№ 8 (261) Апрель 2003 г. / Искусство

Следующая статья...»

Воспоминания о реставраторах

10,9 Kb“Студенты института проявляют неподдельный интерес к истории русской иконописи, изучают становление и развитие различных школ иконописания, — сказал Савелий Ямщиков корреспонденту “Церковного вестника”. — Осваивая навыки создания икон на практике, они не могут заниматься сложными процессами механически, не углубляясь в духовные основы иконы, не постигая ее канонических законов. Поэтому я знал, что мне придется выступать перед аудиторией подготовленной, а главное, желающей узнать новые подробности о нашей реставрационной работе”.

Первая публичная лекция, организованная институтом совместно с парижским обществом “Икона”, собрала не только студентов, но и людей самых различных профессий, живо интересующихся тем, как в России охраняют, реставрируют и изучают бесценное наследие прошлого.

“В течение четверти века занимался я практической реставрацией древних икон, — рассказывает Савелий Ямщиков. — Самая большая радость для меня, когда, оказываясь в музеях Суздаля, Вологды, Углича, Рязани, Петрозаводска, Пскова, Кижей, Кирилло-Белозерского монастыря, вижу я иконы, восстановленные мною во Всероссийском реставрационном центре. За годы работы этого центра нами были организованы многочисленные выставки в Москве, Ленинграде, провинциальных музеях, а также во Франции, Италии, Японии, странах Скандинавии. К выставкам готовили научные каталоги, альбомы и книги, рассказывающие о воспроизведенных, раскрытых из-под позднейших записей шедеврах иконописи. 

Уже первый наш альбом “Древнерусская живопись. Новые открытия” (1965 г.) получил хорошую оценку не только в России, но и в западных специальных изданиях. Мне в те непростые годы удавалось поддерживать научные связи с А.Н. Грабаром, Л.А. Успенским, И.Дуйчевым, Давидом и Тамарой Тальбот-Райс, Хейнцем Скробуха и другими зарубежными коллегами. Это позволило сделать открытия русских реставраторов достоянием широкого круга знатоков на Западе”.

Особенно интересным в выступлениях С.Ямщикова, по словам профессора Православного Свято-Сергиевого института протоиерея Николая Озолина, был рассказ о нелегкой судьбе блистательного русского ученого, художника и реставратора Николая Петровича Сычева. Он заявил о себе как о глубоком знатоке средневекового искусства уже в начале прошлого столетия. Вместе с другими студентами курса Д.В. Айналова он блистательно защитил магистерскую диссертацию, был рекомендован учителем академику Н.П. Кондакову и отправился с ним в двухлетнюю командировку для исполнения копий с древних живописных христианских святынь в Италии, Греции и Турции. Сделанные им копии заслужили высокую оценку Кондакова и были использованы для иллюстрации его иконографических трудов. Огромную работу провел молодой Сычев, создавая совместно с А.И. Анисимовым  Церковно-археологический музей в Великом Новгороде. Поддержанные выдающимся церковнослужителем того времени архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), талантливые искусствоведы заложили основы одного из лучших в России собраний иконописи, и сейчас Новгородский музей не уступает самым богатым столичным коллекциям. Пройдя через горнило ГУЛАГа, Николай Петрович Сычев выжил и с энергией юного человека приступил к реставрации уникальных фресок ХII—ХV веков в монастырях и храмах Владимиро-Суздальской Руси. Начав организацию реставрационных мастерских во Владимире (и заодно отсидев в местном централе), он получил право перебраться в Москву, где с бригадой высококлассных реставраторов восстанавливал  внешнее и внутреннее убранство собора Покрова Богородицы на Рву (храм св. Василия Блаженного).

Как рассказывает протоиерей Николай Озолин: “В своей публичной лекции, а затем и на занятиях со студентами Савва Ямщиков смог нарисовать картину нелегкой жизни советских реставраторов и искусствоведов, работавших в атеистической атмосфере и спасших тысячи древних икон, произведений церковной скульптуры, ценнейшие фресковые ансамбли, продливших жизнь ветхим памятникам лицевого шитья, миниатюрам уникальных церковных и летописных манускриптов. Теплыми словами благодарности отметили выступления С.Ямщикова руководители общества “Икона”. Занятия со студентами заканчивались искренними аплодисментами. Руководство нашего института считает нынешние выступления  московского ученого и реставратора введением в историю открытия русской иконы и надеется услышать его лекции о псковской иконописной школе, о древней живописи Ростова Великого и Суздаля, о самобытных иконописцах Карелии, ибо в открытии этих церковных и художественных богатств он принимал непосредственное участие”.

Следующая статья...»

№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008




№ 6(379) март 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 24(373) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007





№ 9 (358) май 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 19(344)октябрь


№ 3 (328) февраль 2006


№ 24(325) декабрь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика