№ 23(372) декабрь 2007 / Комментарии

Следующая статья...»

Особенности православного подхода в психотерапии

Консультативный прием в православной психотерапии — это прежде всего встреча двух людей во Христе. Даже если пациент не является верующим человеком, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но с благоговением должен отнестись к его душе и постараться как-то облегчить душевное бремя.

Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что «психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь следует подчеркнуть: действительно, суть психотерапии заключается не в словесном, а именно в духовном воздействии. Ибо слово, не одухотворенное живительной силой духа, есть пустая форма, шелуха.

Лечебное психотерапевтическое воздействие должно иметь иерархию целей: от ближайших — успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — внутренний рост, развитие, обращение к непреходящим ценностям.

Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических «страстных» механизмов болезни или конфликтной ситуации (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом. Основной задачей при этом является формирование у больных отношения к наркомании, пьянству как к греховным недугам.

Психотерапия помогает человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.

 

Распространенность

психических

заболеваний

По опубликованным данным, в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных людей, и число их постоянно увеличивается. За последнее десятилетие количество психически больных возросло на 35–50%. Но это лишь учтенные данные. В действительности психически больных людей значительно больше. В России на каждые 100 тысяч населения приходится 2,5 тысячи психически больных. Подростки болеют чаще — 3,8 тысячи человек на 100 тысяч населения. В нашем обществе чрезвычайно остро стоят проблемы наркомании, алкоголизма, а теперь еще и игромании. 

В стране 7 миллионов больных алкоголизмом, 3 миллиона наркоманов, 500 тысяч детей состоят на учете у наркологов по поводу наркотической и токсикоманической зависимости. Только в Москве насчитывается больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков.

 

Отношение церкви

к психическим

заболеваниям

Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницей душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей полнотой раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В соответствующем разделе этого документа сказано:

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества».

Мы видим, что кроме индивидуально-биологических и психологических причин развития психических болезней Церковь указывает еще на одну — греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их так и называю — греховные недуги. Поэтому так важно уделять внимание формированию у людей христианского отношения к душевным болезням.

 

Что такое невроз

Известный отечественный психиатр профессор Д.Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается при конфликте личности с собой или с другими людьми. Невроз — это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период «предболезни». Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо — хорошо».

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни конкретные причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но их место вскоре занимают другие, и недуг возобновляется.

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей. В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.

 

О депрессии

Слово «депрессия» происходит от латинского depressio, что означает «прижимать, угнетать». Означает оно подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен — возможно, с самого грехопадения человека. Приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида. Сходное психическое состояние описывал и Гиппократ, именуя его меланхолией.

Всемирная организация здравоохранения сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей человечество. Она уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе — среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. В 1997 году 146 миллионов человек в мире лишились трудоспособности из-за депрессий.

Сегодня многие считают, что депрессия — болезнь цивилизации с ее непосильными требованиями к человеку и психоэмоциональными перегрузками. Безусловно, во многом эта точка зрения оправдана. Но в специальной литературе все чаще говорят об экзистенциальной, или ноогенной депрессии, то есть таком виде депрессивных расстройств, который связан с утратой или отсутствием смысла жизни. Депрессивные расстройства — часто спутник пристрастившихся к выпивкам, наркотическим средствам. Ссоры, разводы, конфликты, болезни — вот ежедневный депрессивный «груз», с которым мне как врачу-психотерапевту приходится сталкиваться. У многих при себе постоянно имеются успокоительные таблетки на случай стресса, нервного срыва — уныние, безрадостность, хандра, меланхолия, увы, так свойственны нашим современникам.

Сегодня до 80% населения России хотя бы раз в жизни перенесли депрессии различной степени тяжести. Причем женщины заболевают депрессией в два раза чаще, чем мужчины. Но дело тут не в «иммунитете» сильной половины человечества перед депрессией, а в том, что мужчины гораздо реже обращаются за врачебной помощью, предпочитая глушить ее симптомы алкоголем, принимать лекарственные препараты, «уходить в работу» и тому подобное.

Стоит отметить, что в последние годы депрессия «помолодела». Жертвами ее становятся не только люди преклонного и «бальзаковского» возраста, но и молодежь, и даже дети.

Часто депрессии возникают на фоне стрессов или длительных, тяжелых травмирующих ситуаций. Но иногда они возникают и без видимых причин — в этом случае действительно очень важно распознать зарождение болезни.

В части случаев депрессия является видом болезненных расстройств. Связано это с тем, что в мозговых структурах такие вещества (нейромедиаторы) как серотонин, дофамин, норадреналин, сходят практически на ноль, и человек испытывает пессимистическое, подавленное настроение. Он неактивен. Родственники, знакомые пытаются его как-то простимулировать: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, потому что болен. И на первом этапе нужна врачебная — психиатрическая, психотерапевтическая — помощь, а уже по мере выздоровления будет преобладать помощь психологическая и духовная.

Но гораздо чаще встречаются депрессии, возникшие как следствие поработивших душу страстей уныния и печали. Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе, тогда как причиной многих форм депрессии является именно грех, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический опыт православия.

Этот момент очень существенен. Нужно различать, и священнослужителю в том числе, где грех, а где болезнь.

Как преодолеть депрессию? Если речь не идет о тяжелой форме заболевания, когда помочь может только назначенное врачом лечение (прием психотропных препаратов, режим, возможно даже госпитализация), то стоит начать с разрешения внешних и внутренних (душевных) конфликтов. Здесь, скорее, идет речь о проблеме личности, и лечить ее нужно преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека — это борьба со страстями, шествие ко Христу путем терпения, смирения, незлобия, любви. Наряду с этим, конечно, важны непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и душеполезное общение, свежий воздух, достаточный сон. Нелишним будет пройти и курс общеукрепляющей терапии.

 

Как бороться

с игроманией

Термин «игромания» обозначает патологическую страсть к азартным играм. Как и в случае с наркотиками и алкоголем, зависимость от игры наступает постепенно.

Выделяют три периода в развитии этой зависимости. На первом этапе человек играет от случая к случаю. Но постепенно игра превращается в сверхсильную доминанту в его поведении. На втором этапе присоединяется потеря контроля над собой. На третьем этапе, когда безудержная игра чередуется с периодами паники, депрессии или агрессии, человек может проиграть все, он может совершить преступление и даже покончить с собой.

Игромания относится к тяжелым формам расстройств влечения. Ее также иногда называют наркоманией в социальной форме. К психиатрам и наркологам обращается все больше и больше пациентов с диагнозом «игромания». Среди них и дети, и пенсионеры, и состоятельные люди, и такие, кто едва сводит концы с концами.

Известны случаи, когда стариков, проигравших пенсию, увозили с инфарктом на «скорой» прямо из игрового зала. Среди игроманов много тех, кто проигрывает немалые деньги, а их семья остро нуждается, порой голодает.

В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение». Оно включает в себя наркотическую зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерную и интернет-зависимость. Болезням зависимости свойственна не только психическая (навязчивое влечение), но и физическая зависимость (вынужденное, не контролируемое самим человеком влечение, абстинентный синдром). В наиболее запущенных случаях врачи рекомендуют госпитализацию в психиатрическую лечебницу с целью оградить человека от предмета его страсти.

Игроманам пытаются помочь таблетками, внушением, беседами. Но чаще всего результаты невелики. Почему? Да потому, что этот недуг прежде всего — греховная страсть. Не верьте, что эта болезнь подобна гриппу или ангине. Медицинские аналогии в данном случае неуместны. Психопатология (депрессия, стойкая потеря душевного мира и т.п.) — лишь следствие греховного поражения души.

Самое главное для человека, одержимым этим недугом, — понять греховные истоки своего страдания. Честно признаться себе в порабощенности греховной страстью азарта. Принять твердое решение не играть совсем, никогда! И Господь поможет. Вся врачебная и психологическая помощь без такого внутреннего преображения невозможны. Таблетками, уколами или какими-то увещеваниями греховную страсть не одолеть.

Эта проблема в первую очередь духовная, а не медицинская. Так как это закабаление души азартом, призраком того, будто человек может выиграть баснословные суммы. Но дьявол — лжец и отец лжи (см. Ин. 8, 44). Эту духовную болезнь, название которой страсть, давно описали православные святые. Они же дали рецепт исцеления: страсть побеждается не своею, человеческою силой, а благодатию Божией. Условия — осознание своей греховности, искреннее покаяние с деятельным исправлением. А помощь — в благодати Божией, получаемой человеком в таинствах исповеди, святого Причастия и в молитве.

Следующая статья...»

№ 12-13 (241-242) июнь 2002



№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 23 (252) декабрь 2002 года.


№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 10 (311) май 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 19 (320) октябрь 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 11 (360) июнь 2007


№ 23(372) декабрь 2007
Особенности православного подхода в психотерапии


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14 (336) июль 2006



№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 10 (311) май 2005


№ 9 (286) май 2004








№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 22 (251) ноябрь 2002 года



№ 14-15 (243-244) август 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика