№ 8 (357) апрель 2007 / Искусство

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Йозеф Гайдн

31 марта исполнилось 275 лет со дня рождения великого австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732—1809).

Судьба творческого наследия Гайдна весьма показательна. К концу XVIII века музыка Гайдна была чрезвычайно популярна и любима. Но в XIX столетии отношение к его творчеству сильно изменилось. Гайдн стал восприниматься как «примитивный», «неглубокий», «бесконфликтный», «слишком уравновешенный» и т.п. Музыка романтической эпохи предпочитала большие чувства, бурные душевные конфликты, разнообразие и смену внутренних переживаний человека. Всего этого действительно нет в музыке Гайдна. Но XIX век не увидел того главного, что вдохновляло творчество композитора — глубокую религиозность и прямо-таки райскую, «догрехопаденческую», детскую радость о Боге. «Я обращаюсь к Богу и чувствую при этом, что бессмертный Господь непременно помилует Свое смертное создание. Эти мысли пробуждают во мне столь великую радость, что она вырывается на свободу, и запечатлевается в музыке», — говорил Гайдн о своем творчестве. Отходящий от Бога XIX век не смог услышать и понять этого, и искусство Гайдна долго было «в тени» гораздо более субъективной и «психологичной» музыки Моцарта и бурного, открывшего эпоху романтизма, творчества Бетховена. Лишь с середины XX века, когда человечество полностью воплотило безбожный романтизм в жизнь и пожало его плоды в виде двух мировых войн, вновь стал возрождаться интерес к гению Гайдна. Я думаю, что глубокая вера композитора не стала миру более интересна. Но эстетические достоинства гайдновской музыки — ее строгая эмоциональность, четкость, структурированность и абсолютная законченная гармоничность — в нашем «раздрызганном» мире сейчас очень востребованы, как некий островок красоты и мира, дающий отдых современному человеку. А для христиан творчество Гайдна — безусловно, прежде всего духовное утешение.

Жизнь Гайдна очень поучительна именно для современного человека. Во-первых, он был то, что сейчас называется «self-made man» — «человек, сделавший себя сам». Происхождения он был самого что ни на есть низкого — родился Гайдн в многодетной крестьянской семье, жившей на границе Австрии и Венгрии. Обнаружив в мальчике музыкальный талант, родители с восьми лет отдали его певчим в церковные хоры. Условия жизни будущего композитора были нелегкими; когда у него «сломался» голос, его просто выставили на улицу. И  вот мы видим, говоря сегодняшним языком, восемнадцатилетнего «бомжа», не знающего, куда ему идти, бродящего по осенним улицам Вены под ветром и дождем (через пятьдесят лет принять Гайдна и сказать ему несколько комплиментов будут считать за честь короли и князья Европы)... Обладая хорошим характером и практической сметкой, Гайдн не растерялся. Зарабатывая себе на жизнь в уличных ансамблях Вены, он смог обеспечить себе еду и крышу над головой. Поразительно то, что в этих условиях Гайдн, ни у кого не учась музыке, смог аккумулировать в себе всю музыкальную традицию своего времени. Самоучка, он впоследствии стал отцом классического музыкального искусства и дал ему те формы, которыми оно пользуется и поныне.

Жизнь Гайдна не богата событиями. В 1761 году он поступил на службу к князю Эстергази, который очень хорошо понимал, что за капельмейстер ему достался. В семейной жизни Гайдн не обрел счастья — жена доставляла композитору немало неприятностей, которые он терпел с неизменным, присущим ему, юмором. Трогательная дружба связывала Гайдна и Моцарта, между ними не было ни тени соперничества, которое нередко возникает в среде великих людей. Музыка композитора распространялась по Европе и приносила ему славу (в частности, в 1808 году композитор был избран почетным членом Санкт-Петербургского Филармонического общества). При такой известности и всеобщем почете Гайдн нисколько не превозносился, не стыдился своего крестьянского происхождения, был приветлив со всеми людьми. Никому в жизни он не сделал зла, удалялся интриг; когда стал состоятельным человеком, много и охотно благотворил, стараясь, чтобы об этом никто не знал. Жизненный путь композитора, сочетание воли и доброты — чем не пример для сегодняшнего дня?

Во-вторых, Гайдн, как мало кто, олицетворяет собою европейскую христианскую культуру. Конечно, не современную безумную западную «политкорректность», вытесняющую из жизни людей даже и упоминание о Христе. Для меня образец европейской христианской культуры — Йозеф Гайдн, на коленях, со слезами на глазах выпрашивающий у Бога Красоту (это факты его жизни). И Бог давал ему эту небесную красоту, а Гайдн прекрасно осознавал, Чья она.  Именно ее он запечатлевал в своих творениях. и мы можем приобщиться ей, слушая его музыку.

«В этом мире так мало радостных и довольных людей, везде их преследуют горе и заботы; быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого полный забот или обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и свой отдых», — писал композитор в одном из своих писем. И внимая его творениям, мы немного увеличиваем «область света» в нашей далеко не всегда радостной жизни. Жалко лишь, что очень много моих соотечественников, не знают светлого и радостного искусства Йозефа Гайдна. Может быть, эти строки побудят читателей познакомиться с замечательным человеком, памятную дату которого мы отмечаем в эти дни.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 6(379) март 2008



№ 9 (382) май 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 9 (382) май 2008



№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 24(325) декабрь 2005


№ 22(275) ноябрь 2003


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.



№ 8 (261) Апрель 2003 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика