№ 24(301) декабрь 2004 / Образование

Следующая статья...»

"Исход" государства из образования

С 1 января 2005 года вступают в силу принятые Госдумой поправки к Федеральному закону «Об образовании», которые меняют многие приоритеты государства в области образования и резко сокращают финансирование по ряду направлений. Поначалу Правительство РФ предлагало даже полностью ликвидировать Федеральную целевую программу развития образования. В итоге программу сохранили, но, увы, статус ее сильно понижен. До недавнего времени это была единственная в России федеральная программа, утвержденная законом. Теперь она становится одной из рядовых. В частности, в законе не прописывается, как ранее, доля средств, выделяемых на развитие образования, от общего объема национального дохода и расходной части госбюджета. Полностью вычеркнуты положения о федеральных гарантиях оплаты труда педагогическим работникам и все, что касается размеров средних ставок и окладов педагогов.

Государственного финансирования, всех льгот, в том числе по аренде и коммунальным платежам, а также других возможностей на получение социальных гарантий лишаются негосударственные учебные заведения, к которым относятся и православные гимназии, школы и лицеи. Как в этой связи оценивают перспективы развития православного образования преподаватели и директора православных школ? Выживут ли вообще православные школы после отмены льгот, которыми они пользовались до сих пор? Мы провели опрос, охватив более половины православных учебных заведений Московского региона. Отношение к внесенным поправкам и у педагогов, и у родителей крайне негативное.

 

Татьяна Малыгина,

завуч Православного

лицея духовной культуры во имя преподобного

Серафима Саровского (Москва):

Наш лицей имеет государственную лицензию и аккредитацию и действует с 1992 года, в нем обучается около 60 детей 8—11 классов. Помимо общеобразовательных предметов, преподавание которых ведут высококвалифицированные педагоги, доктора и кандидаты наук, изучается и курс богословских дисциплин.

Конституция РФ предоставила право получать образование в той форме, какая кому удобна, будь то экстернат, семейное или негосударственное образование. Но, несмотря на разнообразие форм, существует определенный стандарт, который обязателен для негосударственных, а тем более аккредитованных учреждений. Это записано в городском законе об образовании, согласно которому и установлен городской норматив бюджетного финансирования образовательных заведений.

На мой взгляд, негосударственное образование выполняет важную функцию по нестандартному воспитанию детей и берет на себя значительные расходы по организации образовательной деятельности, облегчая финансовое бремя государства и привлекая в эту сферу деньги родителей учеников и спонсоров. Однако депутаты Госдумы над этим, видимо, не задумывались, когда принимали поправки к Закону «Об образовании». Да и как можно было приурочить введение этих изменений к началу календарного года, когда учебный процесс в самом разгаре? Ни один уважающий себя преподаватель не уйдет из школы в середине учебного года, ощущая свою ответственность за вверенных ему учеников. Видимо, депутаты Госдумы такую ответственность перед детьми не ощущают.

На мой взгляд, это решение направлено, прежде всего, против детей, и взрослые должны защитить право каждого ребенка выбрать ту форму получения образования, которая для него приемлема.

 

Наталья Плотникова,

бухгалтер Православного лицея духовной культуры во имя преподобного

Серафима Саровского (Москва):

До недавнего времени департамент образования Восточного округа столицы оказывал нам финансовую помощь, доля которой составляла 30 процентов в общих расходах лицея. Но теперь мы лишаемся не только этих денег, но и льгот по аренде и коммунальным платежам, которые имели как организация, частично финансируемая за счет средств бюджета. На данный момент родительская плата составляет 3000 рублей в месяц. Учитывая, что и сейчас мы постоянно в убытке, что педагоги получают скромную зарплату, которая нередко задерживается, надо повышать родительский взнос в два раза. Но, конечно, мы не решимся повесить такое финансовое бремя на родителей, хотя

с 1 января 2005 года размер оплаты будет составлять уже 4000 рублей. Сможем ли мы существовать в новых условиях — никто не знает. Очень хочется не обмануть детей и выжить, поэтому будем искать спонсоров.

