№ 4 (353) февраль 2007 / Православный мир

Следующая статья...»

Есть ли выход из кризиса

В конце февраля состоится собрание административного совета международной молодежной организации «Синдесмос». На вопросы корреспондента ЦВ отвечает Анна Рогожина, представитель российского региона в административном совете «Синдесмоса».
— «Синдесмос» существует уже 50 лет. Изменились ли цели и задачи этой организации, в чем они заключаются на сегодняшний день?
— О главной цели нашей организации говорит само название — «Синдесмос», что по-гречески означает «связь», «соединение». «Синдесмос» — это соединение, единство православной молодежи. У православной молодежи могут быть абсолютно разные взгляды, культурные особенности, но главное одно — это единство в вере. Поэтому наша первая задача — хранить это единство и поддерживать его с помощью устраиваемых нами встреч православной молодежи из разных стран. Вторая задача — повышать уровень самосознания молодежи, чтобы молодые люди больше знали о своей вере, глубже ее понимали благодаря совместному общению, молитве и участию в общих делах. Третья задача — поддержание богословской осведомленности в среде православной молодежи. Существуют и другие цели и задачи. Одна из них, например, — общение с представителями молодежи из восточных Православных Церквей, которые приезжают на наши встречи из Индии, Армении, африканских стран. Они являются членами «Синдесмоса» без права голоса. Тем не менее сегодня они принимают очень активное участие в нашей работе.
Первоначально задачей «Синдесмоса» была поддержка развивающихся общин и помощь поместным Церквям в Африке и других регионах. Цель была — дать импульс для развития местного движения, чтобы молодежь сама начинала что-то делать на местах, а международные встречи служили своеобразной школой опыта.
— Какие русские молодежные организации входят в «Синдесмос»?
— В «Синдесмос» входят самые разные организации из России. Первыми вступили богословские школы — Ленинградская и Московская духовные семинарии. Позднее, когда появилась такая возможность, начали вступать организации совсем другого плана. Например, молодежное братство имени святого князя Дмитрия Донского. Это братство было создано благодаря тому, что его будущий основатель побывал на мероприятиях «Синдесмоса», воспринял там для себя какие-то идеи и потом начал воплощать их в подмосковном городе Коломна. Это совсем другого плана организация, чем духовная школа. Братство устраивает походы, встречи, беседы, миссионерские поездки и т.д. Но из-за отсутствия достаточных финансовых средств и те и другие не могут быть полноправными членами «Синдесмоса», они являются ассоциированными членами, то есть не имеют права участвовать в принятии решений.
— Последнее время многие говорят о кризисе, который переживает «Синдесмос».
— У этого кризиса есть два разных измерения. Во-первых, это системный кризис, вызванный тем, что в 90-е годы произошло резкое — в несколько раз — увеличение количества членских организаций. И получилось, что структура перестала быть мобильной, стала слишком неповоротливой.
Надо сказать, что молодежные организации сами по себе очень неустойчивы. Допустим, некая организация в 1992 году вступила в «Синдесмос». А через несколько лет у нее поменялись цели и задачи, или же она вообще прекратила свое существование. Но при этом она продолжает числиться в наших списках, и на Ассамблее, которая собирается раз в четыре года, ее присутствие необходимо для того, чтобы был кворум. На самом деле эта организация уже не может быть членом «Синдесмоса», хотя на бумаге она таковой является. Секретариат тратит огромное количество времени, сил и средств, для того чтобы как-то достучаться до этих «спящих» или обнаружить пропавших членов, но часто безрезультатно. Многие живут по инерции: «Вот, мы уже вступили, нам нравится, что мы — члены международной православной организации, и зачем же нам из нее выходить?». Кто-то не принимает участие в наших мероприятиях из-за финансовых проблем, кто-то — по другим причинам. Есть и такие, кто вышел из «Синдесмоса» по принципиальным соображениям. Например, некоторые очень консервативные греческие организации, которым не понравилась наша излишняя, по их мнению, экуменическая направленность. Но таких случаев было очень мало.
Формально в «Синдесмос» сегодня входит 120 организаций со всего мира. Примерно половина из них поддерживает связь с секретариатом, а реально принимает участие в работе лишь треть. При этом абсолютное большинство участников не платит членские взносы. Естественно, это затрудняет организацию мероприятий, потому что «Синдесмос» существует на пожертвования, гранты и членские взносы. У представителей восточноевропейских молодежных организаций есть объективная причина, которая затрудняет их участие, — это бедность. Зачастую они просто не имеют возможности посылать своих представителей на наши мероприятия.
Вторая сторона кризиса — это кризис самоидентификации. «Синдесмос» — это международная молодежная организация, и естественно, предполагается, что ее мероприятия предназначены для молодежи. Но при этом «Синдесмос» всегда выполнял роль «сторожа на колокольне», который звонит, привлекает всеобщее внимание к каким-то проблемам. «Синдесмос» уделял особое внимание проблемам церковной жизни, понятности богослужений, катехизации, миссии и другим. Но последние годы эта тенденция, которую мы называем между собой «клуб юных богословов», стала преобладать. Дело в том, что абсолютное большинство членов административного совета имеют высшее богословское образование. И те члены совета, которые не имеют такого образования, стали жаловаться, что чувствуют себя не в своей тарелке, потому что у большинства взгляд совсем не молодежный, а профессионально богословский, взгляд специалистов. Соответственно, мероприятия, которые мы организовывали, стали тоже больше клониться к жанру богословского диалога, к чисто богословскому осмыслению проблем. Такой уклон может представляться интересным для представителей духовных школ или богословских факультетов. Но большинству молодежи это не может быть интересно.
Это противоречие интересов очень сильно разобщает «Синдесмос».  Поэтому на прошлом административном совете, который проходил в Финляндии в июле 2006 года, было принято решение написать письмо всем нашим членам с просьбой определить, какую задачу они считают для себя более важной — молодежную работу или богословское осмысление насущных проблем. Вскоре во Франции состоится последнее заседание административного совета, и оно будет посвящено анализу полученных ответов. А летом должна собраться очередная Генеральная ассамблея, на которой административный совет будет переизбран.
— Чего вы ждете от заседания административного совета и Генеральной ассамблеи?
— Пока мы еще не нашли выхода из этого кризиса. Хотелось бы, чтобы мы в своих поисках не прибегали к политическому давлению, которое, к сожалению, все-таки есть, и вспомнили, что «Синдесмос» — это не только Европа. Сегодня у нас оказались выброшенными на обочину американские организации, и они очень недовольны тем, как к ним относятся. Недостаточно активно мы действуем и в большом азиатско-тихоокеанском регионе. Там, конечно, большинство составляют мусульмане, но мы могли бы активнее привлекать молодежь из этих стран. Надеемся, что и наши ближневосточные братья активизируются, так как в последнее время из-за войны в Ливане они редко появлялись на наших мероприятиях.
Я надеюсь, что нам удастся прояснить все эти проблемы на ближайшем  административном совете, и возлагаю большие надежды на Генеральную ассамблею.
Беседовала Мария Виноградова

Следующая статья...»

№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 4 (353) февраль 2007
Есть ли выход из кризиса


№ 6 (355) март 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 10 (383) май 2008




№ 5(378) март 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 4 (353) февраль 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008