Слово архимандрита Лонгина (Корчагина) при наречении во епископа Саратовского и Вольского
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите!
Ваше Святейшество! Божиим изволением, по Вашему представлению Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Саратовским и Вольским.
Я искренне исповедую сейчас перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство. И сознание этой немощи и недостоинства вместе с пониманием высоты и ответственности архипастырского служения не могут меня не страшить. Но вместе с тем я безусловно верю, что решение священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. И поэтому с полной покорностью предаюсь Промыслу Всемогущего и Многомилостивого Господа, единого Сердцеведца, от Которого не может укрыться ничего.
Благодарю Господа за Его милость ко мне, за Его попечение и водительство, которого, оглядывая прожитую мною жизнь, не могу в ней не усматривать. Принятие в сердце благодатного дара веры в Живого Бога, силы, необходимые, чтобы сохранить и возрастить этот дар в том безбожном обществе, которое нас тогда окружало, учеба в Московских духовных школах и сама жизнь в стенах столь любимой мною обители преподобного Сергия, — все это в отношении меня есть дело неизреченного Божественного милосердия.
Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, благодарю и за то доверие, которым почтен от Вас сейчас, благодарю и за тот высокий пример Вашего служения, который имел перед собою на протяжении всех этих лет, находясь под Вашим Первосвятительским омофором. Видя Ваши труды на благо Церкви Христовой, я мог понять, что епископ — это действительно отец для своей паствы, для тех чад Божиих, которых вверил Его попечению Сам Господь. И в Вашем лице мы все имеем такого отца — радующегося радостями своих детей, скорбящего их скорбями, отца любящего, терпеливого и милостивого к нашим немощам, непрестанно возносящего перед Престолом Божиим молитву о нашем спасении.
Я благодарен всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тех, через кого действовал в моей жизни Господь. Их было, к счастью, немало. Я благодарю владыку Феогноста, наместника Троице-Сергиевой лавры, за его помощь и заботу обо мне. Благодарю нашего дорогого батюшку духовника лаврской братии отца архимандрита Кирилла. Благодарю и близких, любимых мною людей — маму и бабушку, вырастивших меня человеком, способным увидеть и воспринять свет Христовой истины.
«Вы не свои, — говорит святой апостол Павел, обращаясь вообще ко всем христианам, ( ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19—20). Более чем когда-либо, именно теперь я сознаю, что вся моя и нынешняя, и дальнейшая жизнь принадлежит собственно не мне, но даровавшему мне ее Богу.
Как я понимаю то служение, к которому призывает меня сейчас Господь? Прежде всего, оно, по слову того же апостола, есть воистину доброе дело (1 Тим. 3, 1). Доброе, ибо что может быть добрее, чем служить главной цели Божественного Домостроительства ( спасению людей и возведению их к познанию Бога.
Господь, желая спасти человеческий род, сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Его Отца (Ин. 6, 38). И конечным исполнением этой воли стало Распятие Спасителя, принесение Им Самого Себя в жертву за страждущий человеческий род. А значит, и жизнь епископа, призванного быть, подобно апостолам, подражателем Христу (1 Кор. 4, 16), ( это постоянное отречение от себя и своей человеческой воли ради исполнения воли Божественной, постоянное самораспятие на кресте любви к Богу и к людям.
Мы живем в очень трудное время: жатвы, к участию в которой мы призваны, много (Мф. 9, 37). И много людей, удалившихся от Церкви, от Христа, забывших о Боге или даже вовсе не ведавших Его. Много людей верующих, но в вере по-настоящему не утвержденных, прельщающихся соблазнами мира. Дать этим людям возможность познать единого истинного Бога, открыть для них Православную Церковь, научить их искать в своей жизни единого на потребу (Лк. 10, 42) — вот та цель, посвятить которой всю свою жизнь есть истинное счастье для человека.
Я глубоко убежден, что невозможно воздать должным образом Богу за то, что Он дарует нам. Но в то же время каждому человеку Господь Сам указывает наиболее угодный Ему образ такого воздаяния. Мне Господь судил ныне послужить Ему и Его Церкви в епископском сане. Это служение таково, что в нем соединяются и величайшая честь, и тягчайшее бремя. Чести этой я отнюдь не достоин. Бремя это для меня самого, немощного человека, поистине непосильно. Но я возлагаю все мое упование на Всемогущего Бога, Который один действующею в нас силою Его может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем (Еф. 3, 20). И именно о том я молю Господа, чтобы благодать Его, которую Он ниспосылает в Таинстве хиротонии, сама действовала во мне, врачуя мои немощи, восполняя мои недостатки, а более всего совершая через меня спасение людей, которых Божественный Промысел вверяет моим заботам и попечению.
Прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у Вас, богомудрые архипастыри, Вашего отеческого благословения и молитв, дабы через сей дар благодати удостоился я неосужденно и непреткновенно проходить открывающееся передо мной поприще во славу Христовой Церкви и во спасение своей собственной души.
|