№ 12(265) июнь2003 г / Образование

Следующая статья...»

Богословский форум в Минске

На Чтениях были представлены Московские, Киевские и Минские духовные школы, епархии Белорусского Экзархата, Жировичский Свято-Успенский монастырь, Белорусская Библейская комиссия, православные братства, Академия наук Беларуси, ведущие высшие учебные заведения и крупные библиотеки. Среди участников были исследователи из Минска, Белостока, Киева, Воронежа, Гродно, а также ученые, активно сотрудничающие с белорусским представительством Церковно-научного центра “Православная энциклопедия”.

Приветствуя участников и организаторов Чтений, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, сказал: “Большая часть предыдущих Чтений была посвящена вопросам истории. И мне кажется уместным подчеркнуть, что за десять лет, которые миновали со времени празднования 200-летия Минской епархии в 1992 году, наша историческая наука совершила настоящий прорыв в деле изучения и обнародования правды о жизни Святой Церкви в землях Великой, Белой и Малой Руси...

Подвиг открытия исторической истины труден, путь исследователя исполнен множеством искушений и препятствий. Но он также полон и удивительных открытий, и великих чудес.

История Церкви — это история ее святых, явленных и не явленных, известных всему миру, а также в скромности своей ведомых одному лишь Богу. И феномен церковной исторической науки заключается в том, что святые угодники Божии, подвижники веры и благочестия сами идут навстречу исследователю их житий и трудов, времени их исторического бытия и обстоятельств совершения их жизненного подвига... Из истории Минских епархиальных чтений мы можем привести примеры плодов такого молитвенного соработничества наших современников с далекими единоверными предками. Образы Могилевского святителя Георгия (Конисского) и митрополита Иосифа (Семашко), благоверного князя Константина Острожского и архимандрита Виленского Леонтия (Карповича), архиепископов Виктора (Садковского) и Афанасия (Мартоса) и сонма иных трудников нивы Христовой просветились сквозь толщу времен и сияют ныне на небосклоне истории Белой Руси, во многом благодаря трудам современных подвижников христолюбивой исторической науки.

Так и нынешние торжества 210-летия Минской епархии мы понимаем как скромное предложение плодов наших совместных усилий в сокровищницу Святого Православия на Белой Руси.

Не без надежды смотрим мы и в будущее нашей научной исторической деятельности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Русской Православной Церкви создан Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, поставивший целью издание одноименного 25-томного труда. Белорусское представительство этого Центра за пять лет своего бытия обрело репутацию достаточно авторитетного по самым высоким научным меркам учреждения, и хорошо знакомо, наверное, каждому из присутствующих. Наше представительство Центра “Православная энциклопедия” наряду с Минскими духовными академией и семинарией становится твердым основанием для дальнейших фундаментальных и прикладных церковно-исторических исследований в Беларуси.

Наконец, в этот торжественный час позвольте мне отдать долг благодарной памяти простому народу, сохранившему свою православную душу в искренней простоте веры и в твердом мужестве исповедания. Несколько столетий жестоких гонений и огненных испытаний, попущенных Господом Православной Церкви на белорусской земле, так и не сломили православного народного духа.

Вслушаемся в слова одного их архиереев Матери-Церкви: “На всей Руси никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательства, насилия, обид, как Церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое — кровавыми орошены слезами”. Это сказано епископом Анастасием (Братановским) в начале XIX века о миновавших к тому времени столетиях. С какой устрашающей точностью отражает это свидетельство события начала и середины века двадцатого!

Но дух Православия возрождается в народе из века в век, из года в год. И в наши дни, испытывая, по словам одного мыслителя, “гонение равнодушием”, Дух Божий не перестает обильно плодоносить в сердцах и сильных мира сего, и “люда посполитого”, которые открываются навстречу Ему, — каждое в свое время”.

 

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 7 (332) апрель 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (333) апрель 2006



№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 10 (311) май 2005


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика