Праздник Успения на Святой Земле
Когда раннее утро еще только стучится в крепкие стены спящего Иерусалима, тысячи огненных цепей растекаются по его извилистым улицам. Это отблески зажженных свечей в руках благочестивых паломников, совершающих крестных ход в Гефсиманию, к месту погребения Пресвятой Богородицы.
Впереди процессии, в синей форме и малиновых головных уборах с кисточками, идут мусульманские стражники-катавасы, символизирующие уважение мирской власти к Таинствам Церкви. С эпохи турецкого владычества они предупреждают о праздничном шествии тяжелым стуком металлических тростей о каменную мостовую.
В центре крестного хода в белом священническом облачении — настоятель и архимандрит Гефсиманского подворья Греческого Иерусалимского Патриархата. Совершив ночную литургию на малом Гефсиманском метохе (подворье), он с благоговением начинает погребальное шествие с Плащаницей Богоматери, как некогда святые апостолы, собранные Божьим Промыслом в Святом Граде, провожали Заступницу и Ходатаицу обо всем человеческом роде. Согласно Священному Преданию, за три дня до Преславного Успения Богородице явился св. Архистратиг Гавриил и, вручив райскую финиковую ветвь, известил Ее о скорой встрече с Божественным Сыном. Воля Пресвятой Владычицы не разлучаться с Господом Иисусом Христом, быть ближе к земному тридневному ложу Спасителя удивительно согласуется с настоящим местонахождением Ее Плащаницы. В течение всего года христиане имеют возможность облобызать святую икону, изображающую усопшую Богоматерь, в малом Гефсиманском храме напротив храма Воскресения.
25 августа в 4 часа утра Плащаницу Пресвятой Девы переносят за Кедрон в Гефсиманскую усыпальницу, где похоронены родители Пресвятой Девы — свв. Богоотцы Иоаким и Анна, а также Св. Иосиф Обручник. Праздничный крестный ход нередко сравнивается с пасхальной заутреней или схождением Благодатного Огня в Великую субботу, настолько многочисленны ряды переживающих священное событие.
Св. Иоанн Богослов с райской финиковой ветвью шел тогда впереди погребального шествия. Другие апостолы несли Пречистое Тело Богоматери. Ныне под умиленное пение монашеского хора процессия двигается по Крестному пути Господа Иисуса Христа, останавливаясь для евангельского чтения. Жители старого города — католики, мусульмане — покидают на время свои монастырские и мирские приюты, чтобы поклониться Божией Матери. Архимандрит каждого монастыря, мимо которого проходит праздничное шествие, встречает его с храмовой иконой и крестом. Грек-иеродиакон кадит благовонным ладаном и окропляет присутствующих розовой водой.
Перед Гефсиманскими, или Львиными, воротами крестный ход останавливается возле места Рождества Богородицы. Желтое двухэтажное здание мало чем отличается от других построек старого Иерусалима. Только табличка «Монастырь Иоакима и Анны» отсылает к страницам библейской истории. 21 сентября в доме св. Богоотец совершается торжественная служба. Место рождения девочки, будущей Матери Спасителя мира, обозначено на мраморном полу пещерной церкви небольшим мозаичным крестиком.
После чтения Слова Божия арабы, бодрствовавшие, чтобы получить благословение Пречистой, вместе с детьми подходят к Плащанице. Радостно поприветствовав друг друга, они присоединяются к славословящим христианам.
Монахи, священнослужители и инокини из разных монастырей Святой Земли еще раз спешат облобызать Плащаницу Пресвятой Девы.
Русские паломники с особым чувством рассматривают серебряно-вызолоченную ризу иконы — дар графини А.А. Орловой-Чесменской, дочери сподвижника Екатерины Великой графа Алексея Орлова.
Крестный ход выходит за «Ворота Марии». Над Елеонской горой расходятся сиреневые облака. Золотые купола монастыря св. Марии Магдалины начинают отливать жарким полуднем, а Гефсиманский сад еще не расстается с туманными покрывалами.
Когда праздничное шествие спускается к Гефсиманской родовой усыпальнице семейства Пресвятой Девы, навстречу Плащанице в алой мантии выходит Патриарх Иерусалимский. У монастыря св. первомученика архидиакона Стефана глава Иерусалимской Церкви читает отрывок из Святого Евангелия.
Тяжело ударяет колокол Гефсиманского подворья Успения, и Стефанов монастырь отзывается сладкозвучными переливами. Колокола монастыря св. Марии Магдалины своими размеренными ударами и тембром создают ощущение необычайной торжественности. Крестный ход входит во внутренний глубокий двор — атриум церкви Успения над гробницей, куда св. апостолы перенесли Пречистое Тело Богоматери.
Первый храм над гробом Пресвятой Девы был воздвигнут христианами в пятом столетии. Разрушенный в 614 году персами, он был восстановлен крестоносцами и потом некоторое время принадлежал францисканцам. С 1757 года Гефсиманский храм передан Греческому и Армянскому Патриархатам. По благословению церковных властей здесь могут служить копты и сирийцы.
Широкая лестница в 50 ступеней ведет к Кувуклии Божией Матери. Часовня построена над высеченным в природной скале ложем Пресвятой Девы, которое теперь огорожено стеклом. Над каменным местом Упокоения — мраморный престол. Когда крестный ход приближается к земному ложу Приснодевы Марии, благочестивые христиане коленопреклоненно молятся о ниспослании в их семьи и народы мира и благодати.
За часовней у Гефсиманской иконы Богоматери установлена деревянная сень для Плащаницы. Под пение духовенства архимандрит Гефсиманского подворья благоговейно опускает Плащаницу на приготовленное место. До отдания Успения по благословению настоятеля православные паломники могут на время поменять иконе в серебряной ризе шелковую подушечку. Такую подушечку потом берегут как святыню и память о посещении Святой Земли.
Дом св. Иоанна Богослова, принявший Божью Матерь после крестной смерти Ее Божественного Сына, стал храмом для всех христиан. Сначала здесь построил красочную базилику император Юстиниан, но она была разрушена с приходом персов. Затем воздвигали свои храмы крестоносцы и францисканцы, пока в 1898 году турецкий султан не отдал в подарок это место германскому императору Вильгельму II. Немецкие монахи ордена св. Бенедикта, основанного в VI веке, отстроили здесь собор, напоминающий средневековую крепость. В крипте храма — скульптурное изображение усопшей Богоматери. Над Ее ложем возвышается паникадило, на котором написаны все библейские жены, послужившие истории Боговоплощения.
В вечерние часы особенно печальна мелодия сионских башенных часов, и, вслушиваясь в ее протяжные ноты, можно представить горе св. апостола Фомы, прибывшего через три дня после погребения Богоматери и не успевшего с Нею проститься. Св. апостолы показали ему место Упокоения Пресвятой Девы, но вместо Ее Пречистого Тела увидели там только погребальные пелены. На этот раз апостол Фома без смущения уверовал в преславное восшествие Божией Матери к Своему Воскресшему Сыну. После горячей молитвы святые ученики сподобились посещения Богоматери в сиянии небесной славы. Пресвятая Богородица укрепила их веру и утешила обещаниями непрестанного предстательства за них перед престолом Вседержителя.
В дни Успенского поста каждую ночь у Гроба Господня совершается открытая для паломников Божественная литургия. Многие христиане задолго до службы посещают Сион, чтобы задуматься о земной жизни Пресвятой Девы.
В ночь на 28 августа монахини Горненского монастыря первыми стараются попасть в Гефсиманскую часовню Успения. Греческий монах к их приходу выносит букеты свежих красных роз, белоснежных и алых гвоздик, и все собравшиеся христианки с пением акафиста начинают украшать резную сень над Плащаницей Богоматери. В то время как храм заполняется людьми, воздающими хвалу Ее Преславному Успению, зажигают серебряные лампады.
Гефсиманский монах Петр поглядывает на часы и отдает последние распоряжения. Мне рассказывали, что несколько лет назад он также должен был зажечь лампады перед ночной службой, но неожиданно почувствовал себя больным. Старик опустился на скамью, обхватив голову руками и заплакав от боли и несчастья, поскольку не в силах был исполнить должное. Забывшись в тонком сне, он увидел утешающую его Пресвятую Богородицу. Божия Матерь облегчила его болезнь и указала помощницу в его послушании. Меня поразило, что чуда тогда никто и не заметил. «Это ведь на Святой Земле!» — отвечали мне, пожав плечами.
В день Успения Богородицы в десятом часу утра на Гефсиманском подворье совершается торжественное акафистное пение, на котором присутствуют Патриарх и все архиереи Греческого Иерусалимского Патриархата. Плащаницу Богоматери под сенью, украшенной цветочными венками, выносят на середину храма. Епископы Иерусалимской Церкви, а также представители посольства Греции располагаются по обе стороны патриаршего трона.
После храмового каждения Патриарх начинает молебное пение. По обычаю возгласы произносятся на греческом, арабском и русском языках. Кто слышал это хвалебное пение, тот поймет, сколько радости вмещает в себе упование на заступничество Всемилостивой Владычицы. Тропарь и кондак Успению Богоматери поют уже все христиане, знакомые с греческими напевами.
По благословению Патриарха Плащаницу обносят по кругу внутри храма.
По окончании акафистного пения цветы, украшавшие ложе и сень, разбираются христианами. Успевшие получить маленькую веточку или цветок приносят Приснодеве благодарственные молитвы.
В день Успения православные христиане еще долго остаются в храме, сохраняя в своем сердце ощущение праздника.
На отдание Успения (5 сентября) весь город, все христиане провожают Плащаницу Богоматери на малое подворье Гефсиманского храма у Гроба Господня. Радость о встрече иконы выражается в замысловатых венках, протянутых над узкими улочками, в сладком женском пении, детских криках восторга, во всеобщем единстве праздничного духа. В христианском квартале крестный ход приветствует арабская молодежь в пестрых одеждах. Ее радость по случаю возвращения святыни выражается барабанными ритмами, песнями и плясками.
По знаку мощного колокольного звона храма Гроба Господня праздничное шествие останавливается, чтобы пропустить Первоиерарха и Епископов Греческого Иерусалимского Патриархата, выходящих навстречу из патриаршей церкви свв. Константина и Елены.
Плащаницу Богоматери торжественно вносят на малое Гефсиманское подворье, а затем крестный ход направляется в храм Воскресения. По его окончании греческий Патриарх раздает благословение православным паломникам.
Эти два крестных хода, посвященные Преславному Успению Богородицы, вмещают в себя скорбь и радость, слитые в терпеливом несении жизненного креста, в уповании на будущее Воскресение, встречу с Господом и Его Пречистой Матерью.
|