№ 19-20 (296-297) октябрь 2004 / Синодальные учреждения

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения

В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха.

Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, — в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности.

Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям:

1) учебно-методическое и воспитательское;

2) работа по стандартизации, лицензированию и аккредитации духовного образования;

3) инспекционное;

4) организационное.

Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.

Реорганизация

и реформа духовных учебных заведений

В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.

Московская духовная академия открыла на базе Новоспасского монастыря богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования. Курсы не ставят перед собой целью подготовку священнослужителей и профессиональных богословов, но по уровню преподавания выходят за рамки катехизации. Таким образом, окончательное решение об их статусе еще не принято. Эта форма богословского образования является нетрадиционной и представляет собой экспериментальный проект, о результатах которого можно будет судить спустя некоторое время.

Ряд духовных учебных заведений за истекший период повысили свой статус. Так, Екатеринбургское, Рязанское, Сретенское, Николо-Перервинское, Иваново-Вознесенское и Тульское духовные училища были преобразованы в семинарии. Пастырские курсы в Брянской и Пермской епархиях — в духовные училища.

Одногодичные пастырские курсы Ижевской епархии, как имеющие преимущественно катехизаторскую направленность, переведены из ведомства Учебного комитета в Отдел по религиозному образованию и катехизации.

Таким образом, на настоящий момент в ведении Учебного комитета Русской Православной Церкви состоят:

— 5 духовных академий,

— 3 богословских института,

— 31 духовная семинария,

— 39 духовных училищ,

— 1 пастырские курсы.

В Московской, Санкт-Петербургской и некоторых других духовных семинариях в 2003 году состоялся первый выпуск студентов, обучавшихся по новой пятилетней программе. Соответственно, начиная с 2003/2004 учебного года в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях учебные планы строятся с учетом будущей специализации по четырем направлениям: богословскому, церковно-историческому, церковно-практическому и библеистике. Предполагается, что в дальнейшем специализированная научно-богословская работа по каждому направлению значительно активизирует деятельность кафедр и в итоге приведет к образованию в каждой академии четырех факультетов: богословского, церковно-исторического, церковно-практического и факультета библеистики.

Православный Свято-Тихоновский богословский институт получил весной 2004 года высший для вузов аккредитационный статус университета. В связи с этим институт был перерегистрирован и называется теперь Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).

В этом году в ПСТГУ впервые состоялся выпуск магистров теологии. Имеются все предпосылки для завершения образовательной вертикали по теологии, в связи с чем университет предпринимает все усилия для введения в номенклатуру специальности «теология», что даст возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по теологии. Это позволит в дальнейшем положительно решить вопрос о признании государством ученых званий по богословию, присужденных богословскими учебными заведениями Русской Православной Церкви.

Работа

по лицензированию

духовных учебных

заведений

При содействии Учебного комитета в период с сентября 2000 по сентябрь 2004 года получили повторные лицензии Министерства образования на ведение образовательной деятельности Санкт-Петербургские духовные академия и семинария, а также Белгородская, Костромская, Самарская и Саратовская духовные семинарии. В стадии завершения находится процесс получения лицензии Калужской духовной семинарией. Готовится пакет документов по лицензированию Нижегородской, Тобольской и Николо-Перервинской духовных семинарий.

Участие Русской

Православной Церкви

в создании

и деятельности

теологических

факультетов, отделений и кафедр

в государственных

и негосударственных

вузах

Благодаря утверждению Министерством образования в 2001 году стандарта по направлению «теология» и в 2002 году — стандарта по специальности «теология», в настоящее время существует система подготовки конфессионально ориентированных кадров для различных уровней образования. На сегодняшний день в 21 вузе открыты факультеты, отделения и кафедры по новому теологическому стандарту. Также в рамках дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации разработана и утверждена программа «Эксперт в области теологии», которая предназначена для переподготовки преподавателей философии, истории, филологии, культурологии и др. Это дает возможность Русской Православной Церкви бесплатно готовить специалистов-теологов в государственных и негосударственных учебных заведениях.

Утвержденные теологические стандарты дают возможность Церкви серьезно влиять на преподавание богословских дисциплин в государственных и негосударственных вузах. При этом стандарт предусматривает, что «занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, утвержденными Ученым советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации и отделением теологии Учебно-методического объединения университетов России».

Хотел бы подчеркнуть, что в настоящий момент необходимо стремиться наиболее эффективно использовать возможности, которые предоставляются Русской Православной Церкви теологическим стандартом. От того, насколько активно епархиальные церковные структуры, ответственные за образование, будут влиять на деятельность факультетов, кафедр и отделений теологии в государственных и негосударственных вузах, во многом будет зависеть в будущем степень влияния Церкви на светское религиозное образование.

В связи с этим Учебный комитет планирует в ближайшем будущем учредить специальное подразделение, курирующее вопрос сотрудничества епархий и высших учебных заведений. В связи с назревшей необходимостью открытого и всестороннего обсуждения участия Церкви в деятельности открывающихся теологических факультетов Учебный комитет планирует в ближайшее время провести совещание, посвященное этому вопросу.

Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере теологического образования должно включать в себя и взаимно согласованное решение кадровых вопросов с целью подготовки специалистов для преподавания религиозной культуры и курсов, предусмотренных государственным стандартом «теология». Это взаимодействие может осуществляться не только в целях влияния Церкви на теологическое образование в светских вузах, но и, например, для получения выпускниками духовных учебных заведений дипломов государственного образца.

Так, Московская духовная академия подписала договор о сотрудничестве с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова. Согласно этому договору выпускникам Московских духовных школ зачитываются курсы, которые совпадают в программах семинарии и данного университета. Недостающие курсы будут прочитаны дополнительно, в результате чего наши студенты смогут получить дипломы государственного образца. Этот договор — один из многих возможных способов сотрудничества со светскими вузами, и примеры подобного взаимодействия уже имеются во многих епархиях.

Дистанционное

обучение

Последние годы были ознаменованы для Русской Православной Церкви освоением новейших средств коммуникации и информации. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку оно открывает для нашей Церкви множество перспективных направлений научно-образовательной, катехизаторской, проповеднической, информационной, общественной и других видов деятельности в современном мире.

20 октября 2003 года Учебный комитет совместно с московским Сретенским монастырем, при активной поддержке Международного центра финансово-экономического развития, приступил к реализации программы дистанционного обучения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Трансляции в 2003/04 учебном году осуществлялись из студии Сретенской духовной семинарии. Лекции транслировались через выделенную спутниковую связь в режиме реального времени и передавались на экраны, установленные в аудиториях семинарий — участников проекта.

С начала 2004 года Учебный комитет вел интенсивную работу по оптимизации материально-технической составляющей проекта. В настоящее время, при улучшении качества и расширении технических возможностей вещания, стоимость проекта существенно снизилась.

Учебным комитетом подписан также договор о реализации программы дистанционного обучения с компанией спутникового интернет-телевещания СТВ. Пилотным проектом Учебного комитета и компании СТВ стала трансляция курсов повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры», проходивших в Московской духовной академии с 20 июня по 7 июля 2004 года.

В настоящее время Учебный комитет, учитывая накопленный опыт, разрабатывает проект комплексного православного образовательного интернет-телевещания, который должен включить в себя уже прошедший апробацию курс дистанционного обучения по предметам, входящим в учебные программы духовной семинарии, курсы повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры», а также курсы повышения квалификации церковных работников и священнослужителей.

Духовное образование, главной целью которого является подготовка богословски образованных кандидатов к принятию священного сана и церковных работников, как и прежде, остается приоритетным направлением образовательной деятельности Русской Православной Церкви. Но, наряду с традиционным богословским образованием в духовных учебных заведениях, не менее важным становится сейчас и теологическое образование в светских вузах, которое нуждается в церковном окормлении.

В последние годы интерес общества к религиозным вопросам значительно возрос, и это обусловлено, в первую очередь, усилением религиозного фактора в современной жизни. Очевидно, что основой и фундаментом духовной жизни общества является религиозное образование, без которого невозможно воспитать священнослужителей, ведущих за собой свою паству к созидательным целям. Но пока создается и отлаживается механизм взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере религиозного образования, мы должны как на общецерковном, так и на епархиальном уровне активно включиться в работу по совершенствованию и развитию системы духовного образования и теологического образования в светских вузах. В этом залог эффективного развития образовательной системы Русской Православной Церкви.

Публикуется с сокращениями

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 19-20 (296-297) октябрь 2004





Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения


№ 11 (335) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 19(368) октябрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19-20 (296-297) октябрь 2004














 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008