№ 21(346)ноябрь / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Что волнует православных журналистов

Cвященник
Виктор Лисюнин,
заведующий информационно-издательским отделом Тамбовской епархии:

Cовременные СМИ часто воспитывают в человеке не созидателя, а потребителя. Это серьезная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, когда мы пытаемся взаимодействовать со светскими СМИ. Но, выделяя церковные СМИ и говоря исключительно о «православной журналистике», мы, возможно, загоняем себя в своеобразное «гетто».
Злободневные темы необходимо обсуждать. Ибо главное отличие православия, его сильная сторона — это дух соборности и примирения, который должен быть присущ и православным СМИ. Нам нужно стремиться уходить от излишней критики и находить возможности для построения диалога, для разрешения наболевших проблем.
Писать ли на проблемные темы? Да, писать, но осторожно, чтобы не поранить словом, а дать возможность человеку задуматься над ситуацией, позволить ему посмотреть на проблему с иной стороны перед тем, как он сделает свой жизненный выбор. Говоря о проблемных вопросах, желательно показывать возможные выходы из ситуации. Например, рассматривая демографическую проблему, желательно показать традиции православной семьи, ее общинный характер, традиционную многодетность, милосердие и соработничество — представить семью как малую Церковь. Такая подача материала — это не просто обличение лукавства современности, но, главным образом, показ внутренней жизни Церкви с целью развеять различные страхи, которые не позволяют людям иметь детей и жить крепкой семьей. Церковь должна быть всегда рядом, чтобы, отвечая на возникающие вопросы, помогать человеку выходить из любых трудных ситуаций.
Да, сотрудничество должно быть, но на какой основе? Сотрудничество — это показатель силы. Нам необходимы совместные консультации и проекты с различными общественными объединениями и СМИ. К сожалению, мы не всегда готовы к такому взаимодействию и к тому, чтобы вести диалог. Это уже вопрос профессионального уровня, опытности.
Церкви приходится сталкиваться с различными проблемами, и одной из них является проблема кадров. Как известно, кадры «куются» из окружающего нас общества. А если эта среда больна нравственно?
В современном обществе нет единства, мы сейчас только на пути к объединению. Церковь принимает активное участие в этом необходимом нашему обществу объединении на основе духовно-нравственных ценностей, и Фестиваль православных СМИ вносит свой вклад в это важное дело. 

Священник Андрей Клейменов,
главный редактор газеты «Святая Русь» (Анадырская и Чукотская епархия)

Православные СМИ должны быть в первую очередь интересными. Если речь идет о печатных изданиях — не перегруженными картинками и текстом, так чтобы материал можно было читать. Бывает, что очень интересный материал набран в несколько колонок и мелкими буквами, тогда в него никто не будет вчитываться. Писать только о церковной жизни, о церковных событиях — это не всегда интересно. Нужно больше ориентироваться на людей, которые «веруют в душе», чтобы церковные СМИ были рассчитаны на максимальную аудиторию. Задача СМИ — постепенно привести человека в храм, дать ему начальные знания, навыки молитвы, благочестивой жизни.
Я думаю, что сотрудничество со светскими СМИ не только возможно, оно необходимо. Потому что светские СМИ — это же не просто информация, которая непонятно откуда взята. Там работает наша паства, наши люди. Поэтому Церковь должна участвовать в светских СМИ, предлагать какие-то материалы, сотрудничать всеми силами. 
Церковь сама должна учиться высказывать свое мнение по самым животрепещущим вопросам, участвовать во всевозможных проектах, не бояться выступать. 
Поэтому такие фестивали очень полезны, их нужно проводить как можно чаще. Я познакомился со многими интересными людьми, узнал много полезного для себя в профессиональном плане. Обмен опытом, мастер-классы — все это необходимо, чтобы церковные СМИ были более профессиональными.

Лолита Склярова,
режиссер программы
«Ставропольский
благовест»:

Я думаю, что сегодня у нас состоялась очень важная дискуссия об объединении православных СМИ. Конечно, объединяться нужно в первую очередь нам, православным журналистам, чтобы поделиться своим опытом, воспользоваться опытом других и рассказывать о всей стране в целом, а не только о каком-то регионе.
Должно быть чувство того, что мы все вместе живем в огромной стране. Очень хорошо было бы устроить обмен материалами. Поскольку я работаю на коммерческом светском телевидении, я знаю, что такой опыт существует. Есть например, такой проект «Провинция», который делится своими материалами. Он охватывает все регионы России.
Это непростой вопрос. Кто-то из великих, по-моему Станиславский, сказал, что профессионализм — это броня бездарности. По большому счету, талант — это то, что человеку дано изначально — или не дано. Но повышать профессиональный уровень можно и нужно, конечно. Если мы хотим выходить в полноценном виде на телеэкране, мы должны знать профессиональные законы этого жанра. Поэтому нам, безусловно, нужно, чтобы была и качественная картинка, и, самое главное, содержание. Должны быть интересные, эмоциональные сюжеты, которые захватывали бы человека. Всему этому можно научиться. 
Конечно, на фестивале получить ответы на все вопросы, которые тебя волнуют, невозможно. Но когда круг людей, которые живут одними проблемами, одними заботами, одними радостями, увеличивается, уже легче жить и работать. На фестивале прозвучали очень важные вещи. Например, то, что нужны редакции, которые будут объединять все православные СМИ, находящиеся в регионе. Второе — Школы православной журналистики. И третье — конкурс среди светских журналистов, пишущих на православную тематику. Это то, что мы будем обсуждать с владыкой по возвращении. Это то, что уже можно начинать делать. Я  думаю, нам есть чему поучиться, и очень много важных и интересных мыслей прозвучало в дни фестиваля.

Протоиерей
Виктор Горбач,
руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии:

Православные журналисты могут писать на самые разные темы, в том числе и на православные. Вопрос не в том, о чем писать, а в том, как писать. Нужны нестандартные подходы, а не просто перепечатка проповедей. Например, мы в своей епархии недавно создали необычный информационный повод: провели несколько футбольных матчей между командами священнослужителей. На матчи приехали все СМИ города — вышли сюжеты на телевидении, материалы в газетах. Потом нам довелось общаться с людьми, которые все это видели и читали, и многие говорили, что для них это было настоящее открытие: они увидели в священниках живых людей!
Целью нашей акции было вызвать первоначальный интерес к Церкви, разбить стену отчуждения, которая существует между православными и прочим миром, начать живое общение. А серьезный, глубокий разговор о православии — это уже следующая задача.
Еще одна важная задача православных СМИ — писать о том, что волнует общество, но с православной точки зрения. Например, когда на экраны выходит фильм, который смотрят и обсуждают все, православные не должны оставаться в стороне. Они должны помочь людям найти христианский взгляд на фильм.
С другой стороны, когда происходит событие, важное для Церкви, православные журналисты не должны обсуждать его только между собой. Необходимо интересоваться мнением и других людей. Приведу пример из опыта нашей епархии. Одна светская газета опубликовала карикатуры на священника и Распятие. Конечно, мы могли бы высказать порицание от имени Церкви и успокоиться на этом, не произведя никакого впечатления на людей нецерковных. Мы поступили иначе: опросили известных общественных и культурных деятелей о том, как они относятся к публикации подобной карикатуры. Многие из них выразили свое возмущение. А мы таким образом показали общественную значимость этой проблемы.

Протоиерей
Игорь Пчелинцев,
пресс-секретарь Нижегородской епархии, главный редактор газеты «Нижегородские епархиальные ведомости»:

Если мы говорим о миссионерской и проповеднической направленности наших средств массовой информации, то внутрицеховые проблемы церковных СМИ не должны занимать много места в самих газетах и журналах.
Сегодня существует большой спектр церковных СМИ — молодежные, официальные, общественно-политические издания и т.д. В них можно обсуждать практически все вопросы. Я думаю, что одна из задач церковных СМИ — разъяснять позицию Церкви по различным вопросам. Поэтому и круг тем может быть очень широким.
Чего не должно быть на страницах церковной печати и в церковном интернете, так это политической пропаганды. Недопустимо превращать церковную печать в политическую трибуну. Не должно быть в церковной печати, на мой взгляд, и обсуждения и критики действий священноначалия. Это не полезно для духовного состояния церковного и околоцерковного народа и, в конечном итоге, не служит общим целям церковного строительства.
У светских СМИ свои задачи, конечно. Но мы должны пользоваться историческим моментом и, насколько это возможно, воцерковлять светских журналистов. Не превращать светскую печать в церковную, а заниматься основной миссионерской задачей — и через наши СМИ, и через личное общение с коллегами. Если эти люди воцерковятся, если Евангелие станет для них главной ценностью жизни, то изменится и сама светская пресса. Мне кажется, это главная задача.
Конечно, церковным журналистам надо еще многому учиться. Поэтому на фестивале главным для меня было общение. В профессиональном плане я узнал много полезных вещей.
Подготовила Юлия Шишкова

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика