№ 4 (329) февраль 2006 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: Церковь должна быть свободна в оценке процессов, происходящих в обществе и стране

— Ваше Святейшество, как Вы оцениваете нынешнее состояние православно-католических отношений? Изменились ли они после избрания нового Папы — Бенедикта XVI? Как Вы охарактеризуете отношения с протестантскими деноминациями, а также с другими традиционными религиями?

— Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами продолжают оставаться непростыми, прежде всего из-за деятельности в России и других странах СНГ католических миссионеров. Объектом их усилий нередко становятся люди, крещенные в православии, особенно дети и подростки из неблагополучных и неполных семей. Этих детей католики помещают в приюты, где воспитывают в собственной традиции. Не меньшую тревогу вызывает ситуация на Украине, где продолжаются притеснения верующих канонической Православной Церкви. Недавний перенос кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев продемонстрировал, что униаты не собираются отказываться от экспансии, от попыток представить свою региональную Церковь как общенациональную. А ведь подавляющее большинство верующих Украины это православные люди.

Убежден, что для действительного улучшения отношений между нашими Церквами необходимо как можно скорее разрешить проблемы, осложняющие православно-католический диалог. Надеюсь, что Папа Бенедикт XVI сделает для этого все возможное.

Взаимоотношения с протестантским миром — как внутри России, так и за рубежом — развиваются по-разному. С одними протестантскими сообществами мы продолжаем поддерживать добрые контакты, с другими, причем не по нашей вине, находимся на грани полного отчуждения. Так, мы продолжаем диалог с Евангелической Церковью в Германии, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Немецкие и финские лютеране являются нашими давними друзьями и партнерами в образовательной, социальной, молодежной работе.

Но к сожалению, в последние годы мы сталкиваемся с негативными тенденциями, которые развиваются внутри некоторых протестантских сообществ, стремящихся во всем следовать обычаям мира сего. Эти общины начали «благословлять» однополые браки, рукополагать открытых гомосексуалистов. Конечно, Православная Церковь не может поддерживать контакты с творящими беззаконие (Мф. 7, 23) — с теми, кто благословляет грех. Другой трудной проблемой, блокирующей контакты с некоторыми протестантами, остается их прозелитическая деятельность среди православных христиан. В то же время мы считаем, что в деле свидетельства о христианских ценностях и христианской нравственности православные и протестанты могут выступать единым фронтом. Хотя, не буду скрывать, в различных регионах России то и дело возникают конфликты между православными и баптистскими или пятидесятническими общинами. Тем не менее в последние годы со стороны православных и протестантов отмечается взаимная готовность к диалогу и сотрудничеству.

Подчас в нашей стране под именем протестантов выступают радикальные группы с сомнительным богословием и ложной духовной практикой. В этих случаях мы стараемся объяснить людям, что они сталкиваются с деструктивными сектами. В этой разъяснительной работе мы также могли бы действовать вместе с традиционными протестантскими сообществами.

За прошедший год диалог между традиционными религиями нашей страны продолжал успешно развиваться. Новый российский праздник — День народного единства, введенный в прошлом году по инициативе Межрелигиозного совета России, по-настоящему объединил христиан, мусульман, иудеев и буддистов, которые приняли его всей душой. Интересно отметить, что день 4 ноября еще в 2003 году был объявлен праздничным в Республике Калмыкия — российском регионе с образцовой ситуацией в сфере отношений между православными, буддистами и мусульманами.

В сфере взаимоотношений с мусульманскими общинами продолжается диалог, направленный на поиск путей решения общих задач, стоящих перед двумя крупнейшими традиционными религиями страны. Это прежде всего сохранение и укрепление существующих связей, сотрудничество в социальной области. Надеюсь, диалог между православием и исламом позволит предотвратить любые проявления нетерпимости и религиозной вражды — тем более что, как я уже говорил, сам термин «религиозный экстремизм» — это совершенная нелепость.

— Вы часто встречаетесь не только с общественными, но и с государственными отечественными и зарубежными деятелями — представителями всех ветвей власти, в том числе с Президентом России, руководителями и послами иностранных государств. Какие вопросы решаются на этих встречах? Не свидетельствуют ли столь частые «политические контакты» и освоение новых политических функций о сращивании Церкви и государства?

— Сближение и сотрудничество не значит сращивание. Я убежденный сторонник отделения Церкви от государства, о чем говорил неоднократно. Полагаю, что если на современном историческом этапе Православная Церковь в России не будет существовать как отдельный институт, то она превратится в ведомственную государственную структуру, что будет иметь негативные последствия и для Церкви, и для государства, и для общества. Таким ведомством Церковь была до революции 1917 года.

Думаю, Церковь должна быть свободна в оценке процессов, происходящих в обществе и стране. Такая оценка должна осуществляться с нравственных позиций, заповеданных нам Господом. Можно ли быть уверенным в том, что, став государственной, Церковь сможет свободно возвысить свой голос, если эти нравственные принципы будут государством нарушаться?

В настоящее время отношения Церкви и государства можно назвать уважительными и равными; между сторонами существует согласие по основным принципам их взаимоотношений. К этим принципам относятся, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви, с другой — невмешательство Церкви в политические процессы в стране.

В то же время по многим направлениям отношения Церкви и государства можно назвать партнерскими. Регулярно на разном уровне и по разным вопросам проводятся консультации церковных и государственных представителей. Церковь содействует различным инициативам государства и находит, в свою очередь, поддержку своих проектов в социальной сфере.

Одной из последних значительных совместных акций и стала состоявшаяся в ноябре 2005 года конференция против наркомании. В работе конференции приняли участие ведущие политики и представители деловых кругов, а также общественные церковные деятели, имеющие опыт успешной реабилитации наркозависимых людей. Одной из задач форума была координация практических действий по борьбе с наркоманией.

Это лишь один из тысяч примеров успешного церковно-государственного взаимодействия, которое развивается во всех регионах и в самых разных сферах. Это и духовно-нравственное и патриотическое воспитание, и попечение об обездоленных, и забота о сохранении культурного наследия, и многое-многое другое. Совместная практическая работа ведется постоянно на всех уровнях. При этом в церковно-государственных отношениях священнослужители выступают с двух позиций — пастыря и гражданина.

Во время поездок по епархиям я всегда встречаюсь с руководителями регионов и городской администрации. Иногда у чиновников возникают какие-то недоразумения в отношениях с Церковью, с местными епископами. Встречи с властями помогают эти отношения наладить, решить какие-то вопросы епархиальной жизни.

Во время бесед с зарубежными политиками речь часто идет о деятельности и положении поместных Церквей и религиозных организаций в их странах, о русских в зарубежье, о роли религии в жизни общества, обсуждаются перспективы межцерковного взаимодействия, пути преодоления церковных расколов, межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Некоторые дипломаты и руководители государств просят оказать содействие в разрешении этих конфликтов. Увы, на эти темы в последнее время приходится говорить чаще, чем хотелось бы. Предметом обсуждения становятся также проблемы прозелитизма, секуляризации общества, положение религиозных меньшинств и многие другие актуальные вопросы.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008



№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008





№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 12(385) июнь 2008


№ 5(378) март 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007



№ 19(368) октябрь 2007


№ 12 (361) июнь 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008