№ 13-14 (290-291) июль 2004 / Искусство

Следующая статья...»

Возрождение древнего искусства

В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Исключительной тонкости резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили моленными образами и часто являлись храмовыми святынями. «Иконами на рези» именовали их древние летописи. Они менее известны, чем живописные иконы, но по качеству исполнения и степени почитания не уступали произведениям лучших иконописцев.
Собрание Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева обладает небольшой, но интересной коллекцией русских резных икон и скульптуры. Наиболее ранний рельефный образ Богоматери Одигитрии происходит из Николаевского-Клобуковского монастыря г. Кашина Тверской области. По мнению исследователей, он был выполнен в конце XV — первой половине XVI веков. Почитаемая икона была вставлена в живописную раму и укреплена в местном ряду иконостаса по левую сторону от северных дверей. В XVIII веке она была украшена драгоценным окладом. Образ этот принадлежит к немногочисленному кругу древнейших из сохранившихся монументальных памятников, выполненных в технике резьбы по дереву, и выделяется среди них удивительной сохранностью живописи и высокими художественными достоинствами.
Наиболее распространен был скульптурный образ Святителя Николая Чудотворца Можайского, получивший свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV века. Свт. Николай изображался как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом — в левой. В собрании музея Андрея Рублева представлено несколько подобных скульптур. Особой выразительностью и одухотворенностью отличается образ Святителя Николая, изготовленный в конце XVII века в Архангельской области.
В XVIII—XIX столетиях храмовая скульптура  приобретает преимущественно декоративные функции, но по-прежнему сохраняется традиция изготовления резных икон. «В меру и подобие» оригинала, находившегося в Успенском соборе Московского Кремля, в начале XVIII века была изготовлена икона «Богоматерь Влахернская», являвшаяся фамильной реликвией дворянского рода Головиных. В 1843—1852 годах Головины в честь этой иконы устроили на своих землях Спасо-Влахернский монастырь.
Несколько лет назад эта обитель в подмосковном селе Деденево возродилась. Сделать список с древней святыни монахини доверили современным скульпторам Инессе и Рашиду Азбухановым.
Их творческий путь начался в середине 80-х. За пятнадцать лет Азбухановы сделали более сотни произведений. Среди многочисленных образов — бережно воспроизводящие иконографию прославленных русских икон Богоматери (Владимирской, Касперской), Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца.
Мастера виртуозно владеют техникой резьбы по дереву. Тончайшая обработка поверхности доски превращает ее в деревянное кружево, в изысканный узорчатый плоский рельеф, созвучный окладам из драгоценных металлов. Сплошь покрывающая поверхность вязь орнамента, струящиеся складки тканей кажутся выточенными не из простой липовой доски, а из слоновой кости или перламутра. Под резцом мастеров дерево светится первозданной белизной, живет, дышит, впрямь становясь драгоценностью. Лики и руки святых, Богородицы и Младенца своей обобщенной простотой составляют контраст с подробным мелким рисунком одежд и фона, отчего еще усиливается близость резных икон Азбухановых к традиционным, одетым в золотые и серебряные ризы православным иконам, оставляющим открытыми только лики и руки.
Инессе и Рашиду Азбухановым принадлежит большая заслуга в возрождении искусства «иконы на рези». Используя древнюю технику, скульпторы создают иконы, близкие и понятные нашим современникам. Икона «на рези» — почти забытое и ныне возрожденное мастерами драгоценное наследие культуры русского народа.
Об искусстве резных икон корреспонденту «ЦВ» рассказал художник Рашид Азбуханов:
— Сегодня немногие профессиональные скульпторы занимаются резной иконой. Расскажите, как вы пришли к этому искусству.
— Начинали мы с иконостасов и алтарной мебели (киоты, жертвенные столы и другие культовые произведения) для храмов Нижнего Новгорода и Подмосковья, в частности, города Дмитрова, где мы живем. В своих работах мы используем сюжеты из Библии, Евангелий и исторические темы.
— Для любого художника главное событие в его общении со зрителем — это выставка. Где можно увидеть ваши работы?
— Мы принимаем участие в выставках, проводимых не только в России, но и за рубежом. У нас прошли персональные выставки в Государственном музее «Московский Кремль», Государственном историческом музее, Музее истории г. Москвы, музеях-заповедниках «Дмитровский Кремль», «Троице-Сергиева лавра», «Коломенское», музее С.Дягилева в Перми, в историко-архитектурном музее «Ярославский Кремль». Наши работы находятся в коллекциях
М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцына, нынешнего главы нашего государства В.В. Путина, королевы Нидерландов Беатрикс, мэра Москвы Ю.М. Лужкова, а также у частных коллекционеров русского искусства во всем мире.
— Расскажите о ваших зарубежных выставках.
— Интересный факт — первые наши выставки, пятнадцать лет назад, проходили как раз не в России, а в Европе, в Западной Германии, в городах Италии, а музей народной графики городе Сиднее в Австралии даже приобрел одно из наших произведений. Так как интерес к русскому искусству во всем мире не угасает, мы постоянно выставляемся в различных зарубежных странах, и везде наши экспозиции пользуются неизменным успехом зрителей. 
— В каких российских монастырях и церквях можно увидеть ваши работы?
—  Наши храмовые иконы можно увидеть в церкви Михаила Архангела в Михайловской слободе и в Спасо-Влахернском женском монастыре Московской области.
— Большой резонанс вызвала выставка в Храме Христа Спасителя, организованная по вашему авторскому проекту.
— Выставка была посвящена небесному покровителю города Москвы святому Георгию Победоносцу и приурочена к 1700-летию его подвига, а также к 10-летию возрожденного герба города. На проведение этой выставки мы получили личное благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия. По своему содержанию она была уникальной, на ней были представлены редчайшие произведения и документы из собраний Московского Кремля, Государственного исторического музея, Музея Вооруженных Сил России, Государственного архива, Государственной Российской библиотеки. Выставка вызвала небывалый интерес посетителей.
— Создание резной иконы — процесс довольно долгий и кропотливый...
—  Резная икона — искусство сложное, требующее не только профессиональных навыков художника и резчика, но и более тонкого понимания и проникновения в суть этого древнего вида искусства. Основные материалы — дерево в сочетании с тканью (парча, бархат), позолотой и цветными пигментами. Но главное — это не сама работа с материалом, а духовное проникновение в сюжет произведения, его осмысление. И в этом нам помогает сотрудничество с нашими ведущими искусствоведами.
— Каковы ваши творческие планы?
—  Будем продолжать работу по возрождению резной иконы. Пусть как можно больше людей смогут познакомиться с этим древним  искусством.
 Беседовал Юрий Бергер

Следующая статья...»

№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008




№ 6(379) март 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 24(373) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007





№ 9 (358) май 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 19(344)октябрь


№ 3 (328) февраль 2006


№ 24(325) декабрь 2005




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008