№ 1-2 (350-351) январь 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Исповедь и Причастие: проблемы необходимо обсуждать

Вопросы евхаристической жизни Церкви являются жизненно важными для каждой христианской общины, для каждого православного человека. Надеюсь, что нынешнее обсуждение даст импульс к тому, чтобы в дальнейшем появились взвешенные, продуманные, трезвые рекомендации и благословения священноначалия: Священного Синода, Архиерейского Собора.
На протяжении многих лет тема евхаристии, которая является центром жизни Церкви, не обсуждалась широко и открыто, а решалась и решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. Существует много различных практик, больных тем, противоречий.
Остановимся на посте и молитве. Согласитесь, что мы, пастыри, своими действиями нередко оправдываем слова Христа, сказанные про ветхозаветное священство: «Что говорят вам, слушайте, но по делам их не поступайте». Порой оказывается, что пастыри не только не постятся, но позволяют себе накануне служения даже праздничный стол с «возлияниями», и на этом фоне призывают остальных верующих неукоснительно соблюдать пост перед св. причастием в течение трех дней. Отсюда возникает привычка к лицемерию, что вообще недопустимо в церковной жизни, а во взаимоотношениях между пастырями и пасомыми просто разрушительно.
Трехдневный пост, о котором мы часто говорим, идет от той традиции синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В такой ситуации нормально и даже хорошо, если человек перед причастием попостится три дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь Церкви.
Исповедь перед причащением особенно необходима у нас, в Русской Церкви, где многие духовно неграмотны. С другой стороны, в некоторых Восточных Церквах нет практики постоянной исповеди и, что более важно, не каждый священник может ее проводить. На основании опыта тех стран, где православные традиции сохранялись и не прерывались длительное время, нам важно осознать, как много вреда может принести неопытный духовник, который начинает запрещать или благословлять направо или налево.
Все эти вопросы чрезвычайно важны. Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, не было этих противоречий, духа лицемерия и разделения между пастырями и пасомыми. С другой стороны, не хотелось бы чрезмерно резких движений, потому что резкие перемены порождают новые проблемы. Перед глазами пример Католической Церкви, где почти не осталось постов и христиане редко приходят на исповедь. Сегодня католические священники признают, что исповедь теряет свое значение, что все чаще из жизни даже религиозных людей уходит понятие греха. Этот пример должен призывать нас к осторожности. В общем, больных тем и нюансов действительно очень много.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007













№ 3 (352) февраль 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007







№ 23 (348) декабрь




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008