№ 3 (352) февраль 2007 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии XV Рождественских Образовательных Чтений

Ваше Блаженство, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствуем участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляем с минувшими Великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом году проходят пятнадцатые Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционным общественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения важнейших тем духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования широкий круг лиц из разных уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви, периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно благодаря Чтениям началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. Если на первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в России.
Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего ХХI столетия ознаменовались всесторонним возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь открылись тысячи храмов и сотни монастырей.
В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста, стали приходить в храмы. По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человек в России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62—63 годам, то сейчас — 44—45. Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян.
Но церковное возрождение отнюдь не является легким делом. Большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого участия в церковной жизни. Немногие из нас помышляют прежде всего «не о пище тленной», но о том, что приводит человека «в жизнь вечную» (Ин. 6, 27).
Для сохранения стойкости в вере перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы Православие стало не просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, мерилом и силой всех наших поступков, мыслей и слов.
Вот почему и священнослужителям, и мирянам надо расширять просветительскую деятельность. Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения — многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами. Словом всеми, кто жаждет слова Истины.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения оказываются как никогда востребованными.
Образование во все времена было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее любой страны и ее народа. Христианам свойственно полагать своей неотъемлемой задачей осуществление просветительской миссии, в соответствии со словами Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19).
Поэтому забота о содержании, формах и методах образования, а равно и о его влиянии на общество, не может оставаться вне внимания Церкви. Даже в эпоху, когда религиозная жизнь была жестко ограничена в своих проявлениях атеистической идеологией, христиане ясно осознавали важность духовного воспитания подрастающего поколения, стараясь, насколько возможно, в семейном кругу привить своим чадам то, чего стремилась их лишить пропитанная материалистическим духом система образования.
Встает вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Отсюда главная задача образования — научить каждого человека следовать указаниям совести. Это дает возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной, творческой деятельности.
К сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях, можно даже сказать — меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто считается делом, весьма отдаленно относящимся к школе. При этом молчаливо предполагается, что воспитание принадлежит исключительно сфере семейной.
Но может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думаем, что нет. Ибо современная семья практически утратила свое главное христианское предназначение — малой церкви, в которой муж и жена неразрывно связаны друг с другом, подобно союзу Христа и Церкви, взаимной любовью. Дети, исполняя одно из предназначений брака, в своей простоте и чистоте способствуют созданию малой церкви, по завету Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди их» (Мф. 18, 20). Таков идеальный образ православной семьи, количество которых, мы надеемся, будет расти.
Еще одной важнейшей задачей для всего нашего общества является решение проблемы детей, воспитывающихся в приютах и детских домах. Их число превышает 700 тысяч человек. Нынешний 2007 год объявлен Годом ребенка. И мы обязаны обратить свои взоры на эту категорию детей, большинство из которых являются сиротами при живых родителях.
Многие православные священнослужители и просто верующие люди откликнулись на наш призыв брать на воспитание сирот в свои семьи. Однако мы столкнулись с очень сложными правилами оформления опекунства и усыновления. Здесь без доброй воли и помощи государственных властей не обойтись.
Одним из шагов, направленных на решение этого вопроса, могло бы стать учреждение должности уполномоченного по правам детей при Президенте Российской Федерации, с широкими полномочиями, подобно тому, как это существует в Европейском содружестве. Пора совместными усилиями раз и навсегда решить проблему сиротства и беспризорности в нашей стране. Хотелось бы, чтобы все мы осознали — будущее наших детей, а значит, и всего государства, в наших руках.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств массовой информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации.
Одновременно, современное искусство демонстрирует и положительные примеры. Ярким образцом попытки христианского подхода к культуре стал фильм «Остров». Однако, к сожалению, это единичное явление. Между тем мы имеем богатый исторический материал, изобилующий примерами высоконравственного отношения к людям и способный стать основанием для создания хороших фильмов.
Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений», и тем самым изъять ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.
Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. Для подготовки таких кадров у нас есть учебные заведения, такие как Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.
Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. И никого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны — пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя обойти тему армии. Для Церкви военнослужащие во все времена являлись важной сферой пастырского попечения, ибо они, служа отечеству, проявляют готовность отдать жизнь «за други своя». Конституцией каждому гарантировано право «совместно исповедовать религию». Почему же те, кто служат своему народу, не всегда имеют эту возможность? Духовное состояние солдата не является чем-то второстепенным, но от него напрямую зависит внутренняя атмосфера в коллективе и, в конечном счете, боеспособность всей армии и безопасность государства. Поэтому Церковь и выступает за то, чтобы те молодые православные люди, которые служат в армии, могли бы иметь духовную пастырскую поддержку.
Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России православные.
Свидетельство Церкви осуществляется через ее присутствие во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека, и именно поэтому она активно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность, поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает молодое поколение.
И я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела трудности и трагедии ушедшего века, будет во все времена стоять непоколебимой твердыней.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 11(384) июнь 2008



№ 12(385) июнь 2008




№ 13-14(386-387) июль 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 20(369) октябрь 2007


№ 12 (361) июнь 2007



№ 10 (359) май 2007




№ 9 (358) май 2007


№ 5 (354) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007






ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика