Русская церковная традиция в Западной Европе
Серафим Ребиндер родился в 1940 году во Франции в семье православного священника. Двое из его братьев — священнослужители. В молодости он посещал богословские кружки в Париже, получил высшее экономическое образование.
С 1996 по 2000 год — генеральный директор банка «Сосьете женераль — Восток». В настоящее время живет и работает в Женеве. 31 марта 2004 года Серафим Ребиндер избран председателем Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе. О целях и задачах этой организации он рассказал корреспонденту «Церковного вестника».
— Господин Ребиндер, не могли бы вы напомнить о причинах, приведших к созданию вашего Движения?
— Как указывает само название движения, оно было создано для того, чтобы способствовать зарождению подлинной поместной Церкви в Западной Европе. Вместе с тем, Движение стремится к тому, чтобы в этой Церкви сохранялась русская церковная традиция. В качестве первого шага Движение стремится к установлению автономной митрополии, предложенной Первоиерархом Русской Церкви, которая объединила бы в себе все юрисдикции, происшедшие от послереволюционной русской эмиграции.
— Кто вошел в состав этого движения?
— Наше движение объединяет очень разных людей. Сегодня в организации около 50 человек, но буквально каждый день вступают новые члены. Практически все они являются потомками русских эмигрантов первой волны и уже полностью интегрировались в тех странах, где родились. Все они участвуют в жизни Церкви, и многие из учредителей занимают значимые должности либо в своих епархиях, либо в приходах. Например, Василий Тизенгаузен до недавнего времени пор был секретарем Архиепископии (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата), Димитрий Шаховской является секретарем Корсунской епархии (Московский Патриархат), Вадим Тихоницкий — староста собора Александра Невского в Париже (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата), Константин Давыдов — староста храма Сергиевского подворья при Богословском институте в Париже (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата), Анна Воронцова — староста русской церкви во Флоренции (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата), и т.д.
— Почему это движение было создано лишь сейчас, спустя год после обращения Патриарха Алексия?
— Обращение Патриарха вызвало неоднозначную реакцию в русской диаспоре. Многие поняли этот призыв попросту как приглашение присоединиться к Русской Церкви и восстановить то положение, которое было до 1917 года. Такой ложной интерпретацией воспользовались для критики Русской Церкви, которая будто бы проповедует экклезиологию, отмеченную филетизмом. Однако достаточно перечитать письмо Патриарха, чтобы понять, что речь идет об объединении православных русского происхождения в лоне автономной митрополии, с дальнейшей целью создания Поместной Церкви. Более того, впервые Первоиерарх одной из автокефальных Церквей призывает епархии, происшедшие из данной Церкви, к тому, чтобы встать на путь создания поистине поместной и канонической Церкви, то есть объединяющей всех православных, независимо от их этнического происхождения. Постепенно выявилась необходимость в создании движения, которое способствовало бы правильному пониманию Патриаршего обращения и которое получило конкретное оформление лишь теперь, год спустя.
— Какие шаги намерено предпринять движение?
— Мы уже провели два круглых стола, на которых обсуждались вопросы, связанные с будущим Архиепископии западноевропейских русских приходов в юрисдикции Константинополя, а также вопросы, касающиеся путей к Поместной Церкви. Мы хотим провести встречи в различном формате, позволяющие развить обсуждение данных вопросов: круглые столы, семинары и, может быть, конгресс. Мы хотим также создать периодическое издание для освещения хода этого обсуждения. Наконец, мы собираемся рассмотреть те способы, которые позволят нам помочь тем или иным конкретным людям или приходам, которые хотят сохранить здесь, для себя и своих детей, русскую церковную традицию.
— Как отреагировали иерархия и духовенство Франции на это начинание?
— Некоторые представители духовенства очень близки к нашему движению, другие еще не совсем поняли его значение, поэтому нам нужно четко разъяснить нашу точку зрения, которая находится строго в рамках православной веры. Говорить о реакции епископата еще рано. Необходимо, чтобы наше движение приобрело известность.
— Как отреагировала крупнейшая церковно-общественная организация Франции — Православное братство Западной Европы — на создание нового движения?
— В данном случае также еще не время отвечать на этот вопрос, но я не вижу причин для отрицательной реакции. На самом деле наши цели схожи: создание Поместной Церкви в Западной Европе. Исполнительный секретарь Православного братства Западной Европы Дидье Виланова был приглашен представить доклад на нашем втором круглом столе, на что он охотно согласился, и за что мы ему весьма благодарны.
Беседовал Артем Погосов
|