№ 3 (328) февраль 2006 / Образование

Следующая статья...»

Церковно -Славянские прописи

Сегодня многие дети сталкиваются с большими сложностями в процессе обучения письму. В первую очередь это связано с постоянной модернизацией и усложнением техники письма. Педагог и автор недавно изданных русских и церковно-славянских прописей Ирина Горячева предлагает обратиться к традициям, с тем чтобы облегчить процесс обучения и сделать его радостным и творческим. Церковно-славянское письмо может воспитать не только красивый почерк, но и особый православный дух.

— Ирина Анатольевна, расскажите, как вы стали заниматься техникой детского письма?

— По образованию я филолог. Работала учителем русского языка в Ясеневской гимназии (сейчас это православная гимназия «Радонеж»). Потом мне предложили сотрудничество в образовательном православном центре «Образ» — это такая ориентированная на прикладное творчество школа в Подмосковье, и я пошла туда работать преподавателем начальных классов. Там я впервые и столкнулась с проблемой прописей, когда передо мной встала задача научить детей писать.

— Какие проблемы сегодня существуют в этой области?

— Современные методы обучения письму очень рациональны. Они стремятся свести процесс письма к жестким схемам, прагматично все выстроить, технологизировать учебный процесс. Написание каждой буквы дробится на множество элементов, которые вроде бы призваны упростить процесс обучения, но на самом деле только усложняют его. Но хуже всего  то, что это влияет на формирующееся сознание ребенка. Мысль, речь и письмо связаны, и такое дробление дробит и сознание ребенка, отрицательно влияет на речь.

— На что следует обратить внимание, когда ребенок учится писать?

— В первую очередь на то, чтобы учеба и занятия были ему в радость. Когда ребенок понимает что он делает и у него получается делать это хорошо, то он делает это с удовольствием. Ознакомившись с современными методами преподавания письма, я поняла свою главную педагогическую задачу: сберечь сознание детей для важного дела — учебы. Я должна научить их не только рассуждать логически, но и любить учиться. И я решила обратиться к старым методам. Мы с моими учениками начали учиться писать на дощечках, перьями. Начали с больших по размеру дощечек и крупных букв. Дети вырисовывали буквы перьями. И их настолько увлек этот процесс, процесс письма как творчества, что прописи мы прошли совершенно естественно. Старинный способ обучения письму неожиданно оказался для сознания ребенка значительно легче и понятнее, чем современные методы.

— Почему вы вернулись к перу? Разве сейчас это актуально?

— Современная шариковая ручка не воспитывает — ведь она представляет собой стандартный продукт ширпотреба. Перо же, напротив, никогда не позволит обращаться с собой неуважительно. Его нужно держать определенным образом, делать в нужных местах определенный нажим. Перо  само регулирует почерк, давая ребенку почувствовать силу своей руки. Но главное, что мои ученики учились писать с легкостью, не мучились и не ломали себе над этим головы. Обучение должно быть приятным, тогда оно будет плодотворным.

— Вы автор не только русских прописей, но и церковно-славянских. Где сегодня могут быть востребованы навыки церковно-славянского письма?

— В первую очередь, в православных школах и гимназиях, в большинстве которых преподается церковно-славянский язык. Мне кажется, что обучение ребенка церковно-славянской грамоте с ранних лет воспитывает особый православный дух. Церковно-славянские прописи учат не только писать простые буквы, но и рисовать заставки, сложные декоративные узоры, витиеватые заглавные буквы — так называемые «буквицы», обрамлять текст орнаментом. По этим прописям и взрослый и ребенок может научиться искусству писания книг вручную, подобно древним писцам. У вас появляется возможность собственноручно «испестрить» страницы, сплести кружево узоров, украсить буквицы-инициалы, раскрыть лепестки розеток, поломать голову над извивами плетенок — и с помощью этого искусства ощутить прикосновение к красоте и гармонии.

— Какие советы и рекомендации вы обычно даете начинающим писцам?

— Советую писать не привычной шариковой ручкой, а давно забытым металлическим пером, вставленным в ручку-держатель и обмакиваемым в тушь. Древние писцы использовали для письма так называемую «трость» — остро заточенную палочку с плоским расширенным концом, который придавал руке устойчивость. Металлическое перышко тоже имеет такое свойство: его острые раздваивающиеся усики как бы захватывают бумагу, что помогает руке не вибрировать и проводить ровные, уверенные линии. Кроме того, регулируя силу нажима на перо, можно сочетать при письме толстые (нажимные) и тонкие (волосяные) линии, которых нельзя добиться при письме скользящей шариковой ручкой, не позволяющей изменять толщину линий.

Для того чтобы буквы получались соразмерными и ровными, в прописях помещены разлиновки, определяющие высоту и ширину букв. Это очень облегчает процесс обучения письму. Задания в прописях усложняются от страницы к странице. На некоторых страницах буквы окружены клетчатыми  рамками с узорами, которые необходимо закончить. Клетки служат своеобразной канвой для узоров, состоящих из повторяющихся деталей. В верхней части страницы показывается, с каких элементов необходимо начать изображение орнамента, постепенно усложняя его. Клетчатая сетка позволяет научиться изображать райские цветы, завершающие текст виньетки, сделать рамку для иконы.

Церковно-славянский язык — это богослужебный язык Православной Церкви. До изобретения книгопечатания церковные книги создавались вручную, и к ним относились с большим почтением. Раньше и слово «читать» имело более глубокий смысл: «чтить», «почитать», «преклоняться». И сегодня, работая над торжественным убранством рукописи на церковно-славянском языке, невозможно остаться равнодушным. Писцу передается особое состояние благоговения.

Беседовала Мария Виноградова

 

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 7 (332) апрель 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (333) апрель 2006



№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 10 (311) май 2005


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика