Читатели размышляют
Дорогие читатели!
В 19-м номере МЦВ мы обратились к вам с просьбой высказать свое мнение о нашей газете. Обратная связь с читателями особенно важна для нас сегодня, когда мы подводим итоги года и планируем поднять новые темы, привлечь новых авторов. Мы получили много ответов на нашу анкету. Откликнулись не только российские читатели, но и из Казахстана и Украины. Итоги мы подведем в конце декабря, в последнем номере нынешнего года. А сегодня процитируем лишь несколько писем. Эдуард Аленин из Иркутска прислал письмо с конкретными предложениями. В частности, он предлагает редакции МЦВ готовить каталог православной продукции и высылать его подписчикам газеты. Он предлагает также открыть рубрику «Православная семья». Из Псковской области мы получили большое письмо от семьи фарамоновых, прихожан себежского Свято-Троицкого храма. Алексей Федорович фарамонов пишет, что газету читает вся семья — жена Галина, две дочери с зятьями и трое внуков. Семья Фарамоновых выписывает газету уже три года. Нам приятно было прочесть, что за прошедший год газета стала интереснее.
Ждем новых писем с вашими предложениями о том, как улучшить «Московский церковный вестник». Здесь мы публикуем лишь два письма из нашей редакционной почты — Дениса Кузнецова из г. Шахтинска (Казахстан) и Андрея Рогозянского из СанктПетербурга.
Александр Морозов,
ответственный секретарь МЦВ
Епископ Магаданский и Синегорский ФЕОФАН:
Газета, особенно за последнее время, приобретает хороший внешний вид, становится более содержательной. И это радует, потому что любое церковное дело — будь то социальное служение, окормление армии и флота или миссионерство — любой успех в каком-то направлении — это успех всей нашей Церкви. А тем более, когда речь идет о СМИ. Это как раз то направление, которое Церковью, скажем помягче, еще мало освоено. Но, благодаря вашей газете в частности, мы начинаем отвоевывать это пространство.
«Старые номера газеты я бережно храню»
«Московский церковный вестник» я читаю не первый год. До 2002 г. я читал только те номера, которые привозили паломники или жители России. В январе 2002 года появилась возможность оформить подписку на МЦВ почтовым переводом, и я сразу же оформил подписку на первое полугодие, а потом и на второе. В настоящее время газета стала более интересной, стали появляться все новые и новые рубрики. Лично мне очень нравятся следующие рубрики: Патриаршее служение, новости Русской Православной Церкви, документы и официальные сообщения, книжное обозрение, паломнические заметки.
Я думаю, что на страницах «Церковного вестника» должно быть меньше рекламы. Хорошо если бы появилась новая рубрика «Жизнь епархии», где мог бы размещаться материал о жизни одной из епархий. Ведь в каждой епархии бывают события, достойные внимания всей Церкви.
Сейчас я читаю каждый номер газеты, после чего его читают мои знакомые и соседи. Я обязательно подпишусь на 2005 год. Я уверен, что МЦВ необходим для православного человека, а также и тем людям, которые делают первые шаги на пути к православию.
В настоящее время полученные и имеющиеся у меня номера я бережно храню и знакомлю своих знакомых и соседей со «старыми» публикациями — для кого-то эта информация может оказаться новой и полезной. Лучше пусть люди размышляют о духовном, чем, сидя на лавочках возле дома, судят своих ближних и дальних. Жители моего дома читают газету номер за номером, так как она напитана духовностью, а именно духовности не хватает человеку в наше время.
Денис Кузнецов,
г. Шахтинск Карагандинской области
Церковная газета: какой ей быть?
Поток новостей, информация... Но жизнь Церкви с трудом помещается в новостные колонки. Самая главная и одновременно самая предсказуемая из новостей — святая и страшная Евхаристия, совершаемая каждодневно в тысячах храмов, — неминуемо ускользает за рамки хроники и статистики.
Политика... Плоскость, где происходят самые влиятельные события, разгораются противостояния и скандалы, и где Церковь не может и не должна выступать как еще одна политическая сила.
Социальные проблемы и общественные инициативы Церкви... Слишком похоже на ту узкую область, которую намеренно оставляет для верующих порождающее эти проблемы секулярное общество: «Добренькие? Нравственные? Широкая вам дорога!» И, с другой стороны, слишком лубочно и гладко: «Мы заботимся о бездомных и детях», — когда вся страна на глазах деградирует, а в повседневности, даже вполне ухоженной и сытой, остается все менее человеческого.
Культура... Пласт церковной культуры слаб, а полемика с современной культурой — напрасная трата времени. Немыслимо печатать рецензии на всякий претенциозный спектакль или книгу, отвечать на выпады бульварных газет и телевизионных вещателей, настаивать на элементарных вещах — к примеру, на примитивности и оскорбительности для человеческого достоинства современной шоу- и поп-культуры, — которые всякому, кто еще в силах воспринимать аргументы, и без того очевидны.
Православное просветительство — проповеди, святоотеческие наставления, жития святых, исторические традиции. То, что, как из некого Золотого века, доносится к нам через толщу столетий и что позволяет отвлечься от трудностей времени... Да, может быть. Но как это трудно — ощущать себя сердцем обращенным куда-то в далекое прошлое, а то и вовсе в наполовину желаемую, наполовину действительную Святую Русь, «царство Китеж», в котором трудолюбивым и дружным народом правит богобоязненный и мудрый отец-государь. Не выйдет ли, что, вернувшись в свое время и на свое место, мы окажемся бесплодными, отбывающими жизнь как безрадостную повинность?
Потому что Православие — это не какой-то далекий и идеальный мир, но самое близкое и простое, что прилежит к человеческому сердцу; то, что способно дать смысл каждому из человеческих начинаний. Любовь, дружба, дом, верность, честь, память, долг, доброта, детство, старость, смерть, чудо, красота, боль, стихия, покой, поступок, борьба, мир, душа, дар, призвание — обо всех этих темах, забыв на какой-то срок о своих должностях и различиях в интересах, на страницах церковной газеты могут размышлять самые разные люди, верующие и неверующие, церковнослужители и политики, ученые и предприниматели, члены семей знаменитостей и случайные собеседники. И это — тот самый горизонт жизни, подкладка-канва ее, которая связует временное и вечное и в которой сильнее всего проявляется единство и схожесть всего человеческого рода. Это почва для встречи и диалога, место, где обретается такая желанная каждым и такая неуловимая в толчее повседневности «птица счастья». Здесь святоотеческое слово и церковная традиция играют богатством оттенков живого духовного опыта, а значит воспринимаются наиболее остро и актуально.
В повседневности данный мировоззренческий пласт почти целиком заслонен пестротой и хитросплетением внешних явлений. Кому если не церковной печати, вспомнить о нем?
Андрей Рогозянский,
Санкт-Петербург
|