Этот колокол будет звать к вере
Москва издавна славилась красотой и мощью звучания своих колоколов. По свидетельству иностранцев, еще в XVI—XVII веках московские перезвоны потрясали их воображение.
Самые крупные колокола были известны всей стране. Из них самым красивым «голосом» обладал главный колокол Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря. Благодаря уникальным акустическим свойствам колокол был сохранен в годы гонений, но осенью 1941 года, при попытке вывезти его на восток во время отступления, колокол в спешке разбили.
Почти ни кто не поверил предсказаниям преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что наступит время, когда на Святой Руси будут разрушены храмы и не станет слышно колокольного звона. Когда же это в полной мере совершилось, то еще меньше оказалось людей, сохранивших веру в возможность возрождения святынь. Лишь немногие из православных не теряли веры в то, что пророчества святых сбываются непременно.
Недавно стараниями воронежского предприятия «Вера» для монастыря святого Саввы был отлит новый 35-тонный колокол-гигант, точно такой же, как прежний. Задача оказалась непростой даже для завода, оснащенного современным оборудованием. Сколько же усилий требовала подобная работа в прошлом! Недаром изготовление самых крупных колоколов особо отмечалось в летописях как событие всенародного значения.
Но еще труднее было доставить колокол к месту назначения. Заводской тягач — танковый трейлер «Ураган», который вывез «изделие» с завода, пройдя множество мостов, развязок и тоннелей, в конце концов сломался по дороге. К счастью, произошло это уже в Подмосковье, недалеко от Наро-Фоминска. О поломке немедленно сообщили в монастырь. Наместник архимандрит Феоктист сразу же связался с командиром гвардейской Таманской дивизии, и через несколько часов дежурный полковой тягач заменил в автопоезде своего «гражданского» собрата. Так армия и Церковь объединились в святом деле.
Кручи «Подмосковной Швейцарии» стали серьезным испытанием для молодого экипажа. Предстояло преодолеть более чем сорокаградусный подъем на гору над Москвой-рекой с двумя крутыми поворотами. Когда тягач уже почти поднялся на верхнюю площадку перед монастырем, при переключении скоростей произошла пробуксовка сцепления, и автопоезд юзом пошел вниз... К счастью, ни набрать скорость, ни съехать с колеи он не успел — на повороте в середине горы транспортер уперся кормой в противоположный склон. Пришлось повторно штурмовать этот подъем, предварительно посыпав дорогу солью. Но и это было еще не все. Взобравшись наверх, на крохотный для такой техники пятачок перед воротами, предстояло сделать последний разворот. И вот на этом развороте у тягача отказали тормоза. Многотонная махина вместе со своей еще более тяжкой ношей покатилась к обрыву. Лишь мастерство водителей-таманцев позволило предотвратить трагедию. На развороте «Ураган», кроша старинную кладку, уткнулся в башню монастырской ограды и замер.
Наконец транспортер с колоколом поставили перед воротами. В тот же день колокол был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который возглавил торжества по случаю дня памяти основателя обители, преподобного Саввы Сторожевского. Спустя несколько дней, в праздник светлого Христова Рождества, Святейший Патриарх побывал здесь вновь, показывая колокол и монастырь Президенту России Владимиру Путину.
«Этот колокол будет звать людей к вере, покаянию, ко Христу», — сказал Предстоятель, отметив, что в России сегодня возрождаются сотни святых обителей. Задача Церкви — «возродить дух народа, помочь ему вернуться к православной вере, которой жили наши предшественники на протяжении тысячелетней истории святой Руси».
Преподобный Савва Сторожевский был любимым учеником Сергия Радонежского и после его кончины стал игуменом Троицкой обители. В 1398 году по просьбе князя Юрия Дмитриевича Звенигородского преподобный Савва заложил новый монастырь вблизи этого города в честь Рождества Богородицы. С ХVII века обитель становится духовной резиденцией династии Романовых. А преподобный Савва Сторожевский, спасший своим явлением царя Алексея Михайловича на медвежьей охоте в окрестностях монастыря, особо почитался державными паломниками как «сугубый молитвенник о Царях, Богом избранных».
Сегодня, когда колокол-гигант освящен и водворен на свое место, хотелось бы воздать должное всем потрудившимся над его изготовлением. Одиннадцать лет назад «Московский церковный вестник» уже писал о колокольном предприятии «Вера» и людях, которые на нем работают. С тех пор пройден немалый путь.
Валерий Анисимов начал возрождать древний промысел в 1989 году. В горисполкоме, который тогда решал, что можно и что нельзя, сомневались, найдутся ли покупатели на диковинную продукцию колокольного завода, что создавался в песчаном карьере на окраине Воронежа. Оптовые базы отказывались продавать предприятию сырье, медь собирали по крохам, но Валерий Николаевич твердо верил в свое дело и в то, что на тысячи умолкших звонниц православных храмов вернутся новые колокола. Колокола, которые будет отливать он. Отсюда и название его дела — «Вера».
Много было трудностей. Было все, вплоть до бандитских налетов, — но важен результат, перед которым меркнут оставшиеся за плечами передряги. Сегодня «Вера» — единственное в России профильное предприятие по отливке церковных колоколов, коих изготовлено уже более 15 тысяч. Завод получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия и множество наград, в том числе орден святого благоверного князя Даниила Московского (III степени) и диплом лауреата Всероссийского конкурса колокольного искусства за самый благозвучный набор колоколов.
Площадь производственных помещений составляет три с половиной тысячи квадратных метров. Мощность предприятия — сто тонн литья в год. Колокола отливают в керамические формы и обрабатывают по старинной технологии. Художники, скульпторы, чеканщики и люди других профессий каждый колокол превращают в произведение искусства, украшая орнаментом и изображениями святых. Здесь могут выполнить заказ на любой вкус. Например, могут искусственно «состарить», наведя патину, или наоборот — защитить от окисления, сохраняя золотистый цвет. Специальное оборудование позволяет менять «голос» колокола, добиваясь заданного звучания.
Завод известен не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Колокола «Веры» звучат со звонниц Петербурга, Калининграда, Кронштадта, Новочеркасска, Байконура, в курантах Валаама. Есть они в Польше и Черногории, Канаде и США, Армении и Греции, даже в Японии. Немало их передано бедным приходам безвозмездно, в том числе и целыми наборами — «малыми звонницами».
Удача не могла не прийти к тем, кто искренне верует, вкладывая в свое дело всю душу, кто не только чтит традиции своего ремесла, но и совершенствует их с помощью современного оборудования и вычислительной техники (размеры и «звуковые параметры» будущего колокола математически моделируют заранее). К особо сложным и ответственным операциям мастера приступают с благословения священника.
«Вера» и наука идут рука об руку. Предприятие сотрудничает с Воронежским институтом связи и акустической лабораторией Военно-морского института в Санкт-Петербурге, а его представители участвуют во всех научных конференциях, посвященных колоколам и звонам. Фирма «Вера» является действительным членом Ассоциации колокольного искусства в России.
В планах руководства фирмы — строительство на заводе звонницы и открытие школы, где под руководством опытных наставников будут готовиться профессиональные звонари, а также создание музея колоколов, для которого уже собрано немало экспонатов. Уже сегодня воронежцы могут присутствовать на концертах колокольной музыки, организуемых «Верой».
Колокола, отлитые мастерами, становятся достойной заменой древним «певунам» России.
|