№ 7 (332) апрель 2006 / Православный мир

Следующая статья...»

Священник Павел Феоктистов, настоятель храма св. мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро: Даже в Бразилии можно прикоснуться к истории России

На вершине одного из холмов почти в самом центре Рио-де-Жанейро стоит небольшой православный храм. Его судьба неразрывно связана с историей русской эмиграции в Бразилии.

— Отец Павел, редко удается встретиться с настоятелем в таких отдаленных местах, не в Москве, а здесь, в храме. Расскажите о его истории.

— Нашему храму через год исполняется 70 лет, и его судьба неразрывно связана с историей русской эмиграции в Бразилии. Первые русские беженцы — всего около полутора тысяч — прибыли в Бразилию в 1921 году. В это время Рио был самым крупным городом Бразилии, ее столицей. Некоторые семьи разъехались по стране, но большинство осталось здесь. Прибывшие — в основном бывшие офицеры армии и члены их семей — оказались предоставленными сами себе. Без какой бы то ни было организованной помощи со стороны государства, без средств к существованию и без знания португальского языка, они были вынуждены браться за самую тяжелую и грязную работу, чтобы не умереть с голода.

Надо сказать, что к концу 1917 года при посольстве России в Рио-де-Жанейро на средства Российского императора Николая II был построен православный храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Однако после Октябрьского переворота в России посольство было закрыто, хозяина у храма не оказалось, и власти города передали новый храм Антиохийской Православной Церкви.

Вновь прибывшие русские организовали свою общину, названную в честь святого Георгия Победоносца, но, не имея русского священника и своего помещения, более десяти  лет вынуждены были ходить в Никольский — теперь уже сирийский — храм. В 1930 году община направила ), управляющему русскими православными приходами в Западной Европе митрополиту Евлогию (Георгиевскому) письмо с просьбой прислать в Бразилию священника для окормления русской колонии. Митрополит Евлогий с пониманием откликнулся на эту просьбу и направил в Рио иеромонаха Михея (Ордынцева), находившегося в то время в Перу, а позднее переведенного в Сан-Паулу. 28 апреля 1933 года на организационном собрании Правления прихода Н.М. Щелкунов предложил построить собственный храм. Ему же было поручено разработать Устав прихода.

В 1934 году, после регистрации русской православной общины в качестве юридического лица, у русских появилась возможность купить для строительства храма в рассрочку участок земли в районе Санта Тереза. Выбор этого района был отчасти связан с тем, что сюда из всех районов города ходили трамваи и добраться до храма было сравнительно несложно. Для сбора средств на строительство русской общиной в Рио организовывались концерты, балы, театральные вечера и представления.

— Немногие храмы русских общин в зарубежье могут по красоте сравниться с этим храмом. Проект был подготовлен опытным архитектором?

— Храм построен в псковско-новгородском стиле конца XIII — начала XIV веков, и без преувеличения можно сказать, что он стал жемчужиной атлантического побережья. Планы строительства были сделаны инженером Константином Дмитриевичем Трофимовым, удачно совмещавшим техническую профессию с научными занятиями археологией и имевшим репутацию знатока церковной архитектуры Древней Руси (в 1939 году он принял священный сан и являлся настоятелем храма до 1950 года). Контроль за строительством осуществлял архитектор Глеб Константинович Сахаров. Ко времени возведения основной постройки скончалась его горячо любимая жена, и он внес в строительство весьма большую сумму, с условием, что храм будет освящен в честь ее небесной покровительницы святой мученицы Зинаиды. И вся община с этим согласилась.

Строительство храма началось 11 августа 1935 года с торжественной закладки, которую совершили архиепископ Сан-Паульский и всея Бразилии Феодосий (Самойлович) и митрополит Тиро-Сидонский Илия (Диб; Антиохийская Православная Церковь). 29 августа 1937 года архиепископ Феодосий при большом стечении молящихся освятил храм и его престол в честь святой мученицы Зинаиды. Практически все русские семьи, проживавшие в то время в Рио-де-Жанейро, жертвовали деньги на постройку и непосредственно принимали участие в строительстве в свободное время, благодаря чему храм был построен в рекордные даже по современным возможностям сроки. По окончании строительства образовался довольно крепкий и многочисленный приход. Первым настоятелем построенного храма святой мученицы Зинаиды стал священник Георгий Гордов, юрист по образованию, до революции бывший городским головой одного из небольших городов Крыма.

— Как дальше складывалась судьба храма?

— За всю историю храма в нем служили 12 священников. От основания и до 1972 года храм находился в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, поскольку иного присутствия православного здесь просто не было. В 1972 году община храма перешла в юрисдикцию автокефальной Православной Церкви в Америке. В общине произошел раскол, и до сих пор, даже спустя 42 года, его последствия еще ощущаются. Община не согласилась с тем, как вел дела храма последний настоятель, это было связано с церковным имуществом. Последний настоятель храма отошел ко Господу в 1998 году.

— Какой период в жизни общины был самый интересный, насыщенный?

— После первой волны русской эмиграции из России и Франции (1921—1924 гг.) в состав общины с 1947 по 1955 годы влилась многочисленная волна русских эмигрантов из послевоенной Европы, а затем, еще большая, из Китая. С прибытием в Бразилию русских из Китая, где до конца 40-х годов церковная жизнь была весьма насыщенной, началась новая страница в истории храма.

Расцвет церковной жизни храма и общины приходится на 1950— 1963 годы. Состав хора под управлением бессменного на протяжении многих лет регента Бориса Евгеньевича Кириллова, прибывшего со своей семьей из Харбина (Китай), насчитывал в лучшие времена до 25 человек. Ныне хора, увы, не существует.

В 1956—1959 годах за счет общины проводились технические работы по укреплению земли на участке и реконструкция расположенных на нем построек. Значительная сумма для этого была пожертвована прихожанином храма Александром Михайловичем Синковским. С 1956 по 1959 годы настоятелем храма был священник Николай Падерин (впоследствии — епископ Никандр). В 1967 году он стал епископом Рио-де-Жанейрским, викарием архиепископа Сан-Паульского Феодосия, а после его смерти — управляющим Сан-Паульской епархией Русской Православной Церкви Зарубежом.

Кстати, епископская кафедра традиционно находилась в Сан-Паулу и называлась Сан-Паульская и Бразильская. Но сегодня мы, к сожалению, уже не имеем приходов в Сан-Паулу, и юридически эта кафедра Русской Православной Церкви Московского Патриархата зарегистрирована при нашем храме, а наш храм является кафедральным собором. Сегодня эта кафедра является вакантной, и управляет епархией митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон.

— Давайте вернемся немного назад. Как община оказалась в Московском Патриархате?

— В 1998 году, после смерти последнего настоятеля, община на общем собрании решила перейти под омофор Святейшего Патриарха. Что и было сделано в том же году. В 1999 году этот переход был оформлен юридически. Причины тому были просты — Американская Церковь не смогла прислать нового священника из Северной Америки. Никто не хотел ехать, потому что западный мир живет своими требованиями, свой жизнью.

— Пять лет назад вы приехали в Рио-де-Жанейро. В каком состоянии находились община и храм?

— Некоторое время богослужения совершал протоиерей Анатолий Топала. Он приезжал в Рио из Порту-Алегри — это около полутора тысяч километров на юг, так что часто приезжать было затруднительно. Затем сюда был назначен игумен Сергий (Зятьков), но здоровье не позволило ему продолжительное время оставаться в этом климате. Признаюсь, что и я постоянную жару переношу с большим трудом.

Православное присутствие в Бразилии не ставит задач прозелитизма. Наша задача — это окормление русских людей, и как пастырь я вижу это своей главной задачей. Сегодня в нашем приходе есть три поколения эмиграции, и последнее поколение — это послеперестроечная эмиграция. К сожалению, их дети уже плохо говорят по-русски. В этом многомиллионном городе наш храм — это единственная возможность молиться на церковно-славянском, говорить и общаться по-русски. Моя задача — по мере сил содействовать тому, чтобы русские люди не потеряли свои духовные и культурные традиции, не забыли свою идентичность. И конечно, пришлось еще заниматься хозяйством. Впервые за 70 лет мы сделали в храме ремонт.

— Насколько велика русская община сегодня? Какова доля тех, кто приехал в конце XX века?

— В воскресные дни за богослужением бывает от 5 до 20 человек, в праздники — от 20 до 50. Из них старое поколение, послевоенная эмиграция из Европы — это одна треть, треть — это «китайцы», так здесь называют русских эмигрантов из Китая, и одна треть — «перестроечные».

— В конце февраля произошло знаменательное событие — Великое освящение храма, которое совершили митрополит Кирилл и митрополит Платон. Как вы готовились к этому, с чем был связан долгий ремонт, который проходил в храме?

— Я считаю, что в воскресение 19 февраля мы подвели знаменатель под сложной историей храма, потому что мы освятили его Великим освящением. История у храма непростая. Даже антиминс, с которым служили до 19 февраля, был подписан 34 года назад митрополитом Иринеем. Представьте, храм был в юрисдикции Зарубежной Церкви, потом перешел в Американскую Церковь, были расколы, нестроения... Сейчас мы совершили большое освящение храма, Святейший Патриарх передал нам новый антиминс, в престол заложены мощи одного из российских новомучеников. Это радостное событие. У нас пел хор из Аргентины. Присутствовали посол Российской Федерации Владимир Львович Тюрденев, генеральный консул Алексей Казимирович Лабинский, практически все сотрудники генерального консульства. Как вы знаете, у нас посольство находится в столице Бразилии. Представители консульства оказали помощь по встрече митрополита Кирилла и митрополита Платона. Они оказали информационную, транспортную поддержку. Все было достойно организовано.

— Храм смотрится просто удивительно — белоснежный на жарком, палящем солнце, рядом пальмы... Сколько времени потрачено на эту работу?

— Два с половиной года мы вели ремонт, и силы были потрачены огромные. Это был ремонт и снаружи, и внутри, и на прилегающей территории; сделан ремонт и в доме священника. Все эти два года богослужение совершали в приходском зале.

— Есть ли у вас общение с другими православными общинами?

— Да, мы общаемся во время богослужения, и настоятель греческого храма протоиерей Димитриос Николаидис присутствовал на освящении. У нас хорошие отношения с Антиохийской Православной Церковью, собор которой по-прежнему находится неподалеку.

Богослужения в нашем храме совершаются регулярно, но, к сожалению, не все русские люди знают о том, что он существует. Мне хотелось бы, чтобы информация об этом дошла до людей.  Пусть помнят, что приезжая на отдых в такую экзотическую страну, как Бразилия, они могут зайти к нам. Мы всегда рады русским людям, ждем их, ворота храма всегда для них открыты.

Прикоснувшись к истории русской эмиграции, я хотел бы, чтобы люди поняли: у нас, у русских, особая судьба и особая история. Эту историю надо знать. Даже здесь, в Бразилии, к этой истории может прикоснуться каждый, и это прикосновение может изменить нашу жизнь.

Беседовал Сергей Чапнин

 

Следующая статья...»

№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 10 (383) май 2008




№ 5(378) март 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 4 (353) февраль 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика