Выступление архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы на торжествах в связи С 400-летием Астраханской Епархии
Ровно четыре столетия тому назад, в 1602 году, повелением царя Бориса Годунова и патриарха Иова была учреждена самостоятельная Астраханско-Терская епархия и рукоположен первый епископ Феодосии. Но история православия в нижневолжских и прикаспийских землях началась значительно раньше. Через Кавказ проповедь христианства пришла сюда уже в первые века по Рождестве Христовом. Но с 1556 года, со времени вхождения в состав Московского царства, в истории края начинается новый период. Прикаспийские и поволжские земли постепенно осваиваются русскими переселенцами, которые приносят с собой более развитые и устойчивые общественные порядки, быт, культуру и духовность.
С первых шагов вера и Церковь стали одной из надежных скреп местной жизни.
Когда царь Иоанн Васильевич Грозный отрядил в Астрахань игумена Кирилла, то вручил ему чтимый Владимирский образ Божией Матери, точный список с чудотворной иконы, хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Эта икона стала благословением для Астрахани и чтимой святыней всей Астраханской земли. Важность упрочения православия в полуденном крае и перенесения сюда лучших духовных традиций Руси властью хорошо сознавалась. У историка Карамзина в 9-м томе «Истории государства Российского» под годом 1578 читаем, что на вопрос послов крымского хана Махмет-Гирея об Астрахани в Москве отвечали: «Оружие и вера навеки утвердили Астрахань за Россиею; и там уже воздвигнуты храмы бога христианского, основаны монастыри, живут коренные христиане». Усердием и мудростью преподобного игумена Кирилла сложился прочный союз русских с татарами. Последние, будучи мусульманами, с тех пор всегда выступали на стороне Москвы и почитали троицкого игумена, называя его Даудом — по имени ветхозаветного пророка Давида, певца покаяния и примирения.
Также и о последователе его, троицком игумене, впоследствии — архиепископе Феодосии, свидетельствовали как о выдающемся человеке своего времени.
Игумены Кирилл и Феодосии стали первыми столпами астраханского православия. Их труды проложили путь к основанию в Астрахани отдельной епархии.
400-летний путь астраханского православия — это четыре века жизни, освоения и развития Астраханской земли. Свои характерные задачи ставило каждое из столетий.
В XVII веке остро стояли вопросы о законной власти и общественном устройстве в крае. С появлением на Руси в 1604 году самозванца началась череда мятежей. В эти десятилетия на Волге, Дону и Тереке решался вопрос: быть или не быть единой России, а также о роли Русской Церкви в общественной жизни. И, благодарение Богу, к тому времени традиции духовной жизни и общественного согласия на южнорусских окраинах уже были заложены. За веру и Отечество стояли сильные личности, готовые вынести на своих плечах бремя противоречий и озлобления. Астраханские архиепископы Феодосии, Макарий, Рафаил, Пахомий и, конечно, наш великий заступник и собиратель Астраханской земли священномученик Иосиф, митрополит Астраханский, принявший смерть от разинцев в 1671 году приложили весь свой пастырский опыт и силу личного примера для приведения Астраханского края в согласие и спокойствие, к законным и справедливым порядкам. Признанием этих заслуг астраханского православия, свидетельством его значения для России стало придание с 1666 года Астрахани статуса митрополии — исключительного права, которым помимо нее пользовались в Русской Церкви только Великий Новгород и Казань.
В веке XVIII был устроен фундамент согласной и упорядоченной жизни, выстраданной и вымоленной в предыдущее столетие, и можно было воспользоваться плодами его миротворческой и созидательной жизни. Власть и законный порядок в это время значительно укрепились. Этот период отмечен ростом в крае числа русских поселений, соответственно увеличилось количество православного населения, а география Астраханской епархии значительно расширилась.
Символом данного времени можно считать постройку при митрополите Сампсоне в Астраханском кремле величественного нового здания Успенского собора. Двухъярусная соборная церковь белого камня, богато украшенная снаружи резьбой и имевшая великолепный интерьер, зримо воплощала идею роста и укрепления астраханского православия, его торжества вопреки всем трудностям смутного времени.
XIX век на Астраханской земле стал временем благоустройства, бурного торгового и промышленного развития. Главной задачей астраханского православия в XIX веке стало нравственное руководство обществом: миссионерская, образовательная и благотворительная деятельность. Активно работало, вплоть до революции, Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе Православной Церкви.
Развитие церковно-общественных инициатив, строительство и сохранение храмов, содержание учебных заведений поддерживалось астраханскими меценатами. Славную эпоху благотворительности в Астрахани с конца XVIII — начала XIX века открывает Иван Андреевич Варваций, который остался в памяти астраханцев как инициатор благоустройства города, постройки церквей, призрения больных и убогих. В числе других крупных благотворителей в более поздний период можно отметить знаменитых купцов и промышленников Губиных и Сапожниковых. Церковная и общественная благотворительность вошла тогда среди купечества Астрахани в традицию, стала неписаной нормой русского предпринимательства в крае.
Важным событием, свидетельствующим о внимании Русской Церкви к духовному положению Астраханского края, а также о важности его для России, стали четыре визита в Астрахань выдающегося пастыря и проповедника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Во время второго посещения о. Иоанн освятил в Астрахани храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный к 900-летию Крещения Руси. Величавый собор зримо утверждая силу и непоколебимость Христовой веры.
Но приближался век XX — век небывалых потрясений для нашего Отечества, в том числе и для Астраханского края. И вновь Астраханская епархия приняла на себя бремя общественного напряжения и противоречий, в полной мере испила горькую чашу которую приготовили России разрушители народной жизни, духовных святынь и исторической памяти.
До 1917 года в Астраханской епархии было 310 приходских храмов, пять монастырей, духовная семинария и духовное училище. К концу 20-х годов в городе были закрыты все домовые церкви и монастыри, а с 1928 года повсюду в стране, в том числе и в Астрахани, стала осуществляться массовая ликвидация приходских храмов и изъятие их имущества. Большинство закрытых храмов были начисто стерты с лица земли.
Репрессиям подверглись сотни и тысячи верующих. Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 (24) мая 1919 года подвергся расстрелу, в результате чего было огромное число жертв. Гонения претерпели многие астраханские архипастыри.
Только с началом войны против фашистской Германии отношение государства к Церкви переменилось. В декабре 1943 года, к огромной радости астраханцев, на кафедру вернулся, проведя в тюрьмах и ссылке в общей сложности 14 лет, архиепископ Филипп. Тогда же начался подъем приходской жизни в епархии. Являя пример высокой гражданственности, верующие астраханцы приступили к сбору денег и одежды для фронта и беженцев. По епархии удалось собрать довольно значительные суммы. Активность православных Астрахани дважды была отмечена благодарственными телеграммами от руководства страны.
В 1949 году Астрахань впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий I. Это стало знаменательным событием в жизни епархии. Церковная жизнь оставалась под государственным прессом еще несколько десятилетий, до конца 80-х годов. Подвергаясь критике и преследованиям, православие уходило внутрь, к более сокровенным формам религиозной жизни, но никогда не теряло своего значения для народной души.
С начала 1990-х годов, после возвращения Церкви свободы, внутренняя потребность народного сердца в Христовой вере проявилась со всей ясностью и выразительностью. Первым свидетельством перемен стала установка осенью 1991 года креста на 76-метровой колокольне Астраханского кремля. Вслед за этим в 1992 году Церкви были возвращены Кирилловская часовня в кремле и Успенский собор. В считанные годы по всей епархии стали возрождаться приходы. Возрос интерес к учению Церкви, ее богословскому знанию, культурному наследию, практическому опыту духовности. Всему этому способствовало важное событие — посещение в октябре 1992 года Астраханской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Летом 1999 года Астрахань встречала Международный патриарший крестный ход по водам Волги, Дона и Днепра.
За последнее десятилетие число приходов в Астраханской епархии увеличилось с 17 до 61, открыт мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, работают 25 воскресных школ.
Чудо возрождения и роста православия на Астраханской земле после семи десятилетий неистового разрушения церковности в крае и насильственного вытраиливания христианских начал из людских душ сегодня совершается большими трудами астраханских пастырей, прихожан и благотворителей и дается нам очень непросто. Но таков наш долг, долг памяти и покаяния за вину отцов. Таково продолжение четырехвекового пути астраханского православия и наш вклад в построение будущего Астраханской земли и России.
Сердечно благодарю всех, чьим попечением и молитвами созидается православная духовная жизнь Астрахани, и поздравляю земляков-астраханцев, всех верующих России с празднованием 400-летия со времени основания Астраханской епархии Я призываю на всех Божие благословение и вручаю всех вас Небесному покровительству астраханских святых.
ИОНА, архиепископ Астраханский и Енотаевский
|