Храмы ждут художников-мастеров
С 29 августа по 15 сентября в Московском Доме художника на Кузнецком мосту прошла выставка «Восстанавливаем храмы России», организованная секцией монументально-декоративного искусства и гильдией художественного проектирования Московского союза художников. Экспозиция впервые собрала вместе монументальную живопись, архитектурные проекты и реставрационные макеты, эскизы стенных росписей, фрески, мозаики и фотографии, расказывающие о возрождении храмового строительства в России.
Возрождение храмов в России началось два десятилетия назад и быстро приобрело масштабный характер. Но если поначалу на строительстве и украшении храмов работали лучшие зодчие, художники и реставраторы, то со временем хроническое отсутствие необходимых средств и недостаточная квалификация специалистов привели к значительному искажению архитектуры и убранства воссозданных храмов. «Невозможно доверить роспись храма обычному художнику, не имеющему специального образования и некомпетентному в области знаний о храмовом искусстве и духовной жизни, — говорит организатор выставки, известный художник-реставратор Алексей Артемьев. — Вот почему сейчас открываются все новые институты и школы, выпускающие специалистов в области росписи и реставрации храмов, настенной и монументальной живописи. Сегодня это Свято-Тихоновский университет, имеющий факультет церковных художеств и монументальной живописи, Суриковский институт, Строгановское училище, Иоанно-Богословский институт. Однако будущим специалистам необходима постоянная практика, работа в бригаде».
Экспозиция, представленная в Доме художника, напоминала мастерскую реставратора — строительные леса, фрески, макеты, эскизы... На ней были представлены работы, выполненные как начинающими монументалистами, так и признанными мастерами. Среди последних можно отметить работы таких известных художников-реставраторов, как Алексей Артемьев и Ярослав Рылло. Были показаны и дипломные работы начинающих мастеров, выпускников Свято-Тихоновского богословского университета, позволяющие уже сейчас судить о высоком уровне подготовки специалистов в этом вузе.
Реставрацией и строительством храмов занимаются не только отдельные художники, но и целые заводы и предприятия. Так, например, Норский керамический завод производит продукцию, которая успешно используется при реставрации и строительстве церквей во многих городах России. ЗАО «РСП-Центр» специализируется в области промышленного и храмового строительства. Санкт-Петербургский «Завод художественных красок» — производство со столетней историей, выпускающее широкий ассортимент материалов для живописных, художественно-реставрационных и дизайнерских работ, прикладного искусства. Краски, произведенные на этом заводе, использовались при реставрации и воссоздании таких исторических памятников, как храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Смольный Собор. Многие заводы оказывают финансовую и спонсорскую помощь при возведении храмов.
Правильный подбор материалов и методов для реставрационных работ чрезвычайно важен. Ведь большинство старинных храмов постоянно перестраивались в течении XVIII–XIX веков, причем не всегда с учетом стиля и первоначального образа. Поэтому сегодня при планировании восстановления храма и на предварительных стадиях реставрации необходима тщательная исследовательская работа с привлечением специалистов. «Необходимо учитывать, что при реставрации работы необходимо выполнять в строгом соответствии с оригинальной техникой ее исполнения и теми же материалами, — подчеркнул Алексей Артемьев. — При строительстве нового храма из бетона необходимо работать акриловыми или силикатными красками, фреска здесь уже исключается. Благоприятнее всего возводить храм из кирпича, основой для живописи здесь служат цемент и известковая штукатурка. Кроме того, при выкладке храма из кирпича происходит постоянная циркуляция воздуха, храм дышит. Все эти обстоятельства в значительной мере влияют на строительство храмов».
По словам Алексея Артемьева, целью проведения выставки «Восстанавливаем храмы России» было «привлечение художников-иконописцев, имеющих художественное образование, реставраторов, мастеров высокого класса к работе в Церкви». По замыслу организаторов выставка должна была не просто показать зрителю отдельные элементы храмового убранства, но представить православный храм как художественное целое, как образ храма духовного. Небывалый размах храмового строительства и реконструкции в последние десятилетия в России требует активного участия большого числа профессионалов в области науки и искусства. Московская выставка, несомненно, внесла свой вклад в объединение их усилий.
Если поначалу на строительстве и украшении храмов работали лучшие зодчие, художники и реставраторы, то со временем хроническое отсутствие необходимых средств и недостаточная квалификация специалистов привели к значительному искажению архитектуры и убранства воссозданных храмов.
|