№ 10 (335) май 2006 / Православный мир

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Письмо в редакцию

В заявлениях епископа Василия и в письмах его сторонников настойчиво повторяется одно и то же ложное утверждение: новые иммигранты из России хотят разрушить особый строй церковной жизни, который сложился в Сурожской епархии при митрополите Антонии, и навязать «окультуренным», по выражению владыки Василия, эмигрантам и обращенным британцам некий этнический вариант Русского Православия. Цитирую вл. Василия: «Епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании».

В письме Патриарху вл. Василий подчеркивает, что причиной его решения о переходе в Константинопольскую юрисдикцию является не частная конфликтная ситуация в Лондонском приходе, но «системные», то есть фундаментальные, противоречия между Московской Патриархией и Сурожской епархией.

Русская Православная Церковь поддерживает традиции митрополита Антония по созданию многонациональных и миссионерских общин за рубежом. В ответном письме епископу Василию Патриарх подтвердил свое понимание Сурожской епархии именно как многонациональной и отметил, что культурные различия не могут быть причиной для выхода епархии из состава Русской Православной Церкви.

Конфликт, возникший в Лондонском соборе, нуждается в уврачевании: пастырь должен позаботиться обо всем своем стаде, а не изгонять из него ту часть, которая ему неугодна. Тем более, что эта часть, по признанию самого вл. Василия, составляет ныне 95% процентов от общего числа прихожан. Нет оснований утверждать, что с притоком большого количества новых иммигрантов из России и других стран бывшего СССР исключается возможность создания многонациональных приходов. Я могу засвидетельствовать, что русскоязычная часть Лондонского прихода единодушна в своих добрых чувствах по отношению к англоязычным братьям и сестрам и не видит препятствий к совместным богослужениям и молитве. Культурные противоречия, которые неизбежно возникают при диспропорции в многонациональном составе епархии, могут быть уврачеваны как путем совместных молитв и братского диалога любви, так и путем создания разных приходов и благочиний — как монокультурных, так и поликультурных. Сам вл. Василий еще совсем недавно был настроен оптимистично и даже получил от Патриарха благословение на строительство нового храма для русских.

Что касается диалога, то здесь, на мой взгляд, было сделано крайне мало усилий. Вл. Василий провел только одну беседу с прихожанами сразу после своего назначения на кафедру. Он не обращался к своей пастве с открытыми письмами, как это делает теперь, обращаясь только к своим сторонникам. Много свидетельств и признаков того, что он планировал свою акцию задолго и лишь выбирал удобный момент. Предметом его заботы были старые русские, которых он даже посещал на дому, чтобы убедить их в необходимости разрыва с Москвой, и брал с них слово о неразглашении сути бесед. Ему нужно было выстроить картину противостояния новой иммиграции сурожским традициям, Русской Православной Церкви и епархии митрополита Антония.

Вопреки ожиданиям епископа, разделение прошло не по культурному признаку. Против раскола, в поддержку Московской Патриархии выступили не только новые иммигранты но и многие англичане, а также и те, кто приехал в Лондон 15—25 лет назад, чада митрополита Антония. Разрыв поддержала небольшая, но сплоченная и хорошо организованная группа англичан и некоторые новые иммигранты — те, кто питал неприязнь к Русской Церкви еще на родине.

Раба Божия Мария

(в Сурожской епархии с 1995 г.)

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12 (336) июнь 2006



№ 10 (335) май 2006



№ 5 (330) март 2006





№ 4 (329) февраль 2006



№ 21 (250) октябрь 2002 года



№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 12-13 (241-242) июнь 2002






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008