№ 19(272) октябрь 2003 / Искусство

Следующая статья...»

Постигая грамоту Знаменного пения

 

Знаменное пение на Руси было заимствовано из Византии, но развивалось в течение семи веков достаточно самобытно. Фиксировалось такое пение специальными знаками — знаменами, называемыми еще «крюками», откуда и наименование — знаменное, или крюковое пение. После церковного раскола XVII века знаменное пение начинает вытесняться пением партесным: многоголосным, художественным, с явным западно-европейским влиянием. Крюковое пение продолжает существовать в старообрядческой среде.

Сегодня в Русской Православной Церкви вновь растет интерес к знаменному пению, к его изучению и возрождению за богослужением. В ряде храмов и монастырей России уже можно услышать этот древний распев. А где сегодня можно научиться пению по крюкам?

В Москве одним из центров возрождения знаменного пения является Певческая школа, организованная выпускником Московской Консерватории Глебом Печенкиным в 1995 году.

В его Певческой школе учатся исключительно мальчики. Это дань традиции, поскольку знаменное пение предназначено для исполнения мужскими голосами. Обучение в школе рассчитано на шесть лет: пять основных классов и один подготовительный.

Учиться знаменному пению дети начинают с пяти-шести лет. На занятиях они знакомятся с системой русского богослужебного пения: изучают певческую «лествицу», крюки, попевки осмогласия, обиходные песнопения. Помимо основного распева, ученики знакомятся еще и с орнаментными распевами — большим знаменным, путевым, демественным. Кроме пения, в школе изучаются основы распевного чтения по Псалтири и Часослову.

После одного-двух лет обучения дети, по мере готовности, начинают принимать певческое участие в богослужении, поют в ученическом хоре. Богослужения с участием этого хора занимают центральное место в жизни школы.

Для учеников организуются паломнические поездки, в которых они также поют за богослужениями. За последние годы школьный хор посетил Иоанно-Богословский, Санаксарский, Дивеевский и другие монастыри и святые места.

Соприкосновение учеников школы с древней православной культурой дает детям возможность чаще бывать в храме, узнать о традициях Церкви, понимать язык и ход богослужения, быть активным его участником.

Как же дети справляются со сложностями пения, как запоминают крюки? В древности была очень сильная устная культура. «Крюки помогали только вспомнить то, что ребенок с детства слышал в храме. Пение было только знаменное, разные распевы, но система была одна. Знаменные крюки изучали на уровне грамоты. Конечно, поскольку сейчас эта культура детям неизвестна, идет долгий процесс знакомства — примерно полтора года. Но потом дети уже не воспринимают крюки как ноты, а видят песнопение от начала до конца, все его попевки, всю его форму».

С докладом о своей методике преподавания Глеб Печенкин выступил на конференции «Знаменный распев в XXI веке. Практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития», которая прошла в Москве летом этого года и собрала «практикующих знаменщиков» и любителей древности из крупных городов России, гостей из Польши и Финляндии, а также насельников монашеских обителей. Все вместе пели за литургией.

Глеб Печенкин предложил методику обучения чтению беспометной нотации. Комплексная система освоения крюков рассчитана на несколько лет. Она основывается на изучении сочетаний знамен — «попевок» и заучивании особых музыкальных примеров, в которых вместо обычного богослужебного текста пропеваются названия попевок.

Эта система обучения создавалась в расчете на детей от 6 до 12 лет. Основным ее достоинством является глубина постижения внутренней структуры роспева, которая позволяет не только исполнять, но и заново распевать песнопения.

В школе изучается знаменнная грамматика, проводятся всевозможные диктанты, упражнения для вхождения в мелодический строй, пение со слуха. Между тем детям не рекомендуется совмещать занятия в музыкальной школе и обучение знаменному пению. «Это совершенно разные типы культуры, разные типы мышления», — считает Глеб Печенкин.

В настоящее время продолжается набор желающих изучать древнее крюковое пение. Обучение в певческой школе бесплатное.

Подробную информацию можно получить по телефонам: 286-73-01 или (926) 275-82-67.

 

Следующая статья...»

№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008




№ 6(379) март 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 24(373) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007





№ 9 (358) май 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 19(344)октябрь


№ 3 (328) февраль 2006


№ 24(325) декабрь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика