№ 13-14 (362-363) июль2007 / Искусство

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Преемственность подвига

В Саввино-Сторожевском монастыре идет работа по воссозданию самого большого храма обители — в честь Преображения Господня, к которому на втором ярусе колокольни примыкает церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. После завершения работ храм Преображения сможет вместить более трех тысяч богомольцев.

Имя прп. Саввы Сторожевского неразрывно связано с Троицкой обителью и кругом учеников «игумена земли Русской». Поэтому в основу оформления воссоздаваемого храма преподобного Сергия Радонежского была положена идея преемственности его подвига в житии преподобного Саввы. К качеству работ в древнем Звенигороде предъявляются особые требования, ведь здесь творили такие великие мастера, как прп. Андрей Рублев. За образец были взяты отделка и украшение придела преподобного Никона в Троицком соборе Лавры и Серапионовой палатки. О своей работе говорят иконописцы, которые готовят проект росписи храма.

 

Архимандрит Лука,

заведующий иконописной школой Троице-Сергиевой лавры:

Я не раз бывал в Саввино-Сторожевской обители. Приезжал сюда и когда монастырь был еще закрыт. Сейчас мы видим, что обитель зажила стабильной жизнью. Это чувствуется и в самом ритме монастырской жизни, и в том, что обитель благоукрашается, обжита.

Однако, кроме Рождественского собора, и многие другие храмы монастыря требуют рук, усилий, приложения талантов. И  хочется, чтобы все, что здесь делается, создавалось так же основательно и весомо, как в древности. Чтобы оно было достойно того, что здесь появилось при преподобном Савве. А при нем был создан совершенно великолепный храм.

Вообще в традиции преподобного Сергия ценили искусство. Благоустраивая монастыри, и преподобный Савва, и преподобный Никон приглашали лучших художников, которые создавали произведения, считающиеся сегодня шедеврами мирового искусства. Это накладывает на всех нас особую ответственность. Сделанное нами должно будет радовать паломников обители, которые посетят этот монастырь и в ближайшее время, и спустя многие годы.

Все места, связанные с преподобным Сергием и его учениками, нам очень дороги. Надо сказать, что когда наша школа иконописи только организовалась, первыми дипломными работами наших выпускников стали иконы для обители родителей преподобного Сергия. Кроме того, здесь, на Звенигородской земле, трудился преподобный Андрей Рублев, который для нас является особо почитаемым святым.

Преподобный Савва Сторожевский оставил заметный след в обители преподобного Сергия. Это один из немногих его учеников, которые уже при жизни заняли особое положение в монастыре: преподобный Савва был духовником обители. Предстоящее празднование 600-летия преставления преподобного Саввы дает нам возможность лучше понять значение подвига этого святого и других ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского. Мы многое понимаем не только разумом, но и каким-то особым ощущением духа, и я надеюсь, что это празднование воскресит подвиг и значение преподобного Саввы Сторожевского и для монашества, и для Руси вообще.

 

Анатолий Алешин,

преподаватель иконописной школы Троице-Сергиевой лавры:

В монастыре я бывал и прежде, но впечатления были лишь поверхностными, и очень важно, что сегодня здесь состоялась столь содержательная экскурсия и серьезная беседа. Помимо самой Лавры, я и мои ученики принимали участие в росписях монастырей и храмов Вологодской, Костромской областей, города Череповца. Рядовых работ у нас нет, мы стараемся не писать по намеченным схемам и к каждому храму подходить индивидуально. В прежние века часто бывало так: наработала бригада иконописцев свой стиль, и потом многие храмы могла расписывать в одном ключе. Сейчас так не получается: у каждой церкви своя богатая история, и не всегда для росписей пригоден один и тот же стиль. Создать для каждого храма что-то особенное — задача сложная, но вместе с тем очень интересная. Своя история есть и у Саввино-Сторожевского монастыря, и у храма преподобного Сергия, и мы, создавая росписи и стараясь работать на самом высоком уровне, обязательно будем ее учитывать.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 6(379) март 2008



№ 9 (382) май 2008





№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика