№ 14-15 (243-244) август 2002 / Комментарии

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Сектоведение

По роду моей работы мне много приходится ездить по России, бывать в разных епархиях нашей Церкви. Когда я приезжаю в новый город, я всегда задаю вопрос: «Какие секты вас больше всего беспокоят?» И почти всегда в первую очередь я слышу о той или иной неопятидесятнической секте, а во вторую — о «Свидетелях Иеговы». Большинство епархиальных архиереев выражали мне глубокую озабоченность беспрецедентной экспансией неопятидесятнических сект. Общее число их последователей в России по моим оценкам уже превысило 200 тысяч, и в большинстве своем члены сект — это активная молодежь.
Неопятидесятники подают в суд на тех православных священников, которые пробуют противостоять этой страшной беде и напасти, а также используют различные способы административного давления на них. Один из их стандартных аргументов — то, что православные не имеют права называть неопятидесятников сектой и критиковать их, так как они, дескать, признаны «высшим церковным руководством» в качестве «традиционной протестантской конфессии». Все чаще неопятидесятнические секты инициируют судебные процессы против журналистов, органов юстиции, а то и рядовых граждан, осмелившихся негативно отозваться о них. Именно с этим связан ряд процессов в Екатеринбурге, Новокузнецке, Иркутске, Костроме, Магадане и других городах.
На сегодня головной неопятидесятнической организацией в России является возглавляемый «епископом» Сергеем Ряховским Российский объединенный союз христиан веры евангельской. Ряховский претендует на роль «главного протестанта» России и выразителя интересов всех отечественных протестантов. Он прикладывает громадные усилия к тому, чтобы доказать «традиционность» и «укорененность в России» своей без году неделю существующей организации. Как только Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Основы социальной концепции», Ряховский издал собственный документ с идентичным названием и почти идентичным содержанием, только что приписав концепцию представляемому им «протестантизму». Интересно, что  Ряховский учреждает некие «консультативные советы глав протестантских церквей», куда не входит ни одна из традиционных протестантских деноминаций — лишь два пятидесятнических союза, адвентисты и баптисты. Между тем группы, объединенные вокруг Ряховского, по мнению самих протестантов, являются представителями так называемой. харизматической «третьей волны» и никакого отношения к протестантизму не имеют. Другими словами, называя свое неопятидесятническое «Движение веры» протестантским, Сергей Ряховский сознательно идет на подлог, пытаясь придать сектантам легитимность, респектабельность и традиционность.
Он постоянно пишет письма в Думу, Совет Федерации, Правительство и Президенту РФ, в которых заявляет, что его потенциальная паства — 50 миллионов россиян (то есть все те, кто сегодня считает себя нерелигиозными). Недавно в очередном открытом письме Ряховский предложил в обмен на государственную поддержку лоббировать интересы России в протестантских государствах, которые к нему, как к протестанту, якобы будут особенно прислушиваться.
Юридическую поддержку неопятидесятникам и многим другим сектам оказывает «Славянский правовой центр», о деятельности которого, кстати, следует подробнее рассказать и на страницах церковных изданий.
Сознавая шаткость своих претензий на принадлежность к библейско-христианской традиции, лидеры неопятидесятников пытаются добиться признания Православной Церкви, чтобы использовать его для собственного роста и расширения. Конечно, внутри секты адептам прививается ненависть к православию, но рекламные материалы, рассчитанные на «внешнего» потребителя, часто бывают украшены изображениями православных храмов, чтобы ввести несведущего человека в заблуждение.
Нередко они предлагают православным священнослужителям и работникам церковных структур встречи, собеседования, совместные акции и мероприятия, ссылаясь на свою принадлежность к протестантизму и свою «традиционность». Информация об этом поступает из Воронежа, Владивостока, Ямало-Ненецкого округа. Часто неопятидесятнические лидеры распространяют слухи, что вскоре состоится их встреча с Патриархом, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл якобы признал их равноправными партнерами для диалога и даже предложил подписать документ, запрещающий взаимную критику. Все это бесцеремонная ложь, но сектанты рассчитывают произвести впечатление на неинформированного человека этим «одобрением» своей деятельности Русской Православной Церковью, которой доверяет большое число россиян. К сожалению, случается, что даже некоторые священники поддаются на посулы неопятидесятников и проводят с ними «братские» встречи и беседы, компрометируя тем самым Церковь и вводя в заблуждение свою собственную паству. Более того, известны случаи, когда сектанты использовали документальные свидетельства о таких встречах с православными священнослужителями в качестве доказательств в судебных процессах против других православных.
Очевидно, что неопятидесятникам крайне необходимо создать видимость своих дружелюбных отношений с Русской Православной Церковью и добиться признания своих структур равноправным партнером для диалога с ней. Однако недавние события, похоже, могут серьезно подорвать эти усилия неопятидесятнического руководства. 
В конце мая неопятидесятники объявили о готовящейся ими межконфессиональной конференции «За нравственность в современном мире». В интернете был опубликован длинный список заявленных участников, а главной темой для обсуждения были объявлены гомосексуализм и лесбиянство. Однако в конце концов из числа приглашенных на неопятидесятническую конференцию прибыли лишь представители «Богородичного центра», которые занялись привычным делом — бранью в адрес Русской Православной Церкви и самовосхвалением.
Сотрудничество между неопятидесятниками и «богородичниками» — не случайное совпадение и не проходящий эпизод. В дни, когда проходила эта «конференция», ряховцы провели в Москве очередной ежегодный «Марш Иисуса». Отдельной колонной рядом с поп-музыкантами, приплясывающими девицами и корчащимися прихожанами шли «богородичники» в облачениях и с хоругвями, скандируя свои лозунги. В митинге на Васильевском спуске Ряховский в мегафон обращался к ним, как к «нашим дорогим православным братьям».
Еще более это братание раскрывается в письме лидера «богородечников» Береславского, опубликованном им в собственном листке «Вестник Богоцивилизации» в апреле 2002 г.: «Братьям-пятидесятникам, вступившимся за меня в позавчерашнем ледовом побоище (речь идет о том, что при проведении одного из мероприятий «Богородичного центра» в Новосибирске произошло столкновение сектантов с пикетом православных новосибирцев; местные неопятидесятники вскоре тоже прибыли на место происшествия, чтобы оказать помощь своим «богородичным» собратьям — А. Д.), я посоветовал... ежели им врежут ядовитой стрелой: американская секта!— отвечать: мы русская православная церковь. Отцы наши — не американцы, а соловецкие мученики-пятидесятники... (На самом деле, в Соловецком лагере не было ни одного пятидесятника: в 20-е годы власть всячески привечала и поддерживала пятидесятников, считая, что распространение сектантства сможет ослабить Православную Церковь. — А. Д.) Имеем, что есть у вас — бороды и литургические чаши. И есть у нас то, чего нет у вас — живая вера, Евангелие, Дух Святой!»
Как говорится, комментарии излишни. Псевдопротестанты слились с псевдоправославными. И те и другие готовы признать друг друга за «подлинных» — прямо как в известной басне Крылова про кукушку и петуха.
Закончить мне хотелось бы словами из специального определения  Международной конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», состоявшейся в Нижнем Новгороде в 2001 г.: «Неопятидесятничество ни в коем случае не может быть названо ни христианской, ни библейской системой. Это лжеучение, способствующее личному обогащению своих “служителей” и распространению сектантских теорий и практик, укорененных в мистико-языческих культах. Исповедующие неопятидесятничество организации несут в себе заряд серьезной социальной и общественной опасности, и все здоровые силы нашего общества должны отдавать себе в этом отчет».


Досье МЦВ:

К неопятидесятническому движению относятся такие организации, как: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», «Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа», «Церковь Посольство Божие», «N-ский христианский центр», различные «церкви полного Евангелия» и др. Некоторые из них входят в «Российский союз христиан веры евангельской», другие — в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской», третьи —
в «Ассоциацию христиан веры евангельской «Глобальная стратегия»» (известную еще как «Жатва мира»), четвертые не зарегистрированы вообще.
Неопятидесятники исповедуют так называемое учение о теократии, понимаемой сектантами как безраздельная власть пастора, который может манипулировать своими прихожанами, полностью контролировать их жизнь, отдавать им любые приказы, накладывать на них любые обязательства. Пасторы добиваются беспрекословного повиновения членов секты. Члены секты под видом выплаты десятины облагаются непомерными поборами и зачастую отдают секте все что имеют.
На вопрос о религиозной принадлежности неопятидесятники именуют себя «просто христианами». Такая позиция является откровенной ложью, используемой для введения вербуемых граждан в заблуждение. В своих официальных документах и заявлениях неопятидесятники заведомо нечестно называют себя протестантами и традиционной конфессией как в мире, так и в нашей стране. К сожалению, эта рекламная тактика оказалась действенной: сейчас в России неопятидесятнические объединения повсеместно называют протестантскими.
В каждом регионе неопятидесятники напористо и целенаправленно завязывают отношения в структурах власти, проплачивают теле- и радиопрограммы, заказывают статьи в печатных органах, позиционируют свои организации как панацею от наркотиков и прочих социальных напастей.

РЕШЕНИЕ ЛЬВОВСКОГО ГОРСОВЕТА

Городской совет Львова 24 июля отказал общине Свидетелей Иеговы в выделении земельного участка площадью 9,6 гектара под религиозное сооружение. По сообщению пресс-службы горсовета, община Свидетелей Иеговы выкупила на данном участке объект под торговый центр, а позже решила перепрофилировать его в культовое сооружение.

СВОБОДА СОВЕСТИ В АРМЕНИИ ПОД УГРОЗОЙ

В ходе очередного заседания Комиссии по правам человека при президенте Армении было принято решение обратиться к главе государства с предложением обратить внимание на факты грубых нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Члены комиссии предлагают срочно принять соответствующий международным стандартам закон о свободе совести и религиозных организациях и внести необходимые изменения в уголовный кодекс и закон об административных правонарушениях, с целью защиты граждан страны от «ловцов душ».
Предлагается также создать при правительстве Армении наделенный соответствующими полномочиями орган, который будет заниматься вопросами свободы совести и вероисповедания.

МУНА НЕ ПУСТИЛИ В ГЕРМАНИЮ

Высший административный суд города Кобленца в середине июля подтвердил действующий в ФРГ запрет на въезд в страну основателя «Объединенной церкви» — Мун Сен Мена и его жены, проживающих в США. Суд решил, что запрет на въезд в Германию супругов Мунов, действующий с 1995 года, не мешает мунитам в Германии отправлению их культа. Немецкая пограничная служба добилась запрета на въезд Муна тоже через суд на том основании, что деятельность сторонников Муна, провозгласившего себя наместником Бога на Земле, представляет опасность для молодежи. Добиться отмены этого запрета в судебном порядке попыталась немецкая секта «Объединенной церкви», однако эта попытка оказалась безуспешной.

ОККУЛЬТНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ В КРЫМУ

По информации Симферопольского филиала Центра помощи жертвам деструктивных сект «Диалог», все больше крымчан нынешним летом становится жертвами мошенничества со стороны активно действующего оккультного центра «Доля», использующего в своей псевдомедицинской деятельности методы психологического воздействия.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 9 (286) май 2004



№ 10 (311) май 2005



№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005



№ 18 (319) сентябрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 13-14 (336) июль 2006



№ 11 (360) июнь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 9 (286) май 2004







№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 22 (251) ноябрь 2002 года




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008