоколах после удара нестабилен (мерцает), а так называемый «ударный» тон (тон восприятия человеком в первый момент после удара) слишком субъективен, то главным (основным) тоном при измерениях берется самый низкий обертон (унтертон), который легко определяем и которым заканчивается звучание каждого колокола.
Хотелось бы отметить, что в последнее время некоторые колокололитейщики стали переходить на профили западного образца (т.н. «октавный» колокол). В результате тембр этих колоколов стал беднее, что не соответствует русской традиции.
7. Какова стабильность звучания колоколов?
Стабильность звучания колоколов является одной из важнейших характеристик их качества. Этот показатель зависит как от применяемой технологии, так и от культуры производства (организации труда, квалификации людей, их отношения к работе и т.д.).
Если заявленный предприятием основной тон разнится с реальным на ± 25 центов, то это отличный показатель стабильности производства; ± 50 центов — хороший; ± 100 центов — удовлетворительный, больше ± 100 — плохой. К сожалению, при массовом производстве достичь отличного показателя очень трудно, и у нас предприятий с таким показателем нет. По результатам статистических обследований, произведенных в 2006 году, хороший показатель в России имеет только одно предприятие — Товарищество «Пятков и К0» (г. Каменск-Уральский); стабильность звучания колоколов других предприятий оставляет желать лучшего.
Сейчас некоторые предприятия, чтобы исправить тональность колокола, предлагают за дополнительную плату его подточку (обычно изнутри), причем,  заявляя иногда в рекламе, что готовы исправить звук колокола под любой тон. Сама подточка не традиционна для русских колоколов. Но если вы решились на подточку, то имейте в виду, что звук колокола можно подправить практически только в одну сторону — в сторону басов, и не более чем на 25—30 центов. В противном случае, по мнению западных специалистов, которые занимаются настройкой колоколов уже сотни лет, вы можете расстроить весь обертональный ряд звучания колокола (т.е. колокол будет иметь определенный тон, но его тембр, то есть благозвучие, может измениться в худшую сторону).
8. Звучание колокола и его  качество.
Звучание колокола является одним из важнейших критериев качества его изготовления. При заказе колоколов и их приемке надо иметь в виду следующее.
А) Если сравнить основные тона колоколов одинакового веса, но разных производителей, то можно увидеть, что они разнятся на несколько полутонов. Профиль колоколов практически у всех наших производителей одинаков, поэтому эта разница зависит в основном от качества сплава и литья: чем плотнее и качественнее литье, тем выше тон, и наоборот — чем рыхлее и пористее литье, чем больше внутренних дефектов, тем ниже тон. К сожалению, некоторые  производители делают рекламу как раз на том, что их колокола звучат ниже, чем другие, поэтому они иногда риторически задают покупателю риторический вопрос: зачем покупать колокола с таким же тоном, но более тяжелые? По сути, это антиреклама: практика показала, что такие колокола — менее благозвучные и быстрее разрушаются.
Б) Звучание колокола должно быть ровным, без «кваканья» и больших биений, которые говорят о дефектах литья, неправильной форме колокола или несимметричном распределении его массы.
В) Если при затухании звука (особенно больших колоколов) высокие тона быстро пропадают (т.н. «кластерное» звучание) и остается один гул (т.е. звучание одного унтертона), то это говорит о плохом сплаве или о том, что литье пористое и с внутренними дефектами.
Г) Очень важный критерий качества — время звучания. На расстоянии 1 м оно должно быть не менее 5 секунд для малых (зазвонных) колоколов, не менее 10 секунд — для средних (подзвонных) колоколов и не менее 20 секунд — для больших (благовестных) колоколов. В противном случае это брак в литье или наличие в колоколе трещины.
Д) Обычно после литья и длительного хранения в колоколе накапливаются остаточные напряжения, которые могут несколько ухудшить качество звучания и уменьшить стойкость к удару. Ввиду отсутствия в колокололитейном деле традиции использования термообработки, процесс отпуска обычно происходит естественным путем после подвески колокола, в результате чего он постепенно раззванивается. В этот период (обычно 1—3 месяца) рекомендуется ограничивать силу удара.
9. Предоставляет ли предприятие официальную гарантию качества и какую?
Это очень важный момент, поскольку колокола часто раскалываются. Если Вы нигде официально не оговариваете срок гарантии, то в соответствии с законом вы имеете только две недели со дня продажи для предъявления претензий. Некоторые производители дают официальную гарантию от 1 года до 5 лет (это считается обычной практикой как в России, так и за рубежом). Но в последнее время появились производители, которые в своих рекламах дают гарантию на колокола 50 и даже 100 лет. Серьезность таких заявлений легко проверить, попросив производителей официально записать эти гарантии в договор или другой документ (конечно, с подписью руководителя предприятия и печатью).   
Несомненным лидером по прочности колоколов (как и по их благозвучию) на сегодняшний день является Товарищество «Пятков и К0», которое за 15 лет своей работы не имело ни одного раскола.
10. Что входит в цену колокола, какие льготы и дополнительные услуги может предоставить предприятие?
Ясно, что цены на колокола существуют самые разные. При определении предприятия, на котором вы хотите заказать колокола, важно знать не только цену, но и что в нее входит.
В цену колоколов может входить:
— стоимость самого колокола (с НДС или без НДС);
— стоимость языка и его подвески;
— помещение на колоколе изображений и надписей;
— проверка качества литья с помощью ультразвуковой диагностики;
— упрочнение и «лечение» с помощью термообработки;
— подточка под определенный тон;
— паспортизация колоколов, включая их акустику;
— подбор звонницы по благозвучию;
— официальная гарантия;
— разработка технического (эскизного) проекта оборудования звонницы;
— доставка до места назначения, включая страховку груза;
— подъем и подвеска колоколов;
— оборудование системы управления звоном;
— вставка и обшивка деревом балок для подвески колоколов;
— изготовление помоста звонаря;
— обучение звонаря на месте или на специальных курсах;
— праздничные и другие скидки;
— скидки от формы оплаты;
— продажа в рассрочку;
— получение сертификата на вывоз за границу от Министерства культуры.
11. Советуем при приемке колоколов пригласить знающего специалиста, не спешить и проверять не только отдельные колокола, но всю звонницу в целом.

Следующая статья...»

№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008




№ 6(379) март 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 24(373) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007





№ 9 (358) май 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 19(344)октябрь


№ 3 (328) февраль 2006


№ 24(325) декабрь 2005




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008