 

Маргарита

Михайловская,

завуч Православной

классической гимназии во имя Святителя Николая

Чудотворца (Москва):

По сути, негосударственные школы выполняют чрезвычайно важную социальную функцию — они аккумулируют тех ребятишек, с которыми государственные школы не могут или не хотят работать. Бытует также мнение, что в частных школах обучаются дети богатых родителей, но это не соответствует действительности. У нас обучается немало детей из малоимущих и многодетных семей, поэтому фиксированного родительского взноса не предусмотрено — люди платят, сколько могут. За счет бюджетного финансирования наши учащиеся получали бесплатные завтраки и обеды, учебные пособия. Теперь они этого лишены. А на каком основании? Разве они не такие же дети? Они что, какие-то ущербные, неполноценные, недостойные того, чтобы государство частично оплачивало их обучение? Я считаю действия депутатов Госдумы провокационными, потому что они делят детей, живущих в одной стране, на своих и чужих.

 

Протоиерей

Константин Островский,

директор детской

церковной музыкальной школы (г. Красногорск):

Наша школа действует сейчас как приходская. В ней обучается более 200 детей. Мы никогда не надеялись на помощь государства, рассчитывали только на собственные силы. Но то, что сейчас государство отказалось от подобных школ — это крайне несправедливо. Эти школы дают детям, помимо специальных дисциплин, качественное общее образование. Аттестат, выдаваемый в этих учебных заведениях, признается государством, поэтому они вправе рассчитывать на финансовую помощь из госбюджета для организации учебного процесса.

Священник

Сергий Уваркин,

директор православной классической гимназии имени Андрея Рублева

(г. Электросталь):

На мой взгляд, изменения в Законе «Об образовании» и отмена льгот военнослужащим, пенсионерам и прочим категориям граждан — это звенья одной цепи. Только теперь в «зону выживания» попали дети. Электросталь — промышленный город, у нас много работающих предприятий, которые, как правило, не отказывают в помощи единственной в городе православной гимназии. Но проблем все равно хватает. Наши ученики занимаются в помещениях храма, поэтому мы начали строить для гимназии полноценное здание. Сейчас проходим «нулевой цикл». Поэтому средств потребуется много и хлопот предстоит немало.

Я считаю, что решение Госдумы направлено прежде всего против православных учебных заведений. Оно рассчитано на миролюбивый христианский характер, на то, что люди потерпят, смирятся, что православный дух не позволит им возмущаться. Да, мы должны показывать пример христианской любви, но не можем быть малодушными. Нужно встать на защиту своих детей. Отступать нам некуда. Если мы проявим слабость в этом вопросе, с чем останутся дети? Нас может спасти только единение, общая реакция возмущения действиями депутатов.

 

Надежда Шевцова,

завуч православной

классической гимназии имени Андрея Рублева

(г. Электросталь):

Наша школа действует с 1997 года, в ней обучается около 60 детей с 1 по 10 класс. Родители платят, кто сколько может, поскольку более 50 процентов наших учащихся — это дети из многодетных и малообеспеченных семей. Финансирование осуществляется за счет общины храма Вознесения Господня. Кроме того, через городское управление образования, с которым у нас сложились хорошие отношения, из областного бюджета мы получали средства в размере до 5000 рублей в год на каждого ребенка. Дети из малообеспеченных и многодетных семей пользовались также бесплатными обедами и льготами на проезд в городском транспорте. Конечно, этих денег было недостаточно, потому что содержание ребенка обходится в среднем в 3500 рублей в месяц. Расклад получается такой: 70 процентов расходов берет на себя церковная община, 30 процентов — бюджет. Однако теперь государство изменило эти правила не в нашу пользу. Оно отказывает в компенсации средств, затраченных на образование, полученное в негосударственных образовательных учреждениях, и гарантирует бесплатное образование только в том случае, если оно будет получено в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. На этом выбор исчерпан. Родители наших детей — это в большинстве своем верующие и небогатые люди, но они полноправные граждане России, которые исправно платят налоги. На каком основании они лишаются денег от государства на обучение своих детей? Я считаю, что решение Госдумы ущемляет наши гражданские права.

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 7 (332) апрель 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (333) апрель 2006



№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 10 (311) май 2005


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика