№ 22 (347) ноябрь / Церковь и общество

Следующая статья...»

Соловки: Суровый монастырь или "туристический рай"?

«Церковный вестник» уже писал о критической ситуации, которая сложилась вокруг Соловецкого архипелага (ЦВ № 24, 2003 и № 17, 2004). Только православная общественность до последнего времени давала принципиальную оценку циничным попыткам музея превратить Соловки в крупный центр туристической индустрии.

В конце октября состоялось заседание коллегии Минкультуры по вопросам сохранения и перспектив развития культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. На нем официальные представители Русской Православной Церкви заявили о своем категорическом несогласии превратить Соловки в «туристско-рекреационную зону». Юридические аспекты этой проблемы рассматривает юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега.
Соловецкий историко-культурный и природный комплекс включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (диплом от 14 декабря 1992 г. № 632). Согласно оценке Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), «Соловецкий комплекс — это выдающийся памятник, представляющий собой апогей русской православной стойкости и мужества; выдающийся пример монастырского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустремленности и мужества религиозных общин позднего средневековья».
Это справедливая оценка, поскольку с 1436 по 1918 год весь Соловецкий архипелаг принадлежал Спасо-Преображенскому Соловецкому мужскому монастырю; на протяжении 500 лет он был населен монашествующими, которые составляли местное население архипелага.
Все архитектурные памятники Соловков выстроены либо непосредственно для совершения богослужений (например, расположенные в Соловецком кремле Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий соборы, церковь Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове и другие храмы и часовни), либо для обеспечения богослужебной деятельности (например, валунные амбары, святительский, настоятельский, келейный и прочие корпуса).
Согласно п. 1 «Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного постановлением Правительства № 490 от 30.06.2001, имущество, построенное для совершения или обеспечения богослужений и иных религиозных обрядов, является имуществом религиозного назначения и подлежит передаче религиозным организациям. При этом осуществляет такую передачу уполномоченный государственный орган.
Поскольку согласно ряду нормативных правовых актов (в том числе постановлению Совета министров РСФСР от 30.08.1960
№ 1327) недвижимые памятники Соловков являются памятниками федерального значения, внесенными в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, осуществлять передачу их в безвозмездное пользование Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю должен территориальный орган по управлению государственным имуществом Архангельской области.
Однако на сегодняшний день сложилась довольно странная ситуация. Вместо областного органа по управлению государственным имуществом передать религиозные объекты монастырю пытается Соловецкий государственный музей-заповедник, который утверждает, что архитектурные памятники Соловецкого архипелага закреплены за ним на праве оперативного управления.
Московская Патриархия внимательно изучила документы, провела необходимые консультации с Росимуществом и имеет основания усомниться в том, что недвижимые памятники истории и культуры Соловков закреплены за Соловецким музеем на праве оперативного управления. Согласно распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области от 30.12.99. № 503-р, в  реестр федерального имущества внесено имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Соловецким музеем. Однако ссылка на соответствующий документ Мингосимущества в тексте распоряжения областного Комитета и карте учета федерального имущества отсутствует; в архивах Росимущества такой документ не обнаружен. Поэтому скорее всего недвижимые памятники Соловков в оперативное управление музея в установленном порядке не передавались. Музей имеет в оперативном управлении лишь собственные фонды, которые размещены в одном из корпусов на территории Соловецкого кремля.
В этой связи непонятно, почему музей пытается заключить с монастырем какие-то соглашения, определяющие порядок и условия использования памятников.
Например, в одном только 1994 году музей заключил с монастырем 22 охранно-арендных договора, а в 2001 году оформил акты приема-передачи монастырю целого ряда объектов на территории Соловецкого кремля. С полной ответственностью могу сказать, что заключенные договоры ничтожны, поскольку согласно закону охранные договоры с пользователями заключают не музеи, а государственные органы охраны памятников. Соответствующие охранные договоры с монастырем должен заключить Комитет по культуре администрации Архангельской области, а не Соловецкий музей, который не наделен полномочиями в области охраны объектов культурного наследия. Также и акты приема-передачи должен оформлять не музей, а областной Комитет по управлению государственным имуществом, осуществляющий полномочия собственника.
Большое недоумение вызывает соглашение от 23.09.2005. о распределении памятников между Соловецким музеем и монастырем. Это соглашение противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен, в том числе расположенные на территории Соловецкого кремля Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкий собор, церковь прп. Германа. Более того, ряд храмов и часовен — например, храм св. Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни — предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви! Ближайшими примерами тому являются Астраханский кремль и Рязанский кремль. Хотя за соответствующими государственными музеями-заповедниками недвижимые памятники кремлей закреплены на праве оперативного управления (чем эти музеи существенно отличаются от Соловецкого), все кремлевские храмы и часовни переданы в исключительное пользование соответственно Рязанской и Астраханской епархий. О каком совместном пользовании храмами может идти речь и как можно согласиться с передачей хотя бы даже одного храма в исключительное пользование музея, который очевидно не способен использовать храм по его прямому богослужебному назначению?
Московская Патриархия не поддерживает такие предложения и, более того, ставит под сомнение наличие у музея права оперативного управления недвижимыми памятниками истории и культуры Соловецкого архипелага.
Также хотелось бы подчеркнуть, что музей в большинстве случаев не использует памятники, либо использует их не по назначению.
Имеются многочисленные факты порчи и разрушения памятников. Например, в центре Соловецкого кремля расположен трапезный комплекс с Успенской церковью и келарской (XVIII в.). В корпусе имеются две одностолпные палаты, которые согласно вышеупомянутому соглашению должны находиться в совместном пользовании музея и монастыря. Из-за прохудившейся кровли за последние несколько лет в обеих палатах на обширных участках стен и потолков появилась плесень и водоросли разных видов. Имеются фотографии плачевного состояния здания, которые не нуждаются в комментариях.
Храмы и прочие объекты, которые музей желает закрепить в свое исключительное пользование или в совместное пользование с монастырем, пустуют и разрушаются, а также гибнут в результате пожаров. Непонятно, для чего музею нужны эти объекты, если за 40-летний период своего существования он не смог их освоить и благоустроить.
Приведу в пример Онуфриевскую церковь, которая расположена на о. Малая Муксалма и неправомерно сдана музеем в аренду агар-заводу. Эта деревянная церковь-памятник XVII в. пустует, разрушается, в летнее время бывает заселена промысловиками, бомжами, сюда, в православный храм, приезжают молиться сектанты. И этому имеются документальные подтверждения.
Другой пример: 9 августа 2006 года в результате пожара полностью утрачен расположенный в Соловецком поселке памятник XIX в. — Филипповский корпус.
Московская Патриархия полагает, что памятники истории и культуры Соловецкого архипелага, которые ЮНЕСКО рассматривает как апогей русской православной стойкости и мужества, впредь не должны оставаться бесхозными и подлежат передаче Русской Православной Церкви.
Предварительно необходимо уточнить пообъектный состав памятников, который до сих пор надлежащим образом не определен. Согласно постановлению Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327, на государственную охрану взято 114 памятников без указания их наименования и прочих характеристик.
В свою очередь, в материалах ЮНЕСКО значится 101 памятник. По подсчетам Соловецкого музея, на архипелаге имеется 1264 памятника. В этот список музей включил руинированные памятники, например, основания кузницы и гостиницы Троицкого скита на о. Анзер.
В связи с изложенным Московская Патриархия обратилась в Министерство культуры с просьбой определить пообъектный состав памятников истории и культуры Соловецкого архипелага, с целью обеспечения последующей передачи памятников религиозного назначения Русской Православной Церкви.
Не менее важной проблемой является сохранение Соловков как уникального историко-культурного и природного комплекса.
Вместе с тем, в настоящее время Администрация Архангельской области по согласованию с Минэкономразвития России готовит к рассмотрению в Правительстве РФ программу создания и развития туристско-рекреационной зоны «Поморье», предусматривающую включение Соловецких островов в состав этой туристско-рекреационной зоны с целью развития на островах оздоровительного отдыха и туризма.
Указанная программа предполагает создание на территории Соловецкого архипелага главного туристического центра Поморья и передачу территории архипелага в аренду резидентам туристско-рекреационной зоны под строительство и эксплуатацию объектов туристской индустрии, а также объектов, предназначенных для санаторного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан.
К сожалению, программа создания и развития туристско-рекреационной зоны на территории Соловков ориентирована на развитие туристического бизнеса вне связи с интересами и укладом жизни местного населения и Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.
Предложение о включении Соловецкого архипелага в туристско-рекреационную зону не может быть поддержано Церковью. Размещение на Соловецких островах сети домов отдыха и туристических баз, предназначенных для спортивно-оздоровительного туризма, преднамеренно не учитывает подтвержденное ЮНЕСКО значение Соловков как национальной святыни, места религиозного почитания и паломничества.
В связи с этим Московская Патриархия предпримет все возможные меры к предотвращению интеграции Соловецких островов в туристско-рекреационную зону «Поморье».

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика