№ 11 (288) июнь 2004 / Выставки и конференции

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Уникальные фрески должны вернуться в храм

Мы находимся в одном из выставочных залов на втором этаже Государственного исторического музея. На противоположной к входу стене — огромный экран, на котором появляется нечеткое изображение. Нам выдают специальные очки, человек за пультом, расположенным в другом конце зала, начинает выполнять какие-то действия, и мы сразу переносимся в другой мир. Перед нами зеленое поле. Песчаная дорога приводит нас к красивейшему храму. Мы заходим внутрь и начинаем разглядывать старинные фрески. Передвигаясь по храму, мы видим алтарь, потом поднимаем взгляд вверх — к куполу, проходим через арки, попадаем в боковые приделы... Ощущение такое, что ты действительно находишься внутри помещения и перемещаешься в пространстве. Через несколько минут в зале загорается свет. Виртуальный сеанс для прессы закончен.

Более шести веков назад в селе Волотово под Великим Новгородом была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Как говорится в первой новгородской летописи, храм возвели по повелению архиепископа Моисея. Древние стены церкви были выполнены из ильменского плитняка, ракушечника, валунов и большемерного кирпича и украшены фресковыми росписями. Академик Д.С. Лихачев назвал волотовские фрески «ключевыми для понимания русского искусства ХIV века».

Во время Великой Отечественной войны под Волотовым шли сильнейшие бои, храм оказался на линии фронта и был разрушен немецкой авиацией и артиллерией. Полвека бесценные фрески пролежали в земле под обломками стен. В 1955 году руины церкви Успения были законсервированы, но фрески постепенно разрушались от пребывания во влажном грунте, гибли во время хищнических раскопок.

Только в 1993 году начали восстанавливать храм и расчищать завалы. Поначалу реставрационно-строительные работы велись опытными новгородскими художниками-реставраторами практически на голом энтузиазме. Потом этот проект был внесен в список мероприятий в рамках российско-германского культурного сотрудничества и утвержден правительствами двух стран. По взаимному соглашению дочерняя компании немецкого нефтегазового концерна «БАСФ» «Винтерсхалл АГ» стала безвозмездно выделять средства на восстановление церкви Успения и реставрацию ее фресок.

Работы велись даже зимой, для чего вокруг храма была сооружена специальная конструкция с обогревом. Выяснилось, что старинная кладка стен кое-где сохранилась на высоту от двух до четырех метров. В боковых и западных стенах были открыты древние порталы. Воссоздаваемые архитектурные элементы выполнялись в таком же материале и в той же технике, которые применялись в ХIV веке. Строительный материал, выбранный при раскопках, использовался в первую очередь. Вторичному использованию не подвергались только уникальные кирпичи, на которых были обнаружены рисунки и надписи, выполненные до их обжига. При кладке верхних частей здания использовались современные кирпичи и новый плитняк. Восстановленная церковь была торжественно открыта в августе 2003 года.

Необходимо подчеркнуть, что речь пока идет лишь о воссоздании самого здания храма. Вернуть к жизни разрушенные на мельчайшие фрагменты фрески за такой короткий период времени невозможно. Потребовались специальные и очень кропотливые исследования, чтобы хотя бы в рисунках и макетах воспроизвести внутреннее убранство древнего храма, понять, какие иконы и где в нем находились, как они выглядели.

По словам представителя «Винтерсхалла» Линды фон дем Бусше, «партнером компании в создании компьютерной модели храма стала Высшая школа оформления и дизайна из города Оффенбаха под руководством Бернда Краке. На первом этапе было много неясностей и трудностей, поскольку фрески были очень сильно разрушены. Пришлось обработать более 1 миллиона 700 тысяч фрагментов. Но экспертам школы дизайна удалось составить мозаику, хотя, конечно, трудно говорить о стопроцентной достоверности. Наш проект дает представление о том, как могла бы выглядеть церковь, и передает атмосферу храма».

Помимо интерактивной модели церкви на выставке представлен и труд новгородских реставраторов — образцы росписи волотовского храма, подобранные из фрагментов: композиция «Сон Иакова и видение лествицы», изображения иудеев из «Входа в Иерусалим», ангела из «Службы святых отцов», апостола из «Евхаристии».

Директор новгородской научно-реставрационной мастерской «Фреска» Тамара Ивановна Анисимова, которая руководит реставрационными работами, высоко оценила труд немецких коллег по созданию объемного изображения храма, но отметила, что сегодня воспроизвести в точности былой облик церкви не представляется возможным.

Тамара Ивановна описала, как работали новгородские реставраторы. Они «собирали осколки фресок вручную, укладывали в ящики и помечали, в какой части храма нашли их. Выемка фрагментов закончилась в 2001 году, потом началась обработка материала и подборка композиций».

Основной рабочий материал, полученный во время раскопок, составляют мелкие фрагменты размером 1-2 кв. см, поэтому подборка фрагментов невероятно сложна. Но, как подчеркнула искусствовед А.Н. Трифонова, «главная особенность реставрации этого памятника определяется уникальной импровизационной манерой письма волотовского мастера, который в течение лета 1363 г. расписал весь храм, создав за короткий период около двухсот живописных композиций».

Во время разборки завалов в церкви Успения Богородицы открылось около 40 кв. метров живописи на стенах и столбах. Стиль фресок отличается предельной скупостью и одновременно феноменальной выразительностью живописных средств, когда буквально несколькими графическими штрихами и пятнами цвета создаются образы потрясающей силы. Сейчас реставраторы вручную занимаются подборкой более чем 30 композиций.

Немецкая сторона намерена финансировать реставрацию волотовских фресок до 2006 года. Хочется надеяться, что мастерство и патриотизм новгородских реставраторов, подкрепленные виртуальными разработками и необходимыми денежными средствами, станут тем фундаментом, на котором будет полностью восстановлен уникальный памятник древнерусской архитектуры.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007



№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 3(376) февраль 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007


№ 24(349) декабрь




№ 20(345)октябрь



№ 13-14 (336) июль 2006


№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 11 (312) июнь 2005



№ 3 (304) февраль 2005



№ 11 (288) июнь 2004


№ 8 (285) апрель 2004




№ 23(276) декабрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика