№ 17(366) сентябрь 2007 / Искусство

Следующая статья...»

Колокола в небе

Девятого сентября в соборе св. Георгия Победоносца в подмосковном Одинцово Святейший Патриарх Алексий совершил первую литургию в новоосвященном Георгиевском соборе. На его колокольне установлены 15  колоколов общим весом более 18 тонн — это один из крупнейших подборов в  Московской области.

«Да-а, в прошлый раз с погодой мне повезло больше, чем сегодня», — думала я, выбираясь ранним утром из маршрутки. Лил дождь; пронзительный, резкий ветер нагонял тоску. Я надела капюшон и уныло захлюпала по лужам, через рынок к переходу, настроение было испорчено...

...Из-за угла здания неожиданно вырос в хмурое небо собор — алого цвета, с золотыми главами. Он был такой праздничный и радостный, что все мое недовольство сразу испарилось.

9 сентября в подмосковном Одинцово двойной праздник — День города и первая Литургия в недавно построенном храме, которому Святейший Патриарх дал статус собора. Сегодня в нем будет служить Святейший Патриарх Алексий, и кажется, что на Литургию собрался весь город. На молитвенную память всем, кто пришел сегодня помолиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви, преподнесли иконы св. Георгия Победоносца, в честь которого освящен новый храм.

«Построить здесь храм было насущной потребностью, — говорит архимандрит Нестор (Жиляев), настоятель храма. — Население города Одинцово — 150 тысяч. И всего два храма. Разумеется, они не могли вместить всех людей. Это ведь ужасно, когда  из переполненного храма в обмороке выносят человека».

Подавляющее большинство жителей отнеслось к строительству очень положительно. Администрация города нас поддержала. Решили, что Георгиевский храм будет главным храмом города, и поэтому должен располагаться в центре.

Одинцово находится на старой Смоленской дороге, которая известна как трагедиями нашего государства, так и торжеством. По ней шли поляки, французы, здесь проходила линия фронта в Великую Отечественную войну.

В Москве на Поклонной горе есть храм Георгия Победоносца, и здесь было решено построить храм в честь покровителя русского воинства, как символ стойкости и мужества нашего народа.

Храм двухэтажный. Верхняя церковь освящена в честь Георгия Победоносца, нижняя — в честь Иверской иконы Божией Матери. Каждая из них вмещает по три тысячи человек. А в цокольном этаже — крестильный храм в честь Иоанна Предтечи. Отдельные люди и организации жертвовали на строительство деньги — на эти средства и был построен храм. Большую организационную роль сыграл глава администрации района Александр Гладышев. Мы все — и духовенство, и жители Одинцова — с нетерпением ждали того дня, когда храм начнет жить, когда в нем можно будет молиться».

Подбором колоколов для нового храма занимался директор Международного колокольного центра Григорий Сальников. «Нашей задачей было согласовать надписи, иконы и обеспечить подбор звукоряда. Мы приезжали на завод и прослушивали, предварительно рассчитав звукоряд. Все 15 колоколов для этого храма отливались в городе Тутаеве мастером Николаем Шуваловым. Это один из крупнейших подборов в Московской области — 15 колоколов общим весом более 18 тонн, от самого маленького колокола в полпуда до самого большого — в пятьсот пудов (8 тонн)», — рассказал Сальников корреспонденту «Церковного вестника».

«Сейчас очень непросто найти хороший завод по изготовлению колоколов, — считает руководитель Архангельской школы звонарей Андрей Дьячков. — Часто литейщик сам не слышит звука отлитого им колокола из-за почти полного отсутствия музыкального слуха. Но бывает так, что, не имея никаких музыкальных способностей, он может отливать колокола, которые не уступают по звучанию старинным. В наше время какого литейщика ни возьми — каждый пытается создать свой профиль и, может, неосознанно, вносит в колокол что-то от себя. Известно, что скульптор или художник в любое свое творение вкладывает частичку себя. Так и литейщики — посмотришь на него и на колокол, — а ведь похожи! Например, литейщик коренастый, округлый, и колокол  у него — крепыш. Если литейщик “перпендикулярный”, жесткий, как офицер, — у  него и колокола получаются с четкими углами, по-военному скупо и строго. Так что индивидуальность мастера играет свою роль.

Хотя форма, конечно, не главное, главное — звук. Если мастер человек воцерковленный и старается для Бога, не мешает Ему, то и колокола по благодати Божией выходят прекрасные. Колокол для верующего литейщика — православная святыня, икона в звуке».

...И вот новые колокола Гергиевского храма уже встречают и провожают Святейшего радостным, торжественным звоном. А  мне вспоминается мое посещение храма в тот день, когда только поднимали колокола. 

* * *

Я приехала к часу дня, жара стояла невыносимая. Пыль, песок, цемент, всевозможные строительные материалы, снующие туда-сюда рабочие, и высоченный кран. Натыкаюсь на баллон с надписью мелом: «Пустой. Храм». «Ничего, это пока пустой, — думаю, невольно улыбаясь. — Скоро будет полным. И колокола зазвонят...» Рассматриваю храм — величественный, стройный красавец. Ввысь уходит строгая, как свеча, колокольня. Колокола пока ждут своего часа на земле, заботливо укрытые целлофаном.

— Девушка, не стойте под стрелой!

Я отбегаю в сторону. Замечаю каких-то «случайных» людей, завожу с ними разговор. Оказывается, они зашли на стройку специально — узнали, что сегодня будут поднимать колокола.

— Жарко очень, но ничего, водой запаслись, — помахивает пластиковой бутылкой 23-летняя студентка Ирина, жительница Одинцова. Она пришла с другом и братом друга. Все в бейсболках, в солнцезащитных очках, — подняли головы, смотрят вверх.

— Ого, какую вымахали! — озадаченно говорит один из ребят про колокольню.

— Никогда не видела колоколов вблизи, — поделилась Ирина. — Пойдемте, посмотрим. О, тут даже ангел изображен! Сфотографируйте меня рядом с ним!

Она обнимает колокол.

— Ребята, вы верующие? — спрашиваю я.

— Мы — православной веры, — важно замечает один.

— Будете в этот храм ходить?

— А что, для народа ведь строят. Я, например, буду.

— И давно вы так сюда приходите посмотреть?

— Первый раз были, когда купола поднимали, — рассказывает Ирина. — Поднимали шесть часов, я все фотографировала, у меня потом шея и руки отваливались... Потрясающе было! Такой куполище огромный в воздухе, очень впечатляет!

Я рассматриваю купола — и правда, наверное это удивительное чувство, когда они стоят на земле, рядом. 

* * *

На территорию стройки нередко заходят прохожие — посмотреть. Некоторые как зашли сюда утром, так и остались на весь день. Подхожу к пожилому мужчине в очках.

— 18 лет назад вся моя семья крестилась, — рассказывает Эдуард Львович Казакевич, полковник запаса. — Крестили новорожденную внучку, и это крещение как-то на всех повлияло — крестились и родители, и дедушки-бабушки. Я вообще-то верил в Бога, креститься хотел давно, но раньше это запрещено было. Я тогда был на партийной работе, всего боялись. Слава Богу, что теперь можно открыто посещать церкви.

Я с большим интересом слежу за строительством этого храма — с первого камня. Я здесь недалеко живу и всегда прихожу посмотреть. Сегодня такой волнующий момент — подъем колоколов. Хорошо, что у нас будет теперь такой храм-красавец. И мне как военному особенно приятно, что этот храм — в честь Георгия Победоносца, покровителя воинства... Простите. Я так волнуюсь... — его голос дрожит, и Эдуард Львович поспешно отворачивается от диктофона, доставая носовой платок. — Жду, буду сюда ходить.

Наконец мы дождались — двое рабочих осторожно закрепили тросы на большом колоколе, и он плавно взмыл в воздух. Синее-синее небо без облаков и ровно удаляющийся от земли красавец-колокол, верхушка колокольни и часть подъемного крана — эта картина августовского полдня запомнится мне надолго... 

* * *

Большеглазая девушка с фотоаппаратом — Ольга Мавзолевская — художник, фотограф-любитель.

— Я этот храм фотографирую с момента его закладки, — улыбаясь, поделилась она. — Хожу почти каждый день, фотографирую. Он для меня живой. Я и разговариваю с ним. Так удивительно смотреть, как он растет, становится все больше и красивее, — как ребенок. Вот сегодня жду, когда колокола поднимут. Может, в будущем сделаю выставку, посвященную строительству храма. Это не каждому человеку дается — чтобы храм построили на его глазах. Жду не дождусь, когда смогу в него войти. 

* * *

Начальник проекта Анатолий Семенченко щурится от солнца, наблюдая, как колокол «принимают» наверху. В советские времена Анатолий Васильевич был коммунистом и атеистом. Но он уже давно не коммунист и, можно сказать, не атеист.

— Знаете, такой опыт у меня впервые. Мне приходилось в своей жизни и более сложные здания строить, но это по своей технологии уникальное сооружение. Предложение, от которого нельзя было отказаться — нам доверили такую работу! И вот, пока строили этот храм, я, честно говоря, стал задумываться о жизни, стал верить в Бога. Чувствую: пока строим, Бог меня хранит, со мной ничего не случится.

Все сложности, в основном, были из-за высоты сооружения. Все приходилось делать на высоте: собирать арки, покрытия, перекрытия. Тут такие многоярусные леса стояли! Я полковник запаса, военный строитель. Мне приходилось строить военные объекты оборонного значения, углубленные, подземные. И везде были свои сложности. Там — глубина, здесь — высота. Работал под землей, теперь — в небе.

У нас интернациональная стройка. Среди рабочих много узбеков, украинцев. Увы, я думаю, так мало русских среди рабочих оттого, что они обленились. Проще работать в охране — там сидишь себе сутки через трое, а на стройке трудиться нелегко. Так что приходится привлекать иностранных граждан. Уложились, как не странно, в сжатые сроки. Работали без выходных, а последние полгода — круглосуточно. Сегодня День строителя, праздник, а  мы все на работе.

Начиная с закладки, храм строили три года. Очень ответственный и запоминающийся день был, когда мы привезли купола, собрали их на земле, и надо было поднять их и установить. Пришло множество народа, все сотрудники нашей фирмы, — все смотрели, фотографировали, переживали. Купола освятили, и начался их подъем и монтаж. Большой купол весит 38 тонн — это же вес танка! И этот «танк» мы подняли на высоту 42 метра. Зрелище было неописуемое — такая громада, 12 метров диаметром, в воздухе! Кран был пятисоттонный, мы справились быстро, без проволочек. Теперь вот колокола поднимают...

Уезжая, я мечтала, что в следующий раз услышу, как красиво звонят георгиевские колокола. Сегодня моя мечта сбылась... 

Следующая статья...»

№ 8 (357) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007
Колокола в небе


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008




№ 6(379) март 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 24(373) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007





№ 9 (358) май 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 19(344)октябрь


№ 3 (328) февраль 2006


№ 24(325) декабрь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика