№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006 / Православный мир

Следующая статья...»

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл:

Митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл является одним из наиболее авторитетных иерархов Болгарской Православной Церкви. В интервью ответственному редактору ЦВ Сергею Чапнину митрополит Кирилл размышляет о проблемах экуменизма, европейской интеграции и роли русских туристов в жизни Варненской митрополии.
— Ваше Высокопреосвященство, в качестве наблюдателя вы участвовали в Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту Алегри. Как вы оцениваете результаты этого форума? Есть ли перспективы у нашего диалога с протестантами или у православных с протестантами становится все меньше общего?
— Да, к сожалению, общего у нас становится все меньше и меньше. И в частных разговорах, и в более широких дискуссиях на ассамблее я не раз повторял: хорошо общаться, посидеть, поговорить, дать комментарий на какой-то текст, но если мы хотим получить положительные результаты нашего общения, то нужно хотя бы немного подумать о том, как каждая Церковь воспринимает веру Христову. Только после этого можно постараться потихонечку — это нелегко — там, где возможно, сближаться. Нельзя повторять те ошибки, которые были прежде. Вспомним, например, Мартина Лютера и других протестантов: отделившись от Католической Церкви, они должны были бы возвратиться к православию. А они решили все устроить сами по себе. И пошли новые «ветви», новые и новые разделения. Теперь этим разделениям уже века, и сейчас трудно объяснить протестантам, особенно молодым, зачем нужно возвращаться к православию. Если бы тогда это было сделано, мы пришли бы к единой вере, и не было бы той большой исторической ошибки. Они кивают, говорят: «Да, это хорошо, но мы ждем: когда Господь скажет, тогда и будет единство». Я говорю: «Мы не должны ждать. Что такое ждать? Вот, давайте, сядем за стол и будем ждать, кто нас будет кормить, если мы сами ничего не сделаем». Они так, немножко посмотрели друг на друга: «Да, действительно, но Господь — милостив. Мы должны только на Него надеяться». Это хорошо, но недостаточно. Когда на ассамблее инославные читали Символ веры, из этой молитвы, к сожалению, они опускали слова о вере в единую святую Церковь. И когда они слышат эти слова, то начинают смеяться. Я сам слышал, как они повторяли: «Ну что такое — святая Церковь?»  Вот это показывает, что у них нет желания действительно обсуждать свое видение Церкви Христовой, а раз так, то и особого духовного смысла у этого собрания нет. Но с другой стороны, мне кажется, что общаться с протестантами стоит. Они уже кое-что восприняли от Православия, это видно. И по крайней мере на человеческом уровне это общение сближает, помогает преодолеть недоверие, недоброжелательность. Никто из православных от этих встреч еще не соблазнился, не ушел из Церкви. Я не вижу в таком общении ничего отрицательного, если наше главное намерение — свидетельствовать о нашей православной вере.
Мы должны участвовать в работе и Всемирного Совета Церквей, и Конференции европейских церквей (КЕЦ). В Москве на саммите религиозных лидеров у меня состоялась встреча с генеральным секретарем КЕЦ, и мы с сожалением отметили, что наша Болгарская Православная Церковь не участвует в работе КЕЦ. Как вы знаете, 1 января 2007 года Болгария будет входить во все структуры Европейского Союза, и вопрос о возвращении Болгарской Церкви в ВСЦ и КЕЦ у нас будет обсуждать Священный Синод.
— Как сейчас идет процесс интеграции Болгарии в Евросоюз? Что положительного и что отрицательного вы  видите в этом процессе?
— Если говорить в целом, то объединяться — это хорошо. Сам Господь призвал нас к единству. И мы должны осуществлять эту миссию через евангелизацию. Это нужно всему миру. Но евангелизация — это не глобализация, в основе которой лежат чисто человеческие, земные интересы. Есть признаки того, что будет лучше в законодательной сфере, в сфере правопорядка, в судебной системе. Но если мы не будем утверждаться в православной вере, пользы не будет. Когда я говорю «мы», то имею в виду весь болгарский народ, который призван не только знать, но и исполнять Закон Божий. Если в сердце человека не живет тот естественный нравственный закон, о котором говорит апостол Павел, то, какие бы законы мы ни сочиняли, не будет успеха. Нас тревожит, что Евросоюз принимает очень сомнительные постановления, например, о гомофобии. Теперь будет сложнее говорить о содомском грехе. Происходит «уравнивание» добродетели, духовного подвига и греха. Это нас очень смущает.
Говорят, что болгарскому народу будет лучше экономически. Но здесь у нас уже есть первый опыт, и он очень нехороший. Наши маленькие предприятия не могут выжить в условиях интеграции. Евросоюз давит их. Многие люди остаются без работы.
Но какие бы трудные времена не наступили, я считаю, что наша главная задача остается неизменной — утверждаться в православной вере. Запад во многом уже утратил христианские основы своей жизни, об этом говорят даже высшие иерархи Католической Церкви. Православные народы сохранили свои духовные традиции. И я верю, что наши традиции обогатят Европу. Два православных народа в скором времени будут входить в объединенную Европу — болгарский и румынский. Надеюсь, это послужит укреплению православия в Европе. Мы должны использовать эту возможность для осуществления миссии Православной Церкви — миссии спасения человеческих душ.
— Владыка, мы беседуем с вами в Варне, в разгар летнего сезона. В последние годы здесь отдыхает много русских, насколько ощутимо их участие в церковной жизни вашей митрополии?
— Конечно, их участие очень ощутимо не только для меня, но и для многих наших прихожан. Даже в мелочах мы видим примеры удивительного русского благочестия: женщины приходят в храм с покрытой головой; многие очень благоговейно, иногда с поклоном — даже наше духовенство удивляется — подходят к священнику. Для нас это очень важный пример.
В начале июля на курорте Албена отдыхали 2500 русских детей. Когда я приехал на встречу с ними и вошел в зал, они все как один встали. И я увидел в этом не просто уважение к епископскому сану, но и готовность к молитве. На этой встрече я говорил о Православии, о том, что все мы — братья-славяне и должны быть вместе. Наш митрополит Тырновский Климент еще в XIX веке говорил: «Есть православие — будет Болгария!» Есть православие — будет и Россия. Эти слова истинны и сегодня.
— Как вы оцениваете ситуацию в Охридской митрополии? Это древняя кафедра Болгарской Церкви, и, думаю, вам не могут быть безразличны события, которые происходят сегодня в Македонии. Для всех православных эти события отдаются болью...
— Мне не раз приходилось говорить о проблеме непризнанной Македонской Православной Церкви. Я считаю, что прежде всего нам необходим открытый, честный и искренний диалог. Без этого разрешение существующих проблем невозможно.
Не так давно болгарские архиереи были на приеме у Святейшего Сербского Патриарха Павла, беседовали с другими сербскими епископами, с Черногорском митрополитом Амфилохием. Мы говорили: «Мы должны вместе сесть и поговорить о нашей церковной истории, которая неразрывно связана с сегодняшним днем». Но сербы не хотят об этом говорить. Эти земли были канонической территорией Болгарской Церкви, но сегодня мы не имеем никаких претензий на них ни к Сербской, ни к Македонской Церкви. Напомню, что Болгария первой признала независимость Македонии. Нам нужно говорить об исторической правде, а она такова, что Сербская Церковь купила эти епархии за деньги, и таким образом они перешли к ней. В Сербии нам говорят: «Это не так!» Я говорю: «Извините, я не хочу никаких конфликтов, но есть исторические свидетельства, документы». Из истории нужно делать выводы, и мы их можем сделать вместе. Не нужно обращаться ни к Вселенскому Патриарху, ни к Русскому, надо самим — Сербской и Болгарской Церквам — постараться решить эти проблемы. Мы не хотим делать никаких заявлений по проблеме Македонской Церкви, но надеемся, что у нас будет возможность сесть за общий стол переговоров. Это должен быть диалог современных, интеллигентных православных христиан, заботящихся о единстве Православной Церкви.

Следующая статья...»

№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 10 (383) май 2008




№ 5(378) март 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 4 (353) февраль 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008