Здесь всегда помнили о преподобном Серафиме
Марина Куванова пришла в общественное историческое объединение “Саровская пустынь” более 12 лет назад. Сегодня ее называют лучшим экскурсоводом в Сарове. Кроме экскурсий по музею и городу, она сопровождает группы в Дивеево, Кременки, Санаксар, Темников, Муром и Арзамас.
— Марина Евгеньевна, складывается впечатление, что во второй половине ХХ века Сарова словно забыл о своем прошлом, отказался от своей исторической памяти. И только 15—20 лет назад возник интерес к изучению истории…
— Не совсем так. Если говорить в целом, горожане всегда помнили, что здесь находился монастырь, связанный с именем Серафима Саровского. Не будем забывать, что в 1940—50-е годы численность жителей увеличивалась и за счет ученых и военных, и за счет наемных рабочих. Среди них были не только приезжавшие из отдаленных мест, но и жители близлежащих деревень. Их мамы и бабушки ходили в монастырь на богомолье.
— А как к этому относились местные начальники?
— Обживаясь на новом месте, общаясь с местными жителями, они понемногу узнавали о прошлом. Это было в основном на уровне легенд и преданий. Но факт, что в городском музее был закрытый фонд, в который попадали вещи из Саровского монастыря или относящиеся к дореволюционному периоду. Музей не мог их экспонировать открыто, но кто-то попадал в этот закрытый фонд, рассказывал об этом другим. Мой интерес к истории города и монастыря возник иначе. Наше краеведческое объединение возникло в 1987—88 году, первоначально в виде философского клуба, на котором обсуждались самые разные вопросы. Через некоторое время выделился исторический клуб при Доме ученых, а та часть, которая продолжала называться философским клубом, стала ядром православной общины.
В историческом клубе “Саровская пустынь” мы стали заниматься целенаправленным изучением прошлого: именно тогда произошли первые знакомства, были совершены первые поездки, и возник вопрос, где, в каких архивах все эти материалы могут храниться. Важным этапом стали для нас торжества 1991 года, когда в Дивеево были перенесены мощи прп. Сeрафима Саровского.
— Вы успели к ним подготовиться?
— В 1991 году мы издали свою первую книгу. Это был репринт издания 1919 года, книга игумена Маркелина “Краткое историческое описание Саровской пустыни”. К самим торжествам мы издали грамоты и еще одну книгу — “Настоятели Саровского монастыря”. К этому времени мы стали общественным объединением “Саровская пустынь”. Мы получили свое первое помещение, очень неудобное для музея. Это было бомбоубежище, но тем не менее в нем мы смогли развернуть первую экспозицию.
— Как вам удалось перебраться в нынешние здание в самом центре города?
— В бомбоубежище жизнь была тяжелой — нас три раза заливало. Постепенно наша деятельность получил признание. Наши экскурсии оказались востребованы и гостями, которые приезжали в Саров, и нашими школьниками. Краеведение оставалось нашим увлечением. Все мы были сотрудниками Федерального ядерного центра и в музей приходили уже после рабочего дня. В 1991 году мы установили камень — третий по счету — на месте тысячедневного моления прп. Серафима. Затем благоустраивали Дальнюю пустыньку, обнаружили место купальни на Ближней пустыньке. Это удалось сделать быстро. А вот раскопки входа в подземелье Саровского монастыря шли больше трех месяцев. Состояние пещер оказалось хорошим, обвалы были только в боковых ходах. Наша деятельность получила одобрение городской администрации, которая нашла возможность поддержать нас. Так на базе объединения “Саровская пустынь” было открыто муниципальное учреждение культуры “Дом-музей Саровская пустынь”. 31 декабря 2003 года нам исполняется ровно 10 лет.
— Где сегодня хранятся саровские архивы?
— В разное время Саров относился к разным епархиям, и его архив очень раздроблен. Наибольшее количество документов находится в Центральном государственном архиве Мордовии в Саранске, поскольку Саров при организации Мордовии вошел в ее состав. Там, если не ошибаюсь, около 2000 единиц хранения, значительная часть которых еще ждет своих исследователей. Это наш основной архив. Что-то есть в Синодальном архиве. Саров входил в Московскую, Суздальскую, Владимирскую и Тамбовскую епархии. В советский период появляется Пенза…
— Можно ли говорить о том, что многие документы в сохранности дошли до наших дней?
— Я работаю преимущественно с саранским архивом. Другие наши сотрудники расширили сферу своих интересов и занимаются арзамасским архивом по Сарову. Многое еще предстоит сделать.
|