Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии XII Рождественских Чтений 25 Января 2004 года
Яко звезды пресветлыя, сияют на небеси новомученицы Российскии, кровь же их святая удобри землю Русскую во освящение и благословение. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Ваши Превосходительства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые члены президиума, досточтимые отцы, братья и сестры!
С духовной радостью приветствую всех вас. Нынешние Рождественские чтения уже двенадцатые. Каждый год на этом форуме мы обсуждаем широчайший круг вопросов, связанных с религиозным образованием и другими сторонами жизни Церкви. Однако почти всегда одна из тем была ведущей: в средоточии нашего внимания оказывались наука, культура, русская школа, проблемы воспитания. Ныне чтения посвящены значению подвига святых новомучеников и исповедников Российских для нашей жизни и судеб Отечества.
Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских в 2000 году явилось воистину промыслительным и исторически востребованным деянием. Оно становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа. Мы все больше и больше осознаем, что в недавнем прошлом были не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг, по своему величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан. Новомученики свидетельствуют и сегодня — свидетельствуют перед всем современным обществом. Именно благодаря им не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью.
Духовный смысл истории народа познается через образы присущей ему святости. Святая Русь — не миф и не сказка, не социальная или экономическая утопия. Она реальна, ибо коренится в непреложном и вечном. Недаром святитель Амвросий Медиоланский называет мощи мучеников «семенами вечности». Подвиг нового сонма русских святых — это свидетельство того, что наш народ в глубине души своей не оставил православного духовного идеала.
Великий русский историк Василий Осипович Ключевский говорил, что именно святые «становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память». Дела и слова святого человека выходят далеко за пределы своего века, благотворно воздействуя на жизнь все новых поколений. Примером тому служат преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский. Даже во времена гонений память их жила в миллионах сердец. Пример святых угодников Божиих становится практической заповедью любви, заветом веры и святости для всего народа. Ничуть не устарели слова Ключевского о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
В лике новомучеников и исповедников Российских явлена вся полнота народной жизни, запечатленная в лучших ее представителях. Здесь венценосный страстотерпец император Николай Александрович со всем своим семейством, первенствующий иерарх нашей Церкви митрополит Владимир (Богоявленский), множество других достойных архипастырей, пастыри, иноки и инокини, дворяне, воины, ученые, люди творчества, жители городов и деревень, знатные и простолюдины. Всякий возраст людской, всякое сословие, всякий край Руси, даже самый отдаленный, принесли своих страстотерпцев, положивших душу за Христа. Вся русская земля освящена мученической кровью.
Мы благоговеем перед сонмом мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. И уже совсем по-другому открывается нам облик трагической эпохи ХХ века. Народу, как и человеку, дабы окрепнуть в вере, иногда надлежит пройти через многие страдания, искушения и испытания.
Человеческая правда сама по себе всегда ограничена и пристрастна. Историю и культуру можно в полной мере познать только через их причастность к вечности, явленную в образах святости. Первосвятитель Российский Тихон напоминал о необходимости видеть за историческими событиями правду Божию. Он говорил: «Пусть “невместимой”, “жестокой” кажется обмирщенному сознанию, пониманию радость, черплющая себе источник в страданиях за Христа, — но Мы умоляем вас не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом... Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! О, тогда воистину подвиг твой, Русь, за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение грядущим поколениям, как лучший завет и благословение».
Только спустя десятилетия мы можем в достаточной мере оценить всю высоту жертвенного подвига новомучеников и исповедников. Сегодня, когда мы наблюдаем вокруг нас нравственное оскудение, духовную опустошенность, разрыв семейных и социальных связей, служение идолам эгоизма, сребролюбия, гордыни, комфорта и вседозволенности, необычайно важно живое свидетельство об Истине, готовность пойти против общепринятых мнений, против лукавства века сего, против зла, прикрывающегося личиной добра.
Наш народ нуждается ныне, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу. Церковь призвана Господом излечивать людские раны и разделения. И нам не обойтись без обращения к подвигу новомучеников и исповедников. Это сила и слава нашей Церкви и нашего народа, неисчерпаемый кладезь духа и добродетели, свидетельство «победы, победившей мир».
На Руси жития святых всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания. Сегодня нам также не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру. Пришло время возродить и традицию изучения житий святых. На мой взгляд, необходимо включить их в содержание учебных предметов гуманитарного цикла.
Нужно, чтобы представления о святости воистину назидали людей, особенно детей и юношество. Нам надобно предлагать им реальный пример нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом, с восстаниями врага рода человеческого, с тяжкими обстоятельствами жизни. Нельзя создавать впечатления, что святые могли достичь Царства Небесного почти без каких-либо трудов. Ведь непреложны слова нашего Господа и Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Педагогам, призванным воспитывать нравственную личность, любящую свой народ, весьма полезен огромный духовный опыт, который бережно сберегла Русская Православная Церковь. Хотелось бы, чтобы и государственные руководители, деятели культуры, журналисты отнеслись со вниманием к богатейшему православному духовному наследию. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой — целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла, светлой и искренней.
У каждой нации есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. Сегодня мы закладываем будущее страны на многие годы, если не на века. И без обращения к живым образам святости нам не сохраниться, а тем более не достичь лучшей жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Я предвижу: восстановление мощной России. На костях мучеников, ...как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога».
Укрепляясь молитвенной помощью святых новомучеников и исповедников Российских, мы призваны осуществить возложенное на нас и исполнить свой долг перед Богом и Отчизной.
Я желаю благословенных успехов в трудах всем участникам XII Рождественских чтений — Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим, другим церковным труженикам, а особенно православным педагогам. Пусть вашими усилиями, дорогие мои, восстанут в мире, красоте и величии, восстанут в полную силу Церковь наша, народ наш и Отечество наше.
|