№ 21 (322) ноябрь 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

«Голос православия» в Санкт-Петербурге

18 ноября 2005 года исполнилось пять лет со дня первого выхода в эфир радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Прошедшие годы убедительно показали — трудно рассчитывать на успешное развитие церковного просвещения, не усвоив уроков деятельной, жертвенной любви к Богу и России, которые нам дают наши старшие учителя, потрудившиеся на ниве православного просвещения в эмиграции. Радиостанция «Голос Православия» — одна из ярких страниц их церковно-общественного служения.

Нам уже довольно трудно представить себе недавние времена, когда молитвословы переписывались от руки, Евангелие перепечатывалось на машинке, за принятие крещения можно было лишиться работы, а за хранение религиозной литературы — и вовсе получить срок. В эти глухие и немые времена, когда духовный голод повсеместным, неоценимую роль сыграл так называемый «тамиздат». Многие из тех, кто тогда имел возможность выезда за рубеж, привозили из-за «железного занавеса» долгожданные книги и журналы, за которые в Советской России люди готовы были пожертвовать свободой. А создавалась и издавалась эта бесценная литература трудами нескольких поколений русской эмиграции. Изгнанные из родной страны, русские эмигранты сохранили главное в своей жизни — русский язык и православную веру. С возрождением Церкви и церковной жизни связывали они свои надежды на возрождение России.

Среди таких людей, искренне болеющих за далекую Родину, были Елена Петровна и Евгений Евгеньевич Поздеевы, эмигранты первой волны. Именно их вдохновенными трудами в 1979 году в радиоэфире появилась первая православная радиостанция, вещающая на русском языке.

О том, как создавался «Голос Православия» (именно такое название получила новая радиостанция), и о людях, которые участвовали в его создании, можно было бы написать увлекательнейшую книгу. Новое дело было настолько востребованным, а сама идея настолько «заразительной», что «Голос Православия» очень скоро собрал большой круг авторов и помощников.

На территории Советского Союза новую радиостанцию нещадно глушили наряду с другими «вражьими голосами», но через вой и скрежет (все радиослушатели 70—80-х годов помнят эти звуки) все же удавалось услышать то, чего так ждала душа. Читалось и толковалось Евангелие, звучали церковные песнопения, диктовались и объяснялись тексты молитв, рассказывалось о богослужении, церковных праздниках и святых...

Церковное окормление новой радиостанции взял на себя протопресвитер Борис Бобринский, декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже, и «Голос Православия» с первых дней своей работы обрел прочную церковную основу. Лучшие традиции русского богословия и церковной жизни, которые с любовью сохранялись и развивались на Сергиевском подворье, ставшем подлинным прибежищем для изгнанных из России ученых, богословов, философов, священнослужителей, — стали принципами работы радиостанции.

В «штаб-квартиру» «Голоса Православия» приходили мешки писем, а на стене висела карта, напоминающая карту военных действий — на ней флажками отмечались «охваченные» вещанием города и местности. Впечатляли и сами письма, с которыми автору этих строк удалось познакомиться. Приведу лишь несколько отрывков: «Каждый раз, когда мне удается услышать ваши передачи, я внутренне радуюсь тому, что и как вы делаете... Ваши передачи удивительно полны и сосредоточены, лишены всякого рода празднословия и суемудрия. На мой взгляд, они вполне оправдывают свое, может быть, чуть дерзновенное название: это действительно голос Православия... Помоги Вам Господь выдержать и дальше этот тихий и мудрый настрой». «Трудно выразить мою радость, мои чувства на бумаге. Как будто услышала что-то очень далекое и родное и ощутила тоску по далекой и потерянной Родине. Преклоняюсь перед величием духа наших дорогих соотечественников, что сохранили Православие в чистом виде. Слушаю и плачу, ваши передачи — источник свежий и чистый...»

Успех нового дела был очевиден, но Елена Петровна и Евгений Евгеньевич Поздеевы продолжали надеяться, что когда-нибудь их радиостанция будет вещать не из Ливана, Португалии и других стран, откуда удавалось организовать трансляцию на коротких волнах на территорию России, а из самой России. К сожалению, они не дожили до этих времен, но мечта их сбылась. С 1994 года «Голос Православия» зазвучал в Санкт-Петербурге, а с 2000 года с помощью коротковолнового передатчика, установленного в Алма-Ате, была покрыта огромная территория, в которую вошли страны бывшего Союза и дальнего зарубежья. И сегодня дважды в неделю, по вторникам и пятницам, с половины восьмого вечера на частоте 9355 Кгц можно услышать эти программы.

В 1999 году возникло петербургское отделение «Голоса Православия», и вскоре его сотрудники занялись не только размещением своих программ в российском радиоэфире, но и сами начали производство новых передач.

Именно в 1999 году, когда радиостанция отмечала свой двадцатилетний юбилей, стало очевидно, что этот проект, «заряженный» энергией его создателей, их верой и любовью к России, действительно развивается, растет как живой организм, давая новые и новые ростки. Одним из таких ростков стала новая православная радиостанция «Град Петров», основой которой послужила петербургская студия «Голоса Православия».

Нет нужды много говорить о том, какие огромные возможности для христианского благовестия открывает существование независимой православной радиостанции — независимой от вкусов, порядков, «форматов», а также и непомерных цен на эфирное время. Поэтому идею создания новой радиостанции в России горячо поддержали все сотрудники «Голоса Православия». И, что самое главное, важность нового проекта оценил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который и благословил в 2000 году учреждение радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров».

Новая радиостанция с ежедневным 10-часовым объемом вещания с самого начала поставила перед собой задачу широкого культурного и церковного просвещения. К работе были привлечены священнослужители, преподаватели Санкт-Петербургских духовных школ, Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений, музыковеды, филологи, историки, сотрудники Эрмитажа и Русского музея. Но и среди многообразия новых программ «Голос Православия», звучащий ежедневно на волнах нового радио, не утратил своей актуальности. Более того, в новом контексте  выявилась особая роль «Голоса Православия».

Не секрет, что современная церковная действительность сложна и противоречива. А потому сегодня необходима подлинно православная трезвость ума и духа. И в такой ситуации негромкий, но чистый «голос», имеющий своим истоком лучшие традиции церковной и духовной жизни, становится «духовным камертоном», задающим «тон» всему вещанию новой радиостанции. Ориентирами успеха для «Града Петрова» стали основные принципы «Голоса Православия» — полное отсутствие политических пристрастий и искания коммерческой выгоды, отказ от необоснованной полемики, христианское благовестие как знакомство с тем положительным духовным опытом, которым так богата Православная Церковь. Эти принципы помогают создать именно церковно-просветительское вещание, найти верный, уважительный и доверительный тон общения со слушателями, а главное — сохранить тот «мирный дух», ту атмосферу, которые так привлекательны для современного человека и так свойственны православной традиции. Это непросто. Гораздо легче пугать слушателей «концом света» и приближением Антихриста, обличать

пороки власти, общества, молодежи и т.д. Гораздо легче отвернуться от всего мира с его сложностью, проблемами и трагедиями, объявив его «лежащим во зле» и не стоящим внимания, и не сомневаться лишь в своей правоте и праведности. Для этого не нужно ни подлинной включенности в церковную жизнь, ни глубокого и вдумчивого освоения православного предания, ни строгого отношения к себе самому и своей работе, ни осознания своей ответственности перед людьми, которым ты дерзаешь помогать в их духовном поиске. Подлинно церковное вещание сложно не только создать, но и поддерживать в надлежащем духе. И в этом неоценимую помощь «Граду Петрову» оказывает «Голос Православия».

На пятилетие радиостанции «Град Петров» в Санкт-Петербург приехали некоторые из создателей, сотрудников и помощников «Голоса Православия» — те, кому возраст и здоровье позволили совершить такое путешествие. Предстоящая встреча вызывала большое волнение — ведь многие из тех, кто всеми силами старался помогать церковному просвещению в России, приехали сюда впервые, а главное, впервые должны были увидеть плоды своих трудов — новую радиостанцию, продолжившую традиции «Голоса Православия».

Однако успех этой встречи превзошел все ожидания. Мы (а мне в числе прочих сотрудников радиостанции «Град Петров» тоже посчастливилось принять участие в этой встрече) увидели таких людей, мы узнали такое отношение к своему делу, мы услышали такую русскую речь, до которых нам нужно еще очень долго и трудно расти. И большое счастье, что у нас есть образцы, которым можно подражать, и традиции, которые можно продолжать.

Вся история «Голоса Православия», его деятельность в России — это не только урок, но и в какой-то мере укор всем нам, в России живущим. Ведь без помощи «Голоса Православия», без пожертвований, собираемых по всему миру, и этот «голос», и голос радио «Град Петров» давно бы умолкли. Вклад «Голоса Православия» в дело церковного просвещения (помимо оплаты  вещания на коротких волнах на всю Россию) — половина бюджета радиостанции «Град Петров». Эта сумма собирается ежемесячно среди людей совсем не богатых, в большинстве своем обремененных и возрастом, и нездоровьем, и семейными заботами, но считающих первым долгом помощь своей далекой, многими никогда и не виданной Родине и ее духовному возрождению. Это настоящая, деятельная любовь к России, и выражается она не в словах и красивых жестах, но в постоянной, кропотливой работе, в огромной переписке с русскими людьми, разбросанными по всему миру, но готовыми откликнуться на просьбу о помощи; в устройстве ярмарок, выставок, встреч, благотворительных вечеров и концертов; в конце концов, в постоянной мысли, постоянной заботе о том, как еще можно помочь общему делу... «Друзья “Голоса Православия”» — так называется ассоциация, созданная для финансовой поддержки радиостанции. И стало понятно, что нам нужно учиться у «Голоса Православия» не только тому, как создавать верные по содержанию и по духу передачи, но и, может быть, более важному — настоящему христианскому жертвенному отношению к своему делу.

«Секрет долгожительства» и основа жизненной плодотворности «Голоса Православия» заключается не только в том мощном начальном духовном импульсе, который был дан его основателями, но и в той удивительной общности, которую составляют все, кто в этом деле участвует. Если бы не было такого не просто честного и ответственного, но именно христианского, жертвенного отношения к общей работе всех, кто вносит в нее свою лепту, то проповедь «Голоса Православия» (и любой другой христианской радиостанции) была бы фальшива, не обеспечена «золотым запасом» христианского бытия в любви, которое прежде всего выражается в желании и готовности помочь, послужить чем только возможно общему делу во имя Господне. Ни от чего так не устал современный человек, как от множества «духовных фальшивомонетчиков», от слов, самых красивых и правильных, но ничем не подкрепленных, не имеющих ни веса, ни силы. Надо заслужить право на проповедь своей жизнью, если мы хотим, чтобы ее услышали в мире, который по-прежнему ничем не удивишь, кроме любви.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика