Царский звон
Самый большой в России колокол в скором времени украсит звонницу Троице-Сергиевой лавры. Этот «Царь-колокол» был отлит 10 сентября в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. В России таких «царей» не отливали уже более 100 лет. Вес самого главного лаврского колокола — 72 тонны, высота — 4 метра 55 см, диаметр — 4 метра 42 см. Он станет первым гигантским «звонящим» колоколом за всю историю России, так как легендарный кремлевский Царь-колокол, весом свыше 200 тонн, как известно, никогда не звонил.
О замысле создания уникального колокола и о современных технологиях колокольного литья корреспонденту ЦВ рассказал профессор, доктор геолого-минералогических наук Виктор Дмитриев — заместитель директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой лавре.
— Виктор Викторович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея о воссоздании колоколов Троице-Сергиевой лавры?
— В 1998 году было принято решение Троице-Сергиевой лавры о реставрации колокольни. Финансовую помощь предложил концерн «Росэнергоатом» Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Глядя с земли, казалось, что особой реставрации не потребуется. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация оказалось критической. Сложный белокаменный декор на всех пяти ярусах колокольни пришел в полное разрушение. Нужно было выполнять реставрацию стен, колонн, капителей, фризов и аттиков. Например, из 16 колонн третьего яруса, со сложными завершениями в виде капителей коринфского ордера, 15 пришлось реставрировать практически полностью. К 2000 году реставрация уже завершалась. Но колокольня еще не звучала: тогда на ней не было практически половины колоколов из тех, которые звонили там до конца 20-х годов прошлого века. Всего на лаврской колокольне было больше пятидесяти колоколов, а в настоящий момент — только двадцать четыре.
Отсутствовали самые тяжелые колокола, украшавшие звон наиболее низкими тонами. Однако такие колокола-гиганты, как «Корноухий», «Годунов», «Царь-колокол», которые были сброшены с лаврской колокольни в декабре 1929 — январе 1930 годов вместе с двадцатью другими колоколами, в настоящее время практически не отливаются.
— Каковы особенности современного колокольного литья?
— Сейчас имеется шесть-семь производств в России, которые возрождают литье колоколов. Процесс идет и путем возрождения сложных технологий, и путем создания их новых элементов. Появились новые материалы, новые способы оценки звука колоколов и их прочностии. И, что очень важно, появились методы проектирования звука колоколов.
— Вы считаете, это уникальная методика?
— Это совершенно новый метод. Он позволяет рассчитывать звуковые характеристики колокола. Ведь колокол — очень сложный инструмент, и после удара он издает много тонов, которые звучат, но основными остаются только пять. Эти пять распределяются таким образом, что наиболее низкий звук — унтертон, основной звук и наиболее высокий звук должны звучать одной нотой. Причем отклонений там практически не допускается, а еще две ноты — квинта и терция — должны звучать в октаве. То есть должен получаться полноценный аккорд. Тогда колокол будет звучать благозвучно.
Кроме этого, у колокола есть еще дополнительные характеристики. Например, добротность — это продолжительность звучания колокола, что тоже немаловажно.
Автором одной из наиболее совершенных методик является профессор Борис Нюнин — директор Общества древнерусской музыкальной культуры.
— Когда появились первые тяжелые колокола современной отливки?
— В 90-х годах были отлиты колокола Храма Христа Спасителя. Это достаточно большие колокола, массой больше двадцати тонн (самый большой — тридцать две тонны), которые были уже близки по размеру и по весу тем колоколам, которые мы хотели бы видеть на колокольне Лавры.
— Где же таких гигантов могли отливать?
— Были рассмотрены все производства, которые могли бы выполнить подобную работу. Наиболее перспективными оказались Балтийский завод и московский ЗИЛ. Решение состоялось в пользу ЗИЛа, потому что у него уже был опыт отливки колоколов Храма Христа Спасителя.
Надо сказать, что для отливки больших колоколов меняются многие элементы технологии. Если раньше, например, делали глиняные формы, использовали множество печей, то сейчас есть возможность использовать для изготовления форм специальные материалы. Раньше в яму заваливался хворост и прочие крепежные материалы, а сейчас есть специальные металлические обойки, которые все плотно скрепляют. В яме есть специальные направляющие, есть краны, которые могут все это поднимать, смесители, которые готовят смеси, — то есть техника продвинулась достаточно серьезно и позволила значительно облегчить этот процесс.
— Как же готовили колокольню к установке колоколов таких невероятных размеров?
— Были детально обследованы деревянные подвески, и выяснилось, что, если подвесить к ним колокола, они будут работать на пределе своих возможностей. Тогда было предложено укрепить эти подвески специальными подкосами, и проведенная экспертиза показала, что в этом случае подвески будут вести себя достаточно надежно.
Поскольку известно, что колокола создают вибрации, то были опасения, не вызовут ли сильные вибрации разрушение колокольни. Вибрационные характеристики колокольни и колоколов были измерены. Были оценены возможности появления резонансных частот, что представляет главную опасность. Чтобы уменьшить вибрацию колоколов, сотрудником Институтом вибросейсмозащиты Михаилом Дашевским были предложены специальные виброгасители. Они были установлены на подвеске колоколов и, как показали измерения, позволили значительно уменьшить вибрационные нагрузки на балки и, соответственно, на колокольню.
Кроме того, были оценены возможности грунтов под колокольней. Нас интересовало, выдержит ли колокольня дополнительную нагрузку. Ведь мы думали уже и о «Царе-колоколе» — вместе это составляло 130—140 тонн. Основание колокольни тщательно изучалось. Этим занималась Свято-Троицкая Сергиева лавра и МГСУ — Московский государственный строительный университет. Были разработаны специальные методы изучения основания — так называемого горизонтального зондирования, были привлечены геофизические методы, которые показали, что основание достаточно надежно и большие колокола вешать можно.
Возникли опасения, что сама колокольня начнет наклоняться. Но высокоточные измерения в течение шести лет показывают, что никаких дополнительных деформаций у колокольни нет.
— Новые колокола-гиганты — это точные копии сброшенных с лаврской звонницы в двадцатые годы?
— По сути, это те же колокола — аналоги ранее существовавших на лаврской колокольне, только чуть-чуть потяжелее. «Корноухий» весил 20 тонн, а мы повесили 27-тонный «Первенец», «Годунов» был весом в 32 тонны, а нынешний «Благовестник» весит 35,5 тонны. Первый лаврский «Царь-колокол» весил 64 тонн, а сейчас отлили 72-тонный, да плюс язык и подвеска — всего около 75 тонн.
— Как велась подготовка к отливке «Царя»?
— В мае 2002 года был отлит «Первенец», а в июне того же года — «Благовестник». После отливки первых двух колоколов родилась мысль и о завершении всего ансамбля лаврской колокольни — решили отливать «Царя». Только Успенский колокол в Кремле на колокольне Ивана Великого был примерно такого размера и веса (64 тонны). Все остальные колокола России имеют меньшую массу.
Расчеты, которые выполнил профессор Б.Н. Нюнин, показали, что, если мы хотим обеспечить гармонию звучания всех колоколов, то нам нужен минорный аккорд и нужны определенные ноты, которые были бы приемлемы для этого аккорда. Должны были звучать ре, соль и си-бемоль, чтобы получился минорный аккорд. Поэтому для «Царя-колокола» отводилась нота соль, и по-другому он звучать не мог. Такой колокол, при избранной нами исторической форме, должен был весить примерно 72 тонны. Изготовить колокол такого веса завод ЗИЛ был уже не в состоянии — не позволяли ни его мощности, ни его печи и ямы. Поэтому Лавра обратилась на Балтийский завод.
До этого на Балтийском заводе больших колоколов не отливали. Максимальный вес колокола, с которым имел дело завод на тот период, был 6 тонн. Поэтому заводу предстояло решить очень сложную задачу: прыгнуть сразу от 6 тонн к 70.
— Как завод разрешил эти технические задачи?
— Специально для выполнения этого заказа завод приобрел новое плавильное оборудование: индукционную печь производства американской компании Inductotherm. Ведь чтобы отлить такой колокол, необходимо было сначала расплавить примерно 100 тонн металла. Балтийский завод имел возможность расплавить только 70 тонн. Этого было недостаточно, и заводу пришлось заменить одну из своих высококачественных печей. В дальнейшем эксплуатация этой печи ускорит выполнение заказов и облегчит работу по отливу крупных гребных винтов для судов и кораблей. Определенная проблема заключалась в том, что необходимо было одновременно использовать все печи. Это чрезвычайно сложный процесс, и заводу предстояла неординарная техническая задача.
— А как изготовлялась форма для отливки?
— Деревянная форма изготавливалась тоже на Балтийском заводе на специальных карусельных станках. Председатель Общества российских звонарей Игорь Коновалов предложил на поверхности колокола отобразить историю Лавры, ее преподобных, основные иконы, которые связаны с Лаврой. Эта идея была разработана и лаврскими иконописцами. Их проект был утвержден.
На верхней части колокола изображены 16 преподобных, имена которых тесно связаны с именем Лавры, а в центральной части — четыре наместника лавры: патриархи Алексий I, Алексий II, Пимен и священноархимандрит Лавры Платон. На колоколе изображены и основные лаврские иконы. Скульпторы Эдуард Ладыгин и Андрей Забалуев разработали сложный орнамент и нанесли его на колокол. Толщина рельефных изображений — до 4 см, то есть это почти скульптура. Таким образом, «Царь» — не только произведение колокололитейного и скульптурного искусства, но и своего рода документ, запечатлевший историю Лавры.
Внизу расположен текст, в котором указывается, что колокол отлит при Святейшем Патриархе Алексии II, при Президенте РФ В.В. Путине, что отливкой руководили наместник Троице-Сергиевой лавры владыка Феогност, экономы Лавры, а также перечисляются благотворители, внесшие наибольший вклад в отливку этого колокола. По давней традиции, указаны и те, кто принимал участие в технической организации — скульпторы, литейщики (начальник литья — Виктор Иванов). Недаром мы помним имена Ивана и Михаила Моториных, отливших знаменитый Царь-колокол, и Андрея Чохова, отливавшего Царь-пушку.
— Кто помогал создавать «Царя»?
— Работа потребовала огромного финансирования. Помогли архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Рубен Амарян, Сергий Дородных, Эрик Николаевич Позднышев, Татьяна и Максим Юсуфовы, Николай и Татьяна Буханцовы.
— Можно ли говорить о новизне в технологии отливки «Царя»?
— Балтийский завод выполнил огромную научную работу. Были проработаны различные смеси и закуплена специальная измерительная аппаратура, чтобы контролировать — а это очень важный момент — температуру расплавленного металла и состав смеси. Колокол отливается из двух металлов — меди и олова, и их процентное соотношение играет очень большую роль. Медь дает мягкость, но уменьшает звучание. Олово дает звон, но увеличивает хрупкость. Нужно найти оптимальное соотношение, которое позволит одновременно и звучать колоколу, и сохранит его прочностные характеристики.
— С чем была связана первая неудачная отливка в августе?
— Надо сказать, что «Царям» вообще не везет. Первый лаврский Царь-колокол отливали в яме за стеной Лавры. Отливали дважды, и первая отливка тоже была неудачной, как и нынешняя — 26 августа. Сейчас металл протек сквозь футеровку самой большой печи. Я бы сказал, что Господь Бог нас очень пощадил. Печь вообще могла взорваться. Это очень опасно. Поэтому плавка была остановлена, и весь металл был слит. Если бы в этот момент мы уже начали заливку, пришлось бы потом разломать всю форму. Но, к счастью мы отделались только легким испугом. Вторая попытка оказалась успешной, и колокол был отлит.
— Когда мы сможем увидеть и услышать колокол на звоннице Троице-Сергиевой лавры?
— Конечно, хотелось бы успеть к празднику преподобного Сергия — к 8 октября. Эта дата вполне реальна.
Но тут есть несколько неопределенных моментов: во-первых, не известно, как долго колокол будет остывать. Обычно это занимает от недели до десяти дней. Дальше раскрывают форму и смотрят, что получилось. Если хорошо все отстало, тогда идет небольшая прочеканка, после которой колокол внешне будет готов. А если пригара много, то можно его строгать еще очень долго. Можно за неделю управиться, а можно и за два месяца.
Затем колокол нужно подвесить и озвучить. Если он сразу хорошо зазвучал, его можно грузить и вести. А если нет благозвучия, то сейчас у нас появилось ноу-хау — возможность его подточки, которой не было у прежних мастеров. Практически все малые колокола, которые отливают ЗИЛ и Балтийский завод, подтачиваются изнутри и доводятся до нужного звучания.
Перевозить колокол в Лавру нужно либо наземным, либо водным транспортом, а на это тоже требуется время. Еще один сложный момент — завезти его в Лавру, так как он не проходит ни в одни лаврские ворота. Требуется либо углублять грунт в воротах, расширять арки, подрубать верх, либо переносить колокол через стену. И то и другое сложно.
Непросто и поднять 72 тонны на колокольню. Для этого нужно делать специальную насыпь. В арку на колокольне «Царь» тоже не проходит. Даже когда сбрасывали предыдущий Царь-колокол, а он был 4 метра 28 сантиметров по ширине, пришлось прорубить штробы в колоннах, на которых стоит сама колокольня. Сейчас колокол еще больше по ширине, мы должны прорубать еще 15 сантиметров. Внутри ему мешает подкос — его тоже нужно вырезать, а потом укреплять. Сразу планируем ставить и виброгасители.
«Благовестник» у нас смотрит на восток, «Первенец» — на запад, а «Царь» будет подвешен посередине — как это прежде и было. По сути, мы полностью восстанавливаем лаврский звон.
— Как далеко будет слышен «царский» звон?
— Надеемся, что слышимость будет на много километров. Мы специально занимались этим вопросом и, как выяснилось, низкие частоты, за которые еще мы боремся (частота звучания низкого тона «Царь-колокола» — около 48 Гц), наше ухо не слышит. Мы слышим более высокие частоты. Большую помощь в определении звучания колокола оказали такие специалисты, как В.А. Диш — главный звонарь Большого театра, Анатолий Иванович Куликов — специалист по акустике, и Александр Владимирович Пышин — начальник Лаборатории борьбы с шумом в промышленности.
Беседовала Татьяна Горбачева
